Суды удовлетворили четыре иска мэрии о выселении, ещё в двух случаях должники успели произвести оплату в последний момент
Когда в далёком теперь 2004 году в России приняли новый Жилищный кодекс, критики документа обратили внимание на ужесточении нормы о выселении граждан по сравнению с действовавшим ранее аналогичным законом РСФСР. В частности, у властей появилось право выселить жильца из квартиры «без предоставления жилого помещения». Проще говоря, на улицу.
Кого попросили на выход
Об этом в своё время поговорили, да и забыли. Однако, как выяснила «МОЁ!», норма о выселении применяется. Городские власти, как рассказал нам руководитель управления жилищных отношений мэрии Олег Зацепин, начали применять её в последние несколько лет.
По закону решение о выселении может принять только суд. Всего за эти годы воронежская мэрия подала семь исков, в которых просила суд обязать воронежцев освободить жилые помещения. Одно из дел сейчас рассматривается. Ещё по двум жильцы уже в ходе судебного разбирательства удовлетворили требования мэрии, и та сняла свои претензии. И наконец, в четырёх случаях суд принял решение о выселении.
«Одно решение исполнено, три находятся на исполнении у службы судебных приставов», — уточнили в ответ на запрос «МОЁ!» в управлении жилищных отношений. К счастью, речь идёт не о выселении без предоставления жилья, а о выселении в жильё минимально возможной по санитарным нормам площади (не менее 6 квадратных метров на человека).
Мэрия поступила жестоко?
Наверняка кто-то из читателей подумал, как кровожадны власти Воронежа. Статистика бы с этим поспорила. По данным российской судебной статистики, только в 2022 — 2023 годах суды по всей России рассмотрели около 7 500 исков от органов власти о выселении граждан из квартир и удовлетворили порядка 5 500 исков. То есть четыре решения воронежских судов о выселении — это менее 0,1% от общего количества положительных решений. И это с учётом того, что мы живём в городе-миллионнике. Куда активнее власти выселяют жильцов в Москве и Санкт-Петербурге.
Кого имеют право выселить власти
Речь идёт, конечно же, только о муниципальном жилье, предоставленном по договору социального найма. Как рассказал нам Олег Зацепин, иски о выселении мэрия подавала в крайних случаях. При очень большой задолженности по плате за соцнайм и за коммунальные услуги. Или если жильцы довели квартиру до ручки. «Сами понимаете — там соответствующий контингент», — уточнил чиновник.
Несмотря на то что приватизация жилья в России идёт с 1992 года, а с нынешнего года стала бессрочной, в Воронеже на сегодня 7 088 квартир до сих пор находятся в собственности муниципалитета и предоставляются жильцам по договору социального найма. Часть жилых помещений — квартиры в аварийных домах, приватизировать которые запрещает закон. Однако немало и квартир, которые их постоянные жильцы могли бы приватизировать, но не стали.
Платёжная дисциплина нанимателей, как сообщили нам в мэрии, хромает. Из 7 088 счетов по 651 счёту есть так называемая текущая (до 6 месяцев) задолженность по плате за социальный наём. А по 1 806 счетам — просроченная (более 6 месяцев). Большая часть должников одновременно не платит и за коммунальные услуги.
Между тем плата за социальный наём в Воронеже очень невелика — от 12,36 до 17,11 рубля за квадратный метр. И это с учётом того, что в плату входит взнос на капитальный ремонт в 13,79 руб. за квадратный метр, который оплачивает мэрия. Наниматели помещений освобождены также от уплаты налога на имущество.
По закону власти имеют право в судебном порядке начать выселять почти всех, кто не платит за жильё и коммунальные услуги более 6 месяцев. Исключение составляют помещения, в которых проживают люди, чьи жилищные условия нельзя ухудшать по закону — инвалиды и несовершеннолетние. Итак, неплательщиков 1 806, а исков подано всего 7. Мэрию Воронежа действительно сложно заподозрить в кровожадности.
Но здесь, вероятно, играет роль и то, что при выселении городские власти должны подготовить помещения для выселяемых. Это в основном квартиры, в которых проживал одинокий наниматель, который скончался. Чтобы такие квартиры могли принять выселяемых, их нужно, по сути, превратить в коммуналки. Это чревато жалобами соседей. А квартиры, из которых жильцы выселены, в любом случае нужно будет ремонтировать. Поэтому мэрия предпочитает пока ремонтировать квартиры умерших нанимателей и превращать их в так называемый маневренный фонд (в прошлом году таких квартир было 18), а должников трогать только в самых крайних случаях.
В ТЕМУ
Кого ещё могут выселить из квартиры
Фото: с сайта vk.com/fssp_gov
В соответствии со статьёй 446 Гражданского кодекса любое взыскание не может быть обращено на единственное жилое помещение должника и членов его семьи, которое находится в собственности. Таким образом, большая часть россиян, если у них есть лишь один объект недвижимости, защищена от выселения. Даже при большом долге за услуги ЖКХ или по кредитам.
Исключение составляют случаи, когда жильё куплено в ипотеку. При покупке жилья право собственности регистрируется вместе с обременением, поэтому, если ипотечник не платит, банк вправе начать продажу квартиры. Даже если она единственная, а проживают в ней дети и инвалиды.
КСТАТИ
Что происходит с очередью на жильё в Воронеже
Термин «очередь на жильё» уже подзабыт, а воронежцам моложе 40 лет, возможно, и незнаком. Между тем такая очередь на муниципальное жильё социального найма существует. Как сообщили «МОЁ!» в мэрии, на сегодня в ней 27 633 семьи.
Подавляющее большинство из них — 27 380 семей — стоят в ней ещё со времён СССР. Этот список в документах мэрии называется «Малоимущие граждане. Общие основания». И за 21 год с момента вступления в силу нового Жилищного кодекса ни одна семья квартиру по таким основаниям не получила.
При этом 8 жителей города приняты на учёт как имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений. И в их случае очередь как раз сдвинулась. «Вне очереди жилые помещения по договорам соцнайма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса, — пояснили «МОЁ!» в мэрии. — В этом году уже предоставлены 3 жилых помещения, ещё 3 планируется предоставить после завершения ремонта до конца года. Среди граждан, имеющих право на внеочередное предоставления жилья, учитываются ещё две семьи, в составе которых есть инвалид и его жилое помещение признано непригодным для его проживания как инвалида. Эти семьи обеспечиваются жильём в том числе за счёт субсидий областного бюджета, в рамках государственной программы Воронежской области «Доступная среда». При поступлении средств субсидии для этих очередников в 2026 году будет проведён аукцион по приобретению жилых помещений с учётом потребностей проживания в них инвалидов».