НАЗВАНИЕ
Книга пророка Иезекииля названа по имени ее автора (1:3). “Иезекииль” означает “Бог укрепит”.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Иезекииль был уведен в Вавилон во время второй депортации в 597 г. до н.э. Он жил с переселенцами “при реке Ховар” (1:1, 2), которая, возможно, была отведенным от Евфрата каналом. Он проповедовал среди пленных иудеев, тогда как Даниил (который был вывезен в 605 г. до н.э.) нес свое служение во дворце. Иезекииль и Даниил, вероятно, хорошо знали друг друга (14:12, 20; 28:3).
Перед Иезекиилем как пророком стояли две задачи: (1) до разрушения Иерусалима он должен был бороться с чрезмерным оптимизмом. Оптимизм изгнанников основывался на трех вещах: они были семенем Авраама, престол по-прежнему занимал потомок Давида, а храм Бога по-прежнему стоял. (2) После разрушения города он должен был бороться с чрезмерным унынием.
Иезекииль учил, используя разные методы. Часто Бог заставлял Иезекииля разыгрывать то, что должно было произойти; многие из этих символических сценок лично для Иезекииля были весьма тяжелы. Самые трудные части книги — это видения. Легко увлечься деталями видения и упустить выраженную в них главную идею. Каждое видение рассматривайте как панораму основной истины.
ПЛАН
I. ДО РАЗРУШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА: ПРОПОВЕДНИК СУДА (1—24)
A. Пятый год изгнания (1—7)
1. Поручение Иезекиилю (1—3)
2. Предсказание разрушения Иерусалима (4—7)
Б. Шестой год изгнания (8—19)
1. Видение-путешествие в Иерусалим (8—11)
2. Аллегория неверной жены (16)
B. Седьмой год изгнания (20—23); грехи Израиля и Иудеи.
Г. Девятый год изгнания (24)
1. В начале осады умирает жена Иезекииля.
2. Иезекииль поражен немотой.
II. ОСАДА И РАЗРУШЕНИЕ: ПРОРОЧЕСТВА О НАРОДАХ (25—32)
III. ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА: ПРОПОВЕДНИК УТЕШЕНИЯ (33—48)
А. Двенадцатый год изгнания (33—39; особ. 32:17; 33:21)
1. Обновление поручения (33); весть о падении Иерусалима.
2. Обвинение пастырей Израиля (34)
3. Земля будет вновь заселена, а народ возродится (36, 37)
Б. Двадцать пятый год изгнания (40—48); видение отстроенного храма.
УРОКИ КНИГИ ИЕЗЕКИИЛЯ
Книга Иезекииля показывает двоякую задачу проповедника: успокаивать скорбящих и заставить скорбеть спокойных.
Как проповедники и учителя Слова Божьего, мы должны не обращать каждого, а с верностью провозглашать Божью весть (3:17). Делая это, мы исполняем свое поручение — как бы ни реагировали на это наши слушатели (3:18-21; 33:7-9).
По-человечески, нам в своих проблемах хочется обвинить кого-нибудь другого. Кто-то винит окружение. Религиозные фанатики во всех проблемах человечества любят обвинять Адама. Израильтяне обвиняли своих предков (18:2). Однако Библия учит личной ответственности; нельзя обвинять других в наших собственных грехах и их последствиях (18:3, 4, 19, 20)!
Слово Иезекииля о лжепастырях (34:11-31) нужно сегодня обязательно прочитать всем Божьим пастырям (старейшинам) (1 Пет. 5:1-3). Главный Пастырь сегодня — Иисус (Ин. 10:8-11; Евр. 13:20; 1 Пет. 2:25; 5:4).
Видение храма (40—48) относится не к храму Зоровавеля или Ирода — те сооружения совсем не походили на то, что видел Иезекииль. Не дают эти главы и картины будущего тысячелетнего царства: в то время по-прежнему приносились кровавые жертвы (43:18 и дал.), но после совершенной жертвы Иисуса они были отменены (Евр. 10). Это видение пророчествует об эре христианства, когда местом обитания Бога, или храмом, стал Божий народ, церковь (1 Кор. 3:16). Пророчество указывает на духовную жертву Иисуса (Евр. 9:11-15, 23-28) и жертву служения христиан (Рим. 12:1).