Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Проект А-44 или замена Т-34, 1942

Проект среднего танка А-44 изначально был задуман как логическое продолжение линейки среднего танка Т-34, но создавался он с упором на многозадачность. Первые мысли по нему появились ещё в середине 1941 года, но тяжелейшая ситуация на фронтах не оставляла ни единой возможности на продолжение работ по нему — стране требовалось больше проверенных и отлаженных машин, и о новых танках на время забыли. Однако к середине 1942 года, в КБ завода №183, работавшего под управлением Александра Александровича Морозова, смогли вернуться к разработке перспективного среднего танка, который должен был подвинуть Т-34 в войсках. Первые эскизные проекты нового танка были представлены руководству КБ ещё в апреле 1941 года. Инициатором выступило конструкторское бюро Завода №183 в Харькове, которым в то время начал руководить выдающийся советский танковый конструктор Александр Александрович Морозов. К тому времени Морозов уже был ключевой фигурой в советском танкостроении, принимавшим участие в разработке та
Оглавление

Проект среднего танка А-44 изначально был задуман как логическое продолжение линейки среднего танка Т-34, но создавался он с упором на многозадачность. Первые мысли по нему появились ещё в середине 1941 года, но тяжелейшая ситуация на фронтах не оставляла ни единой возможности на продолжение работ по нему — стране требовалось больше проверенных и отлаженных машин, и о новых танках на время забыли. Однако к середине 1942 года, в КБ завода №183, работавшего под управлением Александра Александровича Морозова, смогли вернуться к разработке перспективного среднего танка, который должен был подвинуть Т-34 в войсках.

Макет танка А-44 в варианте "истребитель танков". Фотография в свободном доступе.
Макет танка А-44 в варианте "истребитель танков". Фотография в свободном доступе.

История создания

Первые эскизные проекты нового танка были представлены руководству КБ ещё в апреле 1941 года. Инициатором выступило конструкторское бюро Завода №183 в Харькове, которым в то время начал руководить выдающийся советский танковый конструктор Александр Александрович Морозов. К тому времени Морозов уже был ключевой фигурой в советском танкостроении, принимавшим участие в разработке таких машин, как средний танк Т-24, всей линейки быстроходных танков БТ, и, что наиболее важно, среднего танка Т-34. Его назначение главным конструктором КБ ХПЗ (Завод №183) произошло в октябре 1940 года, после смерти М.И. Кошкина, что предоставило ему широкие возможности для влияния на новые перспективные разработки.

Александр Александрович Морозов, прославленный советский танковый конструктор. Фотография в свободном доступе.
Александр Александрович Морозов, прославленный советский танковый конструктор. Фотография в свободном доступе.

Итак, первые эскизы нового танка были подготовлены не позже конца марта - начала апреля 1941 года, однако пока они прошли все бюрократические препоны, высшему военному руководству СССР стало, мягко говоря, не до нового танка. Всю промышленность пришлось в одночасье эвакуировать и на новых местах налаживать серийное производство уже принятых на вооружение танков. Однако про замену "тридцатьчетвёрки" новыми и перспективными танками заговорили уже в конце 1941 года, когда в боях выяснилось — легенда советского танкопрома оказалась не совсем адекватным противником против новых немецких танков. Однако, пока новых машин не было, приходилось работать над модернизацией серийных машин.

К реальным работам над новым танком, вопреки всем постановлениям НКО, вернулись лишь к июню 1942 года, когда производство серийных “тридцатьчетвёрок” удалось наладить в количествах, которые устанавливались “сверху”. Тогда в КБ стало чуть больше времени и инженеры смогли, наконец, допилить проект, получивший индекс А-44. Детально проработав все чертежи, проведя все расчёты, конструкторы создали сразу три концептуальных проекта “среднего танка предельных параметров”:

  • Проект №1 имел 120-мм лобовую броню, борта прикрывали 100-мм брони, крышу и днище — 40 мм бронированной стали. Боевая масса танка составляла 50 тонн (по расчётам конструкторов). Максимальная скорость — 53 км/ч, запас хода — 250 км.
  • Проект №2 был чуть легче - лоб прикрывали 90 мм брони, по бортам толщина бронм составляла 75 мм, крышу и днище образовывали листы брони толщиной в 35 мм. Боевая масса танка оценивалась в 40 тонн. Максимальная скорость — 59 км/ч, запас хода — 270 км.
  • Проект №3 был самым лёгким в линейке - лобовая броня была образована 75 мм листами, борта прикрывались 60 мм брони, крыша и днище образовывались 30 мм листами гомогенной брони. Боевая масса танка по расчётам конструкторов составляла 36 тонн, а максимальная скорость — 65 км/ч. Запас хода — 300 км.

Однако не зря существует русская пословица — гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Уже на стадии постройки деревянных полноразмерных макетов было ясно, что они превышают допустимые для средних танков пределы по массе. Постройка макета в масштабе 1:10 из неброневой стали только подтвердила все опасения конструкторов - в указанные согласно документации параметры, танк не влезал по массе. Даже учитывая, что к постройке был выбран самый лёгкий по массе вариант - проект №3. Построенный металлический макет весил около пяти тонн, следовательно, при постройке уже готового к испытаниям прототипа, масса зашкалила бы за 50 тонн! Строить настолько тяжёлый средний танк никто не собирался, поэтому все работы постановили прекратить, а “весь конструкторский пыл направить на улучшение существующих моделей танков”.

Описание конструкции

Проект среднего танка А-44 имел довольно футуристичную для советской танковой промышленности компоновку — танк имел переднемоторную компоновку и смещённую на корму вращающуюся башню. Хотели конструкторы сделать что-то среднее между САУ и танком, неизвестно. Но по всему выходило именно так.

Бронированный корпус и башня

Корпус проектировался как полностью сварная конструкция из катаных броневых листов. Основная броня лба корпуса имела толщину 75 мм, устанавливалась под углом 60 градусов к вертикали с допустимым отклонением в пределах ±10°. Такой наклон не только увеличивал приведённую толщину брони, но и повышал вероятность рикошета вражеских снарядов. Вертикальные борта корпуса получали толщину 60 мм, а их наклонные участки — 55 мм при углах 35–45°. Это обеспечивало защиту от большинства распространённых на тот момент противотанковых средств, включая пушки калибра 37–50 мм на ближних дистанциях и более тяжёлые системы на дальних. Днище выполнялось толщиной 20–25 мм для противоминной защиты, крыша — 30 мм, что позволяло выдерживать поражение осколками и огнём авиационного вооружения сверху. Особое внимание уделялось защите бортовых передач: их бронирование предписывалось выполнять равнопрочным броне корпуса, то есть без применения облегчённых кожухов. Конструкция предусматривала аварийный люк в днище для эвакуации экипажа при поражении машины. Жёсткость корпуса проектировалась так, чтобы исключить вибрации и перекосы при движении, что положительно сказывалось на ресурсе механических узлов и точности стрельбы.

Чертёж-схема танка А-44. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема танка А-44. Изображение в свободном доступе.

Башня имела круговое вращение с диаметром погона не менее 1600 мм — значительное значение для того времени, позволявшее свободно разместить расчёт орудия и обеспечить удобное обслуживание вооружения. Толщина стенок башни составляла 75 мм при углах наклона не менее 25°, корма имела скос не менее 15° для снижения поражаемости. Крыша башни выполнялась толщиной 30 мм, маска пушки — 60 мм, что обеспечивало дополнительную защиту амбразуры. В башне предусматривалась командирская башенка с круговым обзором и развитый комплект приборов наблюдения: перископический прицел и оптический прицел, обеспечивавшие точное наведение и контроль обстановки. Всё это вместе выводило проект А-44 на уровень броневой защиты, близкий к тяжёлым танкам своего времени, при сохранении умеренной массы.

Вооружение

В официальных тактико-технических требованиях проект А-44 предусматривался с двумя вариантами основного вооружения, что уже само по себе выделяло его среди многих советских проектов того времени, где изначально закладывалась одна конкретная пушка. Первый вариант — 76-мм пушка ЗиС-5, представлявшая собой дальнейшее развитие незавершённого проекта орудия Ф-27, адаптированного под баллистику танковых пушек и предназначенное для поражения как бронетехники, так и полевых укреплений. Второй вариант — 57-мм пушка ЗиС-4, отличавшаяся более высокой начальной скоростью снаряда и, как следствие, лучшей бронепробиваемостью, особенно на дальних дистанциях, но уступавшая в фугасном действии. Выбор между этими двумя системами в ТТТ не конкретизировался как обязательный, что оставляло конструктору пространство для испытаний и подбора наиболее подходящего решения в зависимости от приоритетных задач. В любом случае установка предполагалась в башне с круговым вращением, что обеспечивало полный сектор наведения по горизонту.

76-мм пушка ЗиС-5 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
76-мм пушка ЗиС-5 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Вместе с пушкой в башне монтировалась спаренная установка из двух пулемётов ДТ калибра 7,62 мм, предназначенных для поражения живой силы противника и лёгкой небронированной техники. Такое решение увеличивало плотность огня и позволяло вести длительное подавление пехоты, не расходуя ресурс орудия. В носовой части корпуса, по требованию заказчика, предусматривались два варианта вооружения: либо два курсовых пулемёта ДТ, управляемых механиком-водителем, либо установка огнемёта АТО с боекомплектом 10–15 зарядов. Огнемётное исполнение придавало машине возможность эффективно поражать пехоту в укрытиях, форсированные точки обороны и огневые точки в зданиях. ТТТ чётко фиксировали объём топлива для огнемёта и способ его размещения, указывая на проработанность этой опции уже на стадии задания.

57-мм пушка ЗиС-4 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
57-мм пушка ЗиС-4 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Боекомплект для варианта с радиостанцией составлял 100 выстрелов к пушке и 6000 патронов для пулемётов ДТ. Для огнемётного варианта нормы менялись: 90 выстрелов к пушке и 4500 патронов для пулемётов. Дополнительно экипаж получал 450 патронов к пистолету-пулемёту ППШ и 25 ручных гранат, что позволяло вести бой вне машины или обороняться в случае её повреждения.

Средства прицеливания включали перископический прицел для поиска и сопровождения целей и оптический прицел для точного наведения орудия. Такое сочетание обеспечивало возможность ведения прицельного огня как в движении, так и с коротких остановок, а также позволяло командиру контролировать обстановку на поле боя, не покидая защищённого объёма башни. Фактически, по замыслу ТТТ, А-44 мог быть настроен под две разные тактические роли:

— машина с 76-мм пушкой — универсальный «средний» вариант, сочетающий достаточную бронепробиваемость и мощное фугасное действие;

— машина с 57-мм пушкой — противотанковый «истребитель», способный уверенно поражать защищённые цели, жертвуя при этом универсальностью.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В официальных тактико-технических требованиях к проекту А-44 чётко указывался тип силовой установки — дизельный двигатель мощностью 600 лошадиных сил с инерционным стартером. Выбор именно дизеля был продиктован опытом эксплуатации машин с В-2 и его модификациями, показавшими лучшую топливную экономичность и меньшую пожароопасность по сравнению с бензиновыми моторами. При массе машины в 29–29,5 тонн такой двигатель обеспечивал бы удельную мощность порядка 20–21 л. с. на тонну, что по меркам начала 1940-х годов выводило бы А-44 в разряд наиболее подвижных средних танков в мире. Требования по топливной системе включали размещение баков общей ёмкостью не менее 600 литров, что при ожидаемом удельном расходе позволило бы пройти по шоссе более 300 км без дозаправки. Запас масла задавался в объёме 80 литров, что обеспечивало необходимый ресурс двигателя между регламентными обслуживаниями и было особенно важно в условиях фронтовой эксплуатации, где доступ к ремонтным мощностям мог быть ограничен.

Подвеска предписывалась индивидуальной торсионной, с опорными катками, оснащёнными внутренними амортизаторами. Это решение, относительно новое для советских конструкторов того времени, обеспечивало более мягкий ход, равномерное распределение нагрузок на гусеницы и позволяло двигаться с большей скоростью по пересечённой местности, снижая утомляемость экипажа. Конструкция торсионов давала возможность регулировать жёсткость подвески под разные условия эксплуатации и потенциально упрощала замену повреждённых элементов.

Ведущая звёздочка проектировалась со штыревой системой зацепления гусениц (пиноль), что повышало надёжность передачи крутящего момента и уменьшало вероятность соскакивания гусеницы при маневрировании на сложном рельефе. Такое решение также упрощало обслуживание и увеличивало срок службы траков.

По динамическим характеристикам в ТТТ задавались:

— максимальная скорость по шоссе 55–60 км/ч, что было бы очень высоким показателем для машины с таким уровнем защиты;

— минимальная скорость 5–7 км/ч, важная для точных манёвров в ограниченных условиях;

— способность преодолевать подъёмы и спуски крутизной до 42°, что требовало от силовой установки высокого крутящего момента;

— преодоление вертикальной стенки высотой от 0,8 до 1 метра;

— дорожный просвет не менее 450 мм для уверенного движения по пересечённой местности;

— удельное давление на грунт не более 0,7 кг/см², что позволяло бы уверенно работать на мягких грунтах, снегу и в условиях распутицы.

В комплексе эти требования формировали облик высокомобильной, но тяжело бронированной машины, способной действовать наравне с тяжёлыми танками по защите, но иметь подвижность, близкую к средним или даже лёгким образцам.

Заключение

Проект А-44 в официальных документах мая 1941 года предстаёт как тщательно продуманный и в то же время амбициозный шаг советского танкостроения накануне войны. Он сочетал в себе броневую защиту, близкую к тяжёлым танкам, с подвижностью и массой, соответствующими среднему классу. Тактико-технические требования фиксировали целый комплекс передовых для своего времени решений: рациональные углы наклона брони, мощный дизельный двигатель с большим запасом хода, индивидуальную торсионную подвеску, просторную башню с развитой системой наблюдения и прицеливания, а также вариативное вооружение, позволявшее настраивать машину под разные тактические задачи.

Посмотреть на А-44 в наше время можно только в рамках одной известной игры. Изображение в свободном доступе.
Посмотреть на А-44 в наше время можно только в рамках одной известной игры. Изображение в свободном доступе.

Таким образом, А-44 остаётся одной из тех машин, чьё реальное воплощение так и не было зафиксировано в доступных архивах, но уже по одному только пакету исходных документов видно, что речь шла о танке, который мог бы стать серьёзным конкурентом лучшим зарубежным образцам начала 1940-х годов и повлиять на развитие советской бронетехники, если бы обстоятельства позволили довести проект до конца.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.