В Караганде-24. Первая ночь и оглавление
Итак, Курганская область, село Половинное, в 25 километрах от границы – и это по дорогам, по прямой и 10 нет:
Сегодня надо границу преодолеть и найти ночлег, ибо вокруг уже –20, а после заката и вовсе наступит Оймякон. От героя песни Миши Шелега уже исходит пар:
Много в мире тюльпанов и роз... Я успел пройти по дороге километра три – и меня подобрал местный программист Александр. Он сделал жест невероятной щедрости – отвёз меня прямо до погранперехода «Воскресенское»!
Молодая сотрудница погранслужбы удивилась пешеходу, сказала, что впервые в её практике, но прошёл я наш кордон без задержки – просто проверили паспорт и всё. Дальше – километр ничей земли, снимать нельзя, останавливаться нельзя, проезжающим машинам тоже подбирать никого нельзя. Впрочем, никто и не проехал – это, пожалуй, самый захолустный погранпункт между РФ и РК. То ли дело соседнее Звериноголовское, лежащее на трассе Курган – Костанай!
Погранслужба КНБ республики Казахстан отнеслась ко мне со странным вниманием – полностью вынули содержимое рюкзака. Что, спрашивается, я могу ввезти в Казахстан? Градус? Вещества? Так наоборот – раньше через пограничные поля градус ящиками возили в Россию, а вещества и вовсе издавна текут из Средней Азии в Россию через Казахстан. Оружие? Вот это более вероятно, небольшая часть казахов убеждена, что в следующую очередь РФ возьмётся за Казахстан. Хорошо, что небольшая...
Наконец и подпункт Убаган (основной Убаган – на трассе Курган – Костанай) позади:
За-а-асыпает си-и-иний Убага-а-ан, а я ещё не знаю, где буду ночевать. Определённо где-то возле станции стыкования Пресногорькóвская, но до неё больше тридцати километров с одной развилкой: сперва надо доехать до трассы Костанай – Петропавловск, потом свернуть в нужную сторону:
По цвету дороги видно, что на половине её длины даже сведений о пробках нет – настолько слабое движение. К счастью, меня подбирает весёлая семья на старой иномарке, и на развилке им как раз налево. Машина, как это часто в Казахстане, битком – дети, взрослые, мчимся!
На переезде я покидаю весёлую компанию и иду на станцию. Вдоль неё стоят странные, довольно основательные бетонные столбы, хотя ни сетки, ни листов на них нет – забор давно унесло ветром. Вокруг ни души, хотя час ещё не особо поздний, но кому охота показывать нос на улицу в такой мороз? Схожу с дороги на станцию, раскладываю штатив и делаю несколько кадров. Сперва в сторону Новоишимской, на юг:
От прибывшего из Кургана грузового отцепился 2ЭС6 «РЖД» – поворачиваю штатив в другую сторону и снимаю его тоже, по возможности соблюдая скрытность:
Рядом ещё ползает ТЭМ2, но с его съёмкой решаю повременить – нужно искать ночлег. Иду вдоль станции и нахожу вагонников. От них узнаю потрясающую новость: станция – погранзона! Вокруг – нет, потому что граница далеко, а на станции контроль поездов, поэтому она объявлена изолированной погранзоной. Вот зачем вокруг забор, хоть и истлевший. И мне очень повезло, что не попался патрулю – мог уехать в Костанай суток на трое.
Вокзал, как оказалось, ночью закрыт:
Однако в селе (оно называется Троебратское, а село Пресногорьковка, как видно на карте выше, сильно в стороне – чтобы никто не догадался) поодаль от станции есть дом отдыха бригад. Он принадлежит «КТЖ», но есть одна комната и для сотрудников «РЖД»:
Весьма приличный дом, скажу я вам! На случай жаркого лета (которое тут 5 месяцев в году) даже кондиционер есть:
А на случай морозной зимы, которая тоже 5 месяцев в году, есть горячие чугунные радиаторы. Располагаюсь:
Ужин полевого образца – залитая кипятком гречка с копчёной колбасой:
Колбаса, к слову, была куплена в сельмаге за рубли – тут они в ходу, благо в Россию ездят многие.
Старичок заряжается – завтра надо дописать статью для «Науки и техники»:
Утром просыпаюсь и иду на станцию. Там уже стоит ВЛ40М с рабочим поездом. На улице ещё тьма, так что рассветает уже в пути, вот станция Белоградовка:
О различных вариантах деления ВЛ80 надвое я писал подробно:
В вагоне обстановка что надо – все тонут в объятьях Морфея, один я сижу да пишу:
Вторая половина вагона перегородок и верхних полок лишена:
В первой половине они оставлены:
Где я ещё сниму потолок старого вагона? В России их полномочия как бы всё:
И вот наконец Новоишимская, она же Жана-Есиль – река Ишим по-казахски называется Есиль, а «жана» – «новый»:
Одновременно с нашим прибыл точно такой же рабочий из Костаная, но привёз его тепловоз:
Чтобы было понятно, где всё происходит: вот карта зимнего похода-2024 и летнего-2025:
Красная линия – летний автостопный поход, отдельно обозначена Черниговка, которая под именем Чернигов (так пишется по-казахски) удивила многих в пятой части отчёта. Синяя – зимний ЖД-поход, обозначена Белоградовка. Чёрная линия – тепловозная Костанай – Жана-Есиль.
Синий ТЭМ2У повёз состав на экипировку углём:
У вокзала стоит паровоз Су, зачем-то гордо названный Л-5028:
Табличка памятника. Ещё с нашей общей эмблемой – крылатым колесом...
А вот песочница паровоза с его табличкой:
В буксы вместо масла залиты камешки:
Не сняться на ЛСу я не мог:
Всё, пора на перегон – ловить обратный костанайский. Прохожу несколько километров по посёлку, оставив позади станцию, её входные светофоры и предвходные – и вот он летит:
В голове – ТЭП33А-0055, а рядом виден знак «Включить ток на электровозе»:
ТЭ33А и ТЭП33А подробно разобраны в трёх статьях:
А что за знак – в статье «ТЭД-12»:
Чтобы на одном дизеле уходить в ледяную пустыню, где на двести с лишним километров почти нет людей (а откуда им взяться, на весь огромный Казахстан всего 19 миллионов жителей) – надо быть немного героем:
Это где-то на полпути от обычной земной работы к службе подводников, о которой рассказывает повесть «Чёрная жемчужина» на канале «Исповедь начхима»:
"Среди невообразимого переплетения трубопроводов водоотливной системы, электрических кабелей, шлангов, распределительных коробок на откидных коечках отдыхают бренные тела «королей говна и пара» - трюмных машинистов.
«Тихо водичка журчит в гальюне. Служба подводника нравится мне!»
Рядом с выгородкой выдвижных устройств жужжат насосами гидравлики гидропневмоаккумуляторы. Рядом дверь в холодильную камеру - провизионку.
Теперь всё это хозяйство перевёрнуто на тридцать семь градусов!"
Успокаивает лишь то, что у ТЭП33А дизель американский и потому довольно надёжный, а на крайний случай есть вагон с угольным отоплением.
Следом отправляется ВЛ40М с пресногорьковским рабочим:
Как думаете, что было дальше? Об этом – в третьей части. О её выходе можно узнать как из ленты Дзена, так и из Телеграм-канала «Всё, что движется»:
А в группе ВК вышло видео с прицепкой ТЭП33А к костанайскому, «разлётом» обоих рабочих и кое-чем ещё:
https://vk.com/video-229948076_456239058
—=≈≠∞≠≈=—=≈≠∞≠≈=—=≈≠∞≠≈=—=≈≠∞≠≈=—=≈≠∞≠≈=—