Май 8: Я нарушаю вновь все запреты и правила[1]
Мы опять долго собираемся и выходим только в 11:20. Все согласны, что сегодня у нас завтрак туриста в машине. А именно то, что купим в магазине по дороге.
Первая остановка: горячие источники Санбим Хот спрингз. Спускаемся к реке Сальмон.
Интересно, действительно ли в этой речке водятся лососи — название «Сальмон»[2] как бы на это намекает. Я еще могу понять форель, но откуда здесь лососи? Наверное, всё же они есть, и это местный вид лососей, иначе реку вряд ли бы так назвали. Хотя, если бы в России вдруг была река с названием «Селедка», я бы всё равно не поверил, что она в ней водится. На месте, обозначенном как «горячие источники», есть труба, из которой вытекает вода, испускающая легкий аромат сероводорода. Она сопровождает свое жаркое появление паром. И ее как бы прозрачный вид не должен никого обмануть — всё вокруг окрашено в уже привычный ржавый цвет.
Вода из трубы стекает в реку. В месте их слияния температура градусов 40, но уже в радиусе метра не выше 25. Было бы время, можно было бы искупаться, но логистика: раздеться, искупаться, вытереться, одеться с учетом детей займет не менее получаса. А потом мы можем покрыться, как и прибрежные камни, ржавчиной, и от нас будет дурно пахнуть. А ехать еще далеко. В общем, пропускаем.
Следующим пунктом программы у нас заброшенный город Бонанца. Само сочетание понятий «заброшенный город» и «бонанца» говорит о том, насколько в этом мире всё преходяще и недолговечно. «Бонанца», иными словами «золотая жила», — находка удачливых золотоискателей. Не изучая историю данного города, судя по названию, могу предположить, что лет сто — сто пятьдесят назад жизнь била в нем ключом. Ну а теперь здесь город-призрак… Навигатор показывает, что Бонанца находится на 75-м шоссе, по которому мы едем, и до него 72 км от Стэнли. Когда мы проехали 70 километров, я снижаю скорость и начинаю смотреть по сторонам в поисках указателей. Проезжаем стадо оленей, потом стадо коров, потом загон, в котором мирно пасутся три лошади. Всё это как-то не очень похоже на заброшенный город. Дальше идет придорожная зона отдыха, мы ее тоже минуем. Уже 75 километров, а города всё нет. Смотрю на навигатор — мы его проехали. Возвращаемся и ищем точку, указываемую как искомую. Она совпадает с зоной отдыха. Заезжаем туда — может быть, заброшенный город где-то скрыт за пустыми беседками с давно остывшими мангалами? Но нет, ничего даже отдаленно напоминающего заброшенный город мы не видим. Выезжаем из зоны отдыха, которая насмехается над нами даже своим названием, оно в переводе на русский означает «Дыра мертвеца».
Уже в спокойной обстановке на сайте Трипадвайзора, откуда я и получил рекомендацию посетить Бонанцу, я внимательно посмотрел на карту. Заброшенный город на ней там указан в той же самой «Дыре мертвеца». Но его в этой дыре точно нет, разве что он в нее провалился.
И только более детальное изучение вопроса показывает, что он на самом деле находится совершенно в другом месте. От трубы с горячей водой, с которой начался наш день, нужно было свернуть налево с шоссе, и через 15 километров нас бы ждала «Золотая жила». Это еще раз к слову о навигаторах.
Мы едем дальше и видим указатель: «Bayhorse ghost town». Ага, не уйдете разбойники![3] Я обещал детям заброшенный город — они его получат. Подъезжаем ко входу и видим уже знакомую по Стэнли надпись: «closed», то есть закрыто.
Ну, это значит только то, что мы сможем его посмотреть в гарантированном полном одиночестве. Судя по вчерашнему дню, никто из местных под знак запрета не поедет.
Городок был построен вокруг шахты, добывавшей серебро. Когда она истощилась, городок был брошен.
Не сказать, что он очень живописен, но детям полазить по заборам понравилось.
Еще все были рады увидеть мармотов — больших и жирных сурков из тех, что предсказывают приход весны.
Воодушевленные, мы едем дальше. Сегодня у нас день знакомства с руинами. Следующий пункт — заброшенные шахты «Empire Mine» в районе городка Маккей. Городок очень милый, и я бы не постеснялся назвать его провинциальным: по его улицам свободно гуляют олени.
Но вот найти эти самые шахты оказывается непросто. Интернет у нас не ловится и не растет кокос[4]: GPS не воспринимает название Empire mines и в числе достопримечательностей вокруг Маккея показывает все что угодно, только не то, что нужно нам. В конце концов по наитию мы находим нужный указатель и, довольные, едем вперед по широкой грунтовой дороге. Очень скоро возникает развилка, и мы решаем свернуть с широкой дороги на более узкую, идущую вверх. Виды завораживают, как и атакующие горы облака.
В какой-то момент возникает еще одна развилка. Поскольку мы не видели еще ни одной достопримечательности, а тут нам обещают сразу 18-ю, я поворачиваю направо, принимая к сведению предупреждающую информацию. Она, в частности, говорит о том, что в случае чего разъехаться не удастся и вообще можно проехать на авто шириной не больше 1 метра 20 сантиметров. Я долго соображаю, что, кроме мотоциклов, «Смарта» и «Оки» может иметь такую ширину. Уж точно не наш безразмерный внедорожник. Но всё же решаю двигаться вперед.
Но уже через 100 метров становится понятно, что дорога сужается до велосипедной дорожки, а что там ждет за поворотом, непонятно. В общем, сдаюсь, то есть сдаю назад. Достопримечательность номер 18 в этот раз мы не увидим.
Мы движемся вперед. За очередным поворотом дорога предстает в своей зимне-весенней красе, которая, в частности, подразумевает заснеженные участки.
И я принимаю выстраданное решение возвращаться на первоначальную широкую дорогу. Мы разворачиваемся и едем назад. И правильно делаем. Виды здесь тоже замечательные.
Ну и достопримечательности более доступные. Достопримечательность номер 3 — заброшенная шахта по добыче свинца. Сперва можем полюбоваться остатками дома, которые уже много лет держатся на «честном слове».
Потом уже собственно шахта с предупреждениями не залезать внутрь, а то экстремалов может завалить.
Мы бы и сами не полезли. А тут еще и крепко приваренная железная решетка на входе, которую не разобрать так просто, как я разобрал вчера заграждение на озеро Стэнли.
Дальше мы заехали еще на одну шахту. Анна хотела продолжать, потому что мы из 18 посетили только 2 достопримечательности. Но было уже около 5 вечера — последствия позднего выхода. Поэтому я решил знакомства с пришедшей в упадок архитектурой завершить и восполнить силы и энергию, поскольку мы все еще совсем не заброшены, а юны и бодры... Ну я по крайней мере стараюсь.
Поздний обед/ранний ужин мы провели в кафе «Golden West» в городе Арко по дороге.
Снова американская еда с огромными порциями и разумными ценами: $75 на четверых до чаевых.
Отрабатывая тему заброшенности, по дороге в Айдахо-Фолз — наше сегодняшнее пристанище на ночь — мы посетили еще один артефакт: первый в мире ядерный реактор для электростанций.
Хотя внутри все закрыто, можно близко подойти к стоящим снаружи двум энергоблокам, которые планировалось поставить на самолеты в рамках проекта WS-125A, который запустили в конце 50-х.
Идея, что самолет может, как подводная лодка, летать неограниченное время, выглядела заманчивой. Было потрачено более миллиарда тогдашних долларов. Была утверждена общая компоновка самолета.
Но не срослось по многим причинам. Тут и размеры, и загрязнение воздуха. Пилоты при этом автоматически рисковали стать камикадзе. Ну и денег было еще нужно очень много. Отказались от этой мысли. А силовые установки стали достоянием музея.
Сегодняшний наш маршрут:
[1] Из песни «Правила» певицы Lola.
[2] Salmon — лосось.
[3] Фраза Карабаса-Барабаса по поводу похитивших Золотой Ключик Буратино и Ко.
[4] Отсылка к песне «Остров невезения» А. Миронова.