Есть такое прекрасное утро понедельника. Вы уже на взводе, кофе не помогает, в голове крутится список из ста неотложных дел, а ваш ненаглядный ребенок заявляет: «Я не пойду в школу». Не сообщает, а именно заявляет. С таким видом, будто это не обсуждение, а ультиматум.
И вот тут начинается самое интересное.
Первая реакция — это жесть как хочется наорать.
Вторая — включить образцового родителя из рекламы соков: «Давай поговорим, солнышко, что случилось?».
Третья — тихо паниковать где-то внутри: «Я плохой родитель! Это я что-то упустил!».
А он сидит, смотрит в окно и молчит. Или бормочет что-то невнятное про «скучно» и «задания дурацкие». И кажется, что мир рушится. Потому что школа — это святое. Это работа нашего ребенка, его долг, его крест. И отказ его нести этот крест воспринимается нами как личное оскорбление и полный провал.
Но давайте начистоту. Вспомните себя. Вот честно. Вы всегда хотели в школу? Испытывали каждое утро дикий восторг от предстоящих шести уроков? Или тоже иногда прикидывались больным, лишь бы не писать эту дурацкую контрольную по математике? Мы забыли. Вытеснили. А теперь ждем от детей какой-то нечеловеческой сознательности и перманентной учебной эйфории.
Проблема не в том, что ребенок не хочет. Нехотение — это симптом. Как температура. Можно, конечно, сбить ее ударной дозой угроз и манипуляций: «Будешь дворником!», «Все учатся, и ты терпи!». Сработает? На время. А потом она поднимется снова. Потому что причина-то осталась.
А причины бывают разными. И они редко лежат на поверхности. Это не всегда буллинг или злая учительница, хотя и это, конечно, бывает. Чаще все гораздо тоньше и незаметнее для нас, вечно спешащих взрослых.
Вот, например, история Артема. Его сын Саша, отличник и активист, вдруг начал каждое утро закатывать истерики. «Не пойду, ненавижу, отстаньте». Артем, человек действия, грешил на лень и распущенность. Конфисковал телефон, лишил прогулок — результат ноль. Оказалось, что все проще и сложнее одновременно. В классе появился новый лидер, мальчик крутой и продвинутый. И Саша, отличник, вдруг стал «ботанским говN0️⃣м» в его устах. Не травля, нет. Пары колких фраз в день было достаточно, чтобы превратить школу в поле боя, где Саша чувствовал себя проигравшим. Ему было не страшно. Ему было невыносимо больно и унизительно. А сказать он это не мог. Потому что «мужики не плачут» и «я должен решать свои проблемы сам».
Мы ждем от детей, чтобы они приходили и с порода заявляли: «Мама, у меня кризис самооценки на фоне социального неприятия в коллективе!». Но они так не умеют. Они умеют болеть животом. Или просто молчать, уткнувшись в телефон.
Так что же делать, когда звучит это «не пойду»? Для начала — выдохнуть. Не принимать это на свой счет. Ваш ребенок не пытается вас унизить, разрушить вашу карьеру и будущее. Ему плохо. Он сигналит SOS самым доступным ему способом — саботажем.
Перестаньте допрашивать с пристрастием. Иногда лучше просто побыть рядом. Сварите вместе какао. Скажите: «Похоже, тебе правда тяжело. Давай подумаем, что происходит». Возможно, он не ответит сразу. Но он услышит главное: я не один, меня любят не за оценки и поведение, а просто так.
Школа — важная часть жизни, но не вся жизнь. Иногда один пропущенный день ради душевного разговора стоит месяцев бесполезного сидения за партой с потухшими глазами.
И да, возможно, проблема в программе, в учителе, в одноклассниках. А возможно, ребенок просто не выспался и устал. И ему нужно всего лишь ваше разрешение на эту усталость. Право быть не идеальным, не роботом, а живым человеком.
А как вы справлялись с таким? Вам тоже в детстве казалось, что школа — это тюрьма с переменами? Или вы были тем странным ребёнком, который обожал химию? Расскажите в комментах, давайте посмеёмся и погрустим вместе над нашей общей школьной травмой. Или подпишитесь, чтобы не пропустить, как мы наконец разберемся с этим домашним заданием, от которого плачут все — и дети, и родители.
Автор: Александр Петренко
Психолог, СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru