Найти в Дзене
С Богом по жизни

Ветхозаветные книги пророчеств

Для начала. Книги ветхозаветных пророчеств — это семнадцать книг с широким диапазоном информации и ситуаций. Краткое содержание каждой книги создает фон для пророчеств, которые мы постараемся истолковать. Ключ к пониманию отрывка — знание того, почему Бог передал эту весть через этого пророка. Книги от Исаии до Малахии классифицируются в Ветхом Завете как книги пророчеств. Этот раздел Писаний включает пять книг «великих пророков» (Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекииля и Даниила) и двенадцать книг так называемых «малых пророков» (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии). В основу деления на «великих» и «малых» пророков положен объем книг, а не их значимость; писания «великих пророков» больше по объему, чем писания «малых пророков». Чтобы понять эти книги, нужно понимать роль пророков. Пророки активно действовали в Израиле на протяжении всего ветхозаветного периода. Работа разных пророков упоминается в исторических книгах. Для обозначе
Оглавление

Для начала. Книги ветхозаветных пророчеств — это семнадцать книг с широким диапазоном информации и ситуаций. Краткое содержание каждой книги создает фон для пророчеств, которые мы постараемся истолковать. Ключ к пониманию отрывка — знание того, почему Бог передал эту весть через этого пророка.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Книги от Исаии до Малахии классифицируются в Ветхом Завете как книги пророчеств. Этот раздел Писаний включает пять книг «великих пророков» (Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекииля и Даниила) и двенадцать книг так называемых «малых пророков» (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии). В основу деления на «великих» и «малых» пророков положен объем книг, а не их значимость; писания «великих пророков» больше по объему, чем писания «малых пророков».

Работа пророков

Чтобы понять эти книги, нужно понимать роль пророков. Пророки активно действовали в Израиле на протяжении всего ветхозаветного периода. Работа разных пророков упоминается в исторических книгах. Для обозначения пророков используется несколько разных слов: «пророк» (1 Цар. 3:20), «прозорливец» (1 Цар. 9:9), «человек Божий» (1 Цар. 2:27) и «страж» (Иез. 3:17). Бог иногда называл их «рабы Мои пророки» (4 Цар. 17:13; Иер. 26:5, 19; Иез. 38:17; Зах. 1:6). Эти описательные термины говорят о том, что роль пророка состояла в получении вести от Бога и дальнейшей передаче ее народу. Бог специально призывал пророков быть Его представителями и провозвестниками. В сущности, пророк был Божьими «устами» (см. Исх. 4:16; 7:1, 2) — инструментом, которым пользовался Бог для передачи Своей вести Своему народу.

Поэтому ошибочно думать, что ветхозаветное пророчество — это всегда предсказание будущих событий и что пророк — это, в первую очередь, предсказатель. Пророк был «провозвестником», провозглашавшим слово Божье. Он передавал Божье слово народу, был проповедником своего времени. У него, прежде всего, была весть для своего времени.

Пророки обычно говорили с Божьим народом об их непосредственных ситуациях. Однако в том смысле, что возвещение ими слова Божьего было заявлением о последствиях послушания и непослушания, пророки также предсказывали будущее. Иногда они даже подробно описывали события в далеком будущем. Из Нового Завета, например, мы знаем, что Ветхий Завет содержит пророчества о грядущем Мессии и Его царстве.

Пророки обращались главным образом к Израилю, хотя их книги иногда содержат весть о других народах. Поскольку они были Божьими вестниками, посланными к Его народу, они часто говорили от Его имени о народе в целом. Соответственно, они нередко участвовали в делах государства, давая царям советы и обличая их.

Были в Израиле и лжепророки, которые либо говорили от имени других богов, либо бесчестно заявляли, что говорят от имени Господа. Лжепророков можно было узнать по следующим признакам:

1. Весть лжепророка была такой, какой ее хотели слышать люди. В этом было отличие Михея от четырехсот лжепророков с их предсказанием царю Ахаву, перед тем как ему погибнуть в сражении (3 Цар. 22:6-28).

2. Пророчества и «знамения» лжепророков не сбывались (Втор. 18:18-22; см. Исх. 4:8).

3. Весть лжепророка иногда изрекалась от имени языческого бога. В случае же, когда его знамение исполнялось, он был лжепророком, если его слова противоречили тому, что было ранее открыто Богом. (См. Втор. 13:1-3).

Весть пророков

Можно назвать пять тем общей вести пророков: (1) Господь — Властелин всей истории; (2) главное — быть правым пред Господом; (3) нравственные основы религии и общества; (4) сочетание суда и надежды; (5) мессианское царство. Ниже приводится более подробный план общей вести пророков:

I. «МОЯ ВЕСТЬ — ОТ ГОСПОДА». (см. Ис. 1:10; Иер. 1:9; Иез. 13:1; Ам. 7:14-16; Соф. 1:1).

II. «"ГРЯДЕТ ПОГИБЕЛЬ", — ГОВОРИТ ГОСПОДЬ».

А. На это указывали многие — даже большинство — пророки. (См. Иер. 7:15; Ос. 1:4; Ам. 7:11).

Б. О грядущей погибели иногда говорилось как о «дне Господа». (См. Ис. 13:6, 9; Иер. 46:10; Соф. 1:14-16).

В. Причиной грядущей погибели был грех (особенно грехи социальной несправедливости и идолопоклонства). (См. Иер. 7:9; Ос. 4:1-19; Мих. 1:3-5; 2:1, 2).

Г. Хотя погибель принесут другие народы, Бог воспользуется ими в качестве орудия для наказания Своего народа. (См. Иер. 27:5, 6).

Д. Хотя Бог накажет народ, каждый человек в отдельности несет ответственность только за собственные грехи. (См. Иез. 18:20).

Е. Привилегированное положение Израиля не спасет непослушный народ от погибели. (См. Иер. 7:4).

III. «"ПОКАЙТЕСЬ И ЖИВИТЕ ПРАВЕДНО", — ГОВОРИТ ГОСПОДЬ».

А. Покаяние было чрезвычайно важно. (См. Ис. 1:16-20; Иер. 26:13; Иоил. 2:12-14; Ам. 5:4-7; Иона; Соф. 2:3).

Б. Требуется праведная жизнь, а не просто ритуал. (См. Ис. 1:13; Ам. 4:1-5; 5:21-24; Мих. 6:6-8; Зах. 7:8-10).

IV. «"ЕСТЬ НАДЕЖДА НА БУДУЩЕЕ", — ГОВОРИТ ГОСПОДЬ» .

А. Остаток спасется. (См. Ам. 3:12; Мих. 2:12; 4:6, 7; Соф. 3:12, 13).

Б. Когда народ возвратится из изгнания, их будут ожидать благословения. (См. Ос. 14:4-7; Иоил. 3:17; Ам. 9:14, 15; Мих. 7:18-20).

V. ПРОРОКИ ТАКЖЕ ГОВОРИЛИ О МЕССИАНСКОМ ВЕКЕ. (См. Ис. 2:2-4; 53; Иер. 31:31-34; Иоил. 2:28-32; Ам. 9:11, 12; Мих. 4:1-5.

VI. ПРОРОКИ ЧАСТО НЕСЛИ ВЕСТЬ ДЛЯ СВОЕГО СОБСТВЕННОГО НАРОДА. (См. Агг. 1:8; Зах. 1:16; Мал. 3:10).

VII. ПРОРОКИ ТАКЖЕ ПЕРЕДАВАЛИ ВЕСТЬ О ДРУГИХ НАРОДАХ. (См. Ис. 13—23; Иер. 46—51; Иез. 25—32; Авдий; Наум; Ам. 1; 2; Иона).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОРОЧЕСКИХ КНИГ

Великие пророки

Ниже следует краткое введение к каждому из пяти великих пророков.

Исаия, мессианский пророк. Пророк Исаия, чье имя означает «Яхве спасает», пророчествовал в Иерусалиме во время правления четырех царей Иудеи: Азарии (Озии) (783–742 гг. до н.э.), Иофама (742–735), Ахаза (735–715), Езекии (715–687). Полагают, что он умер во время царствования Манассии (697–642). Пророчествовал он, вероятно, около шестидесяти лет. Он тесно общался с царями Иудеи, особенно с Ахазом (Ис. 7) и Езекией (Ис. 36; 37). Его книгу можно разделить на две части: Ис. 1–39 предупреждает (Иудею и другие народы), а Ис. 40—66 утешает Божий народ. Эта книга содержит больше пророчеств о Мессии, чем какая-либо другая пророческая книга. (См. особенно Ис. 53).

Иеремия, плачущий пророк. Иеремия, сын Хелкии, священника Анафофа, пророчествовал около сорока лет, с 627 по 587 гг. до н.э., во время правления пяти последних царей Иудеи: «Иосии (640–609), Иоахаза (609), Иоакима (609–598), Иехонии (598) и Седекии (598–587). Он служил своему народу, когда они подвергались угрозам, нападениям и опустошениям со стороны Вавилона. После окончательного разрушения Иудеи Вавилоном не покорившиеся иудеи увели его в Египет. Призванный быть пророком еще в юном возрасте, он часто подвергался жестокому обращению со стороны своего народа. Весть этого «плачущего пророка», названного так за то, что он оплакивал поражение народа (Иер. 9:1), состояла из пяти главных моментов. (1) Грядет суд, когда вавилоняне разрушат Иудею, но позже сами погибнут. (2) Причина разрушения Иудеи — ее собственные грехи. (3) Народ должен покаяться. (4) Ввиду грядущего разрушения Иудея должна покориться Вавилону. (5) Иудея все равно может иметь надежду на будущее, потому что через семьдесят лет народ вернется из изгнания. Книга Иеремии содержит вступление (Иер. 1), пророчества о внутренних событиях (Иер. 2–45) пророчества о других народах (Иер. 46–51) и дополнительную главу (Иер. 52).

Плач Иеремии, погребальные песни об Иерусалиме. В еврейской Библии Плач входит в состав пяти небольших книг, входящих в подраздел «Свитки» (Мегиллот) в разделе «Писания» (Ктувим). Традиционно приписываемая Иеремии, эта книга представляет собой ряд погребальных, траурных песен. В книге оплакивается Иерусалим, выражается глубокая скорбь по поводу его разрушения. Поэтому историческая основа книги — разрушение Иерусалима вавилонянами около 587/586 гг. до н.э. Каждая из пяти глав книги представляет собой отдельное стихотворение. Первые четыре написаны акростихом; последнее стихотворение в книге, хотя и написано в иной манере, тоже состоит из двадцати двух строф, по числу букв еврейского алфавита.

Иезекииль, пророк видений. Иезекииль, чье имя означает «Бог укрепит», был священником и «сыном Вузия» (Иез. 1:3). Он был отправлен в рабство в 597 г. вместе с Иехонией (Иез. 33:21; 40:1) и жил среди изгнанников в Вавилоне. Оттуда он пророчествовал не только вавилонским пленникам, но и иудеям, которые еще оставались на родине, в Иудее. Его пророчества датируются 593–570 гг. Книгу Иезекииля можно разделить на три части: (1) до разрушения Иерусалима: Суд над Иудеей (Иез. 1—24); (2) во время осады и разрушения: Пророчества о народах (Иез. 25–32); (3) после разрушения: Утешение для Иудеи (Иез. 33–48). Его первой целью было уберечь их от чрезмерного оптимизма, что сделало его проповедником погибели. Второй его целью, после разрушения Иерусалима, было оградить их от чрезмерного пессимизма; тогда он стал проповедником утешения. Пророчества Иезекииля характеризуются видениями (см. Иез. 1; 37–39) и использованием «наглядных пособий», ярких образов и фигур речи.

Даниил, пророк пленения. В Ветхом Завете Даниил не изображен пророком, но таковым он назван в Новом Завете (Мф. 24:15). Даниил был отведен из Иудеи в вавилонский плен Навуходоносором до 600 г. и оставался там до конца своей долгой жизни. В еврейской Библии книга Даниила находится среди Писаний (Ктувим). В ней рассказывается, как благодаря своей вере в Бога и Божьим благословениям Даниил преуспел даже в плену, поднявшись до высокого положения в Вавилонском, а затем и в сменившем его Персидском царстве. Пророчество почти не содержит поучений морального характера и состоит из двух частей: исторического раздела (Дан. 1–6) и раздела с видениями (Дан. 7–12), изображающими апокалиптические картины. Целью книги было заверить иудеев, что грядет время, когда земные царства исчезнут, но Божье царство будет стоять вечно. Она также должна была помочь им понять, что в дни испытаний Бог пребудет с ними, если они будут верны Ему.

Малые пророки

Ниже следует краткая характеристика каждого из двенадцати малых пророков.

Осия, чье имя означает «спасение», пророчествовал народу северного царства Израиль в VIII в. до н.э., клеймя их за грехи. Однако по Божьему повелению он женился на блуднице Гомерь и затем вновь принял ее, после того как она его оставила, что должно было послужить иллюстрацией Божьей любви к неверному Израилю.

Иоиль описал Иудее нашествие саранчи, которое поразило Божий народ за их отступничество. Он также предсказал приход Святого Духа (2:28-32), который осуществился в день Пятидесятницы, о чем мы читаем в Деян. 2. Книгу Иоиля часто датируют IX в. до н.э., но ученые не уверены в этой дате. «Иоиль» означает «Яхве — Бог».

Амос, чье имя означает «бремя», был пастухом и скотником в южном царстве Иудее. Бог послал его пророчествовать народу северного царства приблизительно в середине VIII в. до н.э. Он нес Израилю весть погибели, предсказывая разрушение и осуждая народ за их грехи.

Авдий озвучил приговор Едому за жестокое обращение с Божьим народом. Его пророчество записано в книге, состоящей всего из одной главы. Эта книга могла быть написана во время завоевания Иудеи Вавилоном, около 587/86 гг. до н.э., но единого мнения относительно этой даты нет. «Авдий» означает «слуга Яхве».

Иона, чье имя означает «голубь», жил в начале VIII в. до н.э. Бог велел Ионе пойти в Ниневию и пророчествовать там, но он сбежал на корабле в Фарсис, то есть в Испанию. Во время сильного шторма он был выброшен за борт, и его проглотила огромная рыба. После того как он помолился, «сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу». После этого он пошел в Ниневию и предсказал разрушение этого города. Но люди покаялись, и поэтому Бог передумал и не стал разрушать город. Иону расстроило Его решение. Главная идея книги состоит в том, что Иона должен был радоваться, когда Ниневия покаялась.

Михей был пророком VIII в. до н.э. Он жил в южном царстве, но возвещал осуждение и Иудеи и Израиля за разные грехи. Текст Мих. 4:1-3, говорящий о грядущем царстве, параллелен Ис. 2:2-4. Имя Михей означает «Кто подобен Яхве».

Наум, чье имя означает «утешение», писал в конце VII в. до н.э. Он предсказал разрушение Ниневии. Ранее Бог пощадил Ниневию, но люди упорствовали в грехе, и Бог, наконец, решил окончательно разрушить город (и истребить народ, который его представлял).

Аввакум пророчествовал незадолго до разрушения Иудеи Вавилоном. В своей книге он задает вопросы, которые мучили его (и народ), — такие как «Доколе нам ждать, когда Бог установит справедливость, истребив нечестивых?» и «Почему Бог допускает, чтобы нечестивый народ [Иудея] погибал от руки ещё более нечестивого народа [Вавилона]?»

Софония, пророчествовавший незадолго до разрушения Иудеи, говорил о «дне Господнем» — грядущем истреблении народа, — но также и учил, что остаток спасется. «Софония» означает «Кого Яхве спрятал».

Аггей, чье имя означает «праздничный», был одним из трех пророков после изгнания. В конце VI в. до н.э. он вместе с Захарией побуждал народ, возвратившийся в свою землю из вавилонского плена, завершить восстановление храма. Его весть была очень практической: народ позаботился о своих домах и теперь должен отстроить дом Божий.

Захария пророчествовал вместе с Аггеем, и цель его проповеди та же: строительство храма. Однако он использовал другой метод, описывая видения, которые дал ему Бог, чтобы он побудил людей завершить работу. «Захария» означает «кого Яхве помнит».

Малахия, чье имя означает «мой вестник», пророчествовал во второй половине V века до н.э. народу Иудеи, обличая их за ряд грехов: нечистые жертвы, развращенных священников, неверность супружеских клятв и «обкрадывание Бога», когда они не давали столько, сколько было положено давать. Малахию волновало то же, что Ездру и Неемию.

ТОЛКОВАНИЕ ПРОРОЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Пророческие книги нелегко истолковывать правильно. Трудности в понимании пророческих книг могут возникнуть по нескольким причинам. (1) Люди не видят, что пророки предсказывали будущие события, которые для нас могут быть уже и не в будущем. (2) Читатели могут неверно понимать роль пророков как провозвестников, не видеть, что пророки не только занимались предсказаниями, но и провозглашали слово Божье. (3) Отдельных пророков может быть трудно понимать из-за незнания тех исторических обстоятельств, в которых они пророчествовали. (4) Форма пророческих книг — то, что они во многих случаях являются сборниками произнесенных прорицаний, написанных в поэтической форме, — тоже может осложнить их понимание.

Сказанное пророками нужно изучать и понимать. Ведь их весть была от Бога (Евр. 1:1, 2). А все, что вдохновил Бог, достойно нашего внимания. Поскольку они говорили о Мессии и мессианском веке, то, изучая их, мы можем больше узнать о Христе, которого послал Бог, и полнее оценить Его.

Одна причина, по которой надо изучать эти книги, та, что многое из сказанного пророками можно соотнести с Божьим народом сегодня. Почему? (1) Христиане состоят в особых взаимоотношениях с Богом, как состоял Израиль в ветхозаветные времена (см. Исх. 19:5, 6 и 1 Пет. 2:9, 10). (2) Бог неизменен, как и принципы, на основании которых Он взаимодействует с человечеством. (3) Моральные и этические стандарты старого завета не сильно отличаются от стандартов нового завета. Так как пророки побуждали израильтян жить в соответствии с моральными и этическими нормами старого завета, то многое из того, что они говорят, может быть применено к христианам сегодня.

С чего начинать толкование Пророков? В этом вам помогут следующие советы.

1. Понимайте роль пророков

Чтобы понять писания пророков, нужно помнить несколько фактов. (1) Пророки говорили от имени Бога (Евр. 1:1, 2; 2 Пет. 1:20, 21). (2) Задачей пророков было побуждать Божий народ соблюдать завет, который они заключили с Богом, и предупреждать их о последствиях, когда они игнорировали его требования. (3) Пророки вещали для своего времени. Всякое толкование пророчества так, чтобы оно ничего не значило для первых слушателей, скорее всего будет неверным.

2. Анализируйте отрывок в его контексте

Исследуйте контекст пророчества. Все пророки пророчествовали в какой-то исторической ситуации. Чтобы понять любое конкретное пророчество, необходимо определить ситуацию (если это возможно), в которой оно было сделано. Необходимо знать, когда пророк жил, и особенности того времени в целом. Затем нужно по возможности точно определить, когда и при каких обстоятельствах было возвещено конкретное пророчество.

Исследуйте содержание книги. После определения темы, или главной вести, книги в целом, нужно исследовать ее структуру. Следующий шаг — проанализировать интересующий нас отрывок, ответив на вопросы: «Кто говорит в этом отрывке? Кому? О чем? С какой целью?» Особенно важно определить, как толкуемый текст связан с темой книги в целом.

Исследуйте цель вести. На этом этапе нужно задать несколько важных вопросов — таких как: «Зачем было дано это пророчество»? «Какой цели хотел достичь Бог этим пророчеством?» и «Что могли понять первые слушатели или читатели?» Ни в коем случае нельзя упустить из виду изначальное назначение пророчества. Однажды Амос передал такую весть от Бога: «Идите в Вефиль и грешите… приносите жертвы ваши каждое утро… ибо это вы любите, сыны Израилевы…» (Ам. 4:4, 5). Это саркастические слова (см. 5:21-24 об отношении Бога к их жертвам). Если мы не будем думать о цели Ам. 4:4, 5, то не заметим иронии и неверно истолкуем этот отрывок.

Если толкователь упускает из виду цель написания книги, он может вырвать отрывки из контекста и приписать им неправильный смысл. В Ам. 6:5 сказано о некоторых, кто поет «под звуки гуслей, думая, что владеет музыкальным орудием, как Давид». В НРП читаем: «Вы играете на арфе как Давид и сочиняете музыку на музыкальных инструментах». Действуя из лучших побуждений, проповедники на основании этого отрывка учат, что во время поклонения музыкальные инструменты использовать нельзя. (Хотя Писания не санкционируют использование инструментальной музыки в христианском богослужении, данный отрывок эту идею не доказывает). Однако контекст не имеет ничего общего с поклонением; он говорит о состоятельных израильтянах, которые жили в грехе и не переживали по поводу того, что Израиль лежал в руинах (Ам. 6:6). Музыка, о которой здесь идет речь, исполнялась не во время поклонения, а для развлечения в расслабленной роскошной жизни богачей.

Другой отрывок, требующий особой осторожности, — это Ис. 62:2, где сказано: «…и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа». Часто думают, что эти слова — мессианские, которые исполнились, когда учеников Иисуса стали называть «христианами». Однако пророк ничего не предсказывает о Мессии. Здесь он описывает Иерусалим (Ис. 62:1), который называли «оставленный» (ст. 4), но когда он будет возрожден к славе, Бог назовет его «Моё благоволение к нему» и «замужняя» (ст. 4). В Новом Завете нет никакого указания на то, что это Писание было исполнено в учениках Христа, и потому данный отрывок вряд ли имелся в виду как мессианский.

Обращайте внимание на форму прорицания и на поэтические разделы. Прорицания пророков классифицируют по-разному. Фии и Стюарт выделяют пять форм прорицаний: пророчество суда, пророчество горя, обещание, пророчество исполнения закона и речь вестника. Определение формы прорицания может облегчить его понимание. Те же принципы, что применяются к толкованию еврейской поэзии, применимы и к поэтическим отрывкам в Пророках.

Обращайте внимание на лексику отрывка. Поскольку большая доля пророческой литературы написана в поэтической форме, то все, что мы изучали ранее о поэтической литературе, применимо также и к ней. В поэтических разделах в книгах пророчеств мы находим множество фигур речи. В Ис. 11:6-9, явно говорящем о мессианском царстве, сказано: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком… И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи». Эти слова нельзя воспринимать буквально. Бог через Исаию говорил, что в грядущем царстве Мессии те, кто ранее враждовал между собой, будут жить в мире. «Телицы васанские» (Ам. 4:1) — это образное описание богатых, ленивых, самоублажающихся жен, притеснявших бедных. Израиль Бог сравнил с выхваченной из огня «головней» («обгорелой палкой»; Совр. пер.) (4:11), указывая, что народ будет на волосок от полного истребления. Нужно проявлять осмотрительность и не истолковывать буквально язык, который задумывался как образный.

3. Подумайте над вопросом исполнения пророчества

Поскольку пророки пророчествовали от имени Бога народу своего времени, то иногда их слова имеют отношение только к тем проблемам, которым они адресованы. Однако многие отрывки в пророческих книгах должны были исполниться в будущем. Как истолковывать такие пророчества?

(1) Согласитесь с тем, что существует такая вещь как предиктивное (относящееся к будущему времени) пророчество, в противоположность взглядам некоторых либеральных ученых, которые отрицают его существование.

(2) Помните, что пророки говорили о Мессии и Его грядущем царстве (См. Деян. 3:24-26; Рим. 1:2). Иногда они сами не понимали, что говорят (см. 1 Пет. 1:10–12). Единственно, как мы можем знать наверняка, что то или иное пророчество относится к Христу или к церкви, это если так говорит Новый Завет.

(3) Признайте тот факт, что пророки вещали прежде всего своим современникам и об обстоятельствах Израиля. Джек Льюис пишет: «Пророки жили до и сразу после ассирийского и вавилонского пленения. Угрозы разрушения исполнены в этих бедствиях. Обещанное возвращение — это возвращение из Вавилона. Захария напоминает возвратившемуся из изгнания народу, что угрозы их отцам исполнились» (Зах. 1:5, 6).

(4) Помните, что пророчество имело условия. То есть пророки от имени Бога обещали благословения за послушание и бедствия за непослушание. Если народ бунтовал, то не было и благословений, а если каялся, то беды не происходили. Иона пророчествовал, что Ниневия будет разрушена, ничего не говоря о возможности покаяния, но когда народ покаялся, Бог пощадил Ниневию. Угроза разрушения содержала условия, даже если Иона умолчал о них. Если кажется, что пророческие обещания благословений или разрушения не исполнились, это может быть потому, что определенные условия — высказанные или невысказанные — были или не были удовлетворены.

(5) Поймите, что некоторые пророчества имели как «близкое», так и «отдаленное» исполнение. Пророчество в Ис. 7:14 «се, Дева по чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему — Эммануил» явно должно было исполниться в дни Ахаза (см. контекст Ис. 7). Это было «близкое» исполнение. Однако вдохновенный автор Евангелия Матфей сказал, что оно было исполнено в рождении Иисуса (Мф. 1:21). Это было «отдаленное» исполнение. Как в мессианских пророчествах в целом, единственный способ знать наверняка, что пророчество исполнено в новозаветные времена, это узнать об этом от новозаветного вдохновенного писателя или оратора.

(6) Помните, что Новый Завет учит, что большинство ветхозаветных пророчеств о Христе было исполнено в Его первом пришествии и в учреждении церкви, Его царства. Осталось лишь несколько, исполнение которых приходится на время после окончания I века н.э. Иисус сказал: «Вот то, о чём Я вам говорил… что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах» (Лк. 24:44).

Иисус также сказал: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5:17, 18). Пока все не исполнится, весь Закон остается в силе. Однако из свидетельств в других местах Нового Завета мы знаем, что Моисеев закон уже не действует, из чего следует, что весь Закон и Пророки исполнены.

4. Развивайте последовательный подход к премилленаризму

Премилленарии верят, что Христос вернется, чтобы установить царство на земле и царствовать тысячу лет до конца света. Хотя идею тысячелетнего царства премилленарии почерпнули из Нового Завета (из Отк. 20 и других отрывков), многие детали, которые они ассоциируют с царством, взяты ими из ветхозаветных пророчеств. Как следует истолковывать такие пророчества?

Одна проблема премилленаризма состоит в том, что ветхозаветные пророчества трудно ассоциировать с тысячелетним царством, не нарушая один или несколько принципов, о которых мы говорили ранее. (1) Толкование премилленариев не имело бы никакого смысла для первых слушателей. (2) Подобное толкование никак не учитывает очевидную направленность пророческой вести. (3) В Новом Завете нет ни одного места, где бы указывалось, что ветхозаветное пророчество нужно толковать в приложении к премилленарному тысячелетнему царству. (4) Невозможно истолковывать ветхозаветные пророчества с точки зрения премилленариев, не вырывая тот или иной стих из его контекста. В одной книге некий премилленарий пишет, что одна фраза ветхозаветного пророчества может указывать на первое пришествие Христа, а следующая за ней фраза — на Его второе пришествие (как он считает, Его явление перед началом тысячи лет). Такое толкование демонстрирует серьезную непоследовательность. (5) Премилленарное толкование игнорирует свидетельство, что большинство ветхозаветных пророчеств было исполнено в первом пришествии Христа и установлении Его церкви.

Самое лучшее — это сделать вывод, что ветхозаветные тексты редко говорят о конце времен и никогда не предсказывают установление земного царства непосредственно перед концом света.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как учение пророков лучше всего применять к сегодняшнему дню? Поскольку пророки говорили Израилю, то сегодня мы должны позволить пророкам говорить «духовному Израилю» — церкви. Хотя некоторые отрывки из Пророков трудно понять, учение о повиновении Богу вполне ясно, и нужно, чтобы люди в сегодняшнем мире прислушались к нему.

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы