Если вы давно задумывались купить авто, но откладывали — есть плохие новости. С ноября 2025 года в России планируется резкий рост утильсбора.
Что вообще такое «утильсбор»?
Формально утильсбор — это плата за будущую утилизацию автомобиля.
Логика простая: любая машина когда-то сломается, и её нужно будет утилизировать. Но так как далеко не каждый владелец захочет платить за разборку или сдавать авто официально, государство решило брать деньги «наперед».
Это, если что не наша формулировка) Дальше начинается цирк.
Было 5000₽ — станет миллион
Сейчас ставка утильсбора привязана к объёму двигателя и для физ.лиц составляет — от 3 до 5 тысяч рублей. Даже не замечаешь при покупке.
С ноября же формулу меняют: сбор привяжут к мощности двигателя.
И вот цифры:
- 160–190 л.с. → 900 000₽
- 191–220 л.с. → 952 000₽
- 221–250 л.с. → 1 010 400₽
То есть если вы захотели пригнать 3-летний кроссовер с двухлитровым мотором, за «утилизацию» придётся выложить почти миллион.
Вопрос на засыпку: что именно за эти деньги будут утилизировать?
Может, разрежут машину на серпантин и запустят в небо на праздник? Ответа нет.
За эти деньги вполне можно расщепить машину на атомы.
Разберём конкретный пример: Geely Monjaro
Популярный кроссовер с двухлитровым мотором (238 л.с.). Сейчас при ввозе для личного пользования утильсбор: 5200 рублей.
С ноября — 952 000₽.
С января 2026 — 1,142 млн.
К 2030 году — почти 1,7 млн рублей.
Таком образом, по сравнению с нынешним уровнем ставки утильсбора для «физиков» на эту или близкую по техническим характеристикам модель вырастут в 280, 335 и 492 раза.
Кому это выгодно?
На бумаге — защита рынка и поддержка отечественных производителей. В реальности — это лоббизм АвтоВАЗа, КамАЗа, ГАЗа и других «тяжеловесов». Их руководители сами писали письма в Минпромторг, предлагая считать ещё и «лошадиные силы».
Ну и в связи с полит.ситуацией тоже деньги нужны сами понимаете куда...
Гендиректор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин, президент Группы «ГАЗ» Вадим Сорокин и гендиректор ПАО «Соллерс» Николай Соболев - подписались под письмами, которые направили в МинПромТорг. Нынешние малолитражки, по их мнению имеют огромные мощностные потенциалы и турбины позволяют им конкурировать с многообъемниками из атмосферного класса. Посему, стоит ввести еще коэффициент при расчете исходя из данных по лошадиным силам. В пример приводят расчет:
«Бюджетный седан Changan Alsvin с рекомендуемой розничной ценой 1,85 млн рублей и объемом двигателя 1,48 л (мощность 98 л.с.) облагается утильсбором в размере 677,4 тыс. рублей. Такой же размер утилизационного сбора предусмотрен для автомобиля BMW Х3 с рекомендуемой розничной ценой 8 млн рублей и объемом двигателя 1,99 л (мощность 255 л.с.) и для последовательного гибрида Aito M9 с рекомендуемой розничной ценой 10 млн рублей и мощностью 496 л.с.»
По факту же, если добавлять коэффициенты "по лошадям" - подорожание коснётся каждого сегмента.
На кого повесят финальные расходы? Правильно - на покупателя. Не хочешь - не покупай. У тебя есть выбор на чем ездить. Для простого пользователя это значит одно: любая машина с мотором сильнее 160 л.с. становится роскошью.
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ ПРО УТИЛЬСБОР
По итогам 2024 года, сумма утильсбора, поступившая в бюджет, составила 1,1 триллиона рублей - это $12 миллиардов долларов.
Это больше капитализации Renault, Nissan, GAC, Isuzu и других автопроизводителей. И это только поступления от утильсбора за год - на эти деньги вместо Лады можно с потрохами выкупить Nissan со всеми его 17 заводами по всему миру и сетью дилерских сетей.
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры», к слову, заявляла что ей неизвестно куда идут поступления от утильсбора.
Момент важный ведь, на бумаге, средства от утильсбора идут на ряд программ государственной поддержки, в том числе промышленных предприятий.
Что будет дальше
Сейчас импорт авто выглядит так:
Большая часть авто в Россию едет от 161 л.с. - то есть непроходные по новому правилу расчёта утильсбора.
Что будет дальше:
- Вырос утильсбор на мощные авто → вырос спрос на авто до 160 л.с → весь привоз дорожает на 30-40%
- Выросла стоимость привоза авто → вторичка в РФ дорожает минимум на 30–40%.
То есть дорожает ВООБЩЕ ВСЁ.
Китай и Корея уже сейчас поднимают цены — спрос сумасшедший, на таможне ажотаж.
Да, окончательно известно о том, повысят ли утильсбор всё-таки или нет, будет известно 1 октября 2025 года.
Логичный ответ - "приму решение о привозе авто после 1 октября".
Но есть проблема.
Чисто физически подобрать, привезти и растаможить авто за месяц до повышения утиля нереально + это ОГРОМНЫЕ риски если авто вдруг застрянет на таможне.
Поэтому:
— Если планируете покупку, не откладывайте.
— Выбирайте и бронируйте авто заранее — пока работает старая формула утильсбора.
— Помните, что самое дешёвое авто было вчера.
Мы такое уже проходили, это не первое повышение и палки в колёса импорта.
Сейчас действуем так же системно:
• усиливаем логистику и ускоряем доставку,
• расширяем поиск автомобилей,
• планируем новые направления, чтобы возить авто и после 1 ноября
• оптимизируем процессы подбора и вывозов,
• задействуем максимум ресурсов, чтобы закрыть сделки вовремя.
Всё для того, чтобы вы купили своё авто в этом году по адекватному ценнику и не пожалели.
👉 Хотите машину по нормальной цене? Переходите в наш чат-каталог в Телеграм, там все актуальные цены https://t.me/zma_chat
Или сразу пишите нашему менеджеру https://t.me/zma_manager — за 10 минут расскажем все этапы, нюансы и подберём варианты конкретно для вас.