40 серий по 45 минут
Режиссёр: Дэн Кэ (уже вышла его дорама Тень Любви)
Актеры: Ван Хэ Ди, Лю И Цзюнь, Тянь Си Вэй, Янь Цзы, Фэн Хуэй, Дин Сяо Ин, Ван И Яо, Питер Хо, Ду Чунь
Студия: Тэнцэнт
Удача императора
В ожидании хороших дорам пересмотрел «Страж Дафэна». Может, юмор уже не казался таким искрометным, как в первый раз, но что касается хитросплетений сюжета, насладился тонкостями, незамеченными в первый раз.
Для тех, кто (как и я) ожидает второго сезона, с печалью сообщаю, что выход намечен на конец 2027 года, и, судя по трейлеру, там может не быть Дилана, но, надеюсь, просто трейлер такой. Было бы неприятным поворотом.
И вновь восхитился актерским талантом Тянь Си Вэй. В этом проекте у нее еще не такие большие глаза, как в «Полночном возвращении», и играет скромную роль наивной принцессы Линь Ань, но ее обаяние и эмоциональный фонтан снова покорили меня.
Дорама многослойная и насыщена самыми разными отсылками к истории Китая, так что мне пришлось написать несколько обзоров на Стажа Дафэна.
Но оказалось, что в первый раз упустил чуть ли не главный скрытый смысл дорамы — размышление о природе власти (в Китае). Не буду растягивать сову на глобус и доказывать, что в дораме какая-то философская глубина и историчность темы власти, но, без сомнения, автор прекрасно разбирается в вопросе и постарался максимально точно выразить суть проблемы: народ для амбиций императора или император для служения народу?
Надо сказать, что автор проявил изрядную изобретательность, чтобы демистифицировать природу власти, убрав из текста любые намеки на ее божественном происхождении, включая само название «Небесный Мандат» (天命), заменив неким «сильным артефактом». При этом сохранил исторические атрибуты власти, чтобы у (китайского) зрителя не было сомнений, о чем именно идет речь.
В сюжете с долей юмора неспешно переходят от личной удачи главного героя, когда он то пару монет найдет, то с закрытыми глазами выигрывает призы в конкурсе, к удаче всей империи. И когда в одной из сцен появляется Дракон, любой китаец понимает, что у главного героя «небесный мандат» и получил он его не просто так (см. обзор дорамы о даосизме). Символично, что Мандат получает человек из современного Китая с коммунистическим воспитанием.
По ходу сюжета нет никаких проблем с пониманием «каким должен быть правитель?» — наглядно и убедительно, а вот в понимании «что такое небесный мандат?» для некитайского зрителя могут быть неясности. Об этом и расскажу.
Мандат Неба 天命
- Обожествление власти появилось при династии Шан. Правила примерно с 1600 по 1046 годы до нашей эры. Небо (Тянь) — правитель всего (всё под небесами, поднебесная) даровал свою милость (силу Дэ) достойному человеку, и так появился земной правитель Поднебесной (Сын Неба). Если Небо, перестает любить правителя, то начинаются засухи, наводнения, и правитель обязан принять вину на себя и покаяться перед Небом.
- Некто Цзи Чан, будущий царь Вэнь (1100–1050 гг. до н. э.) династии Чжоу, начинает восстание против правителя Шан, что приводит в конечном итоге к появлению новой династии Чжоу. У населения возникают подозрения, что ими правит узурпатор, вот тогда и появляется «Небесный Мандат» как некий «артефакт» (вроде жетона, что раздают цари своим вассалам на управление землями), который Небо может дать, а может и забрать. Система легитимизации власти, не имеющая аналогов на Западе.
- Царь Вэнь позже рассказал народу, что он посмотрел на небо и увидел «парад планет» (буквально), потом комету Галлея, и это был приказ Неба убрать правителя, погрязшего в грехах. Потом об этом написали целый эпос «Возвышение в ранг богов», где были лисы, демоны и герои вроде Нэ Чжа. А у меня есть небольшой обзор на эту тему.
- С тем, что Небесный Мандат существует и его можно получить и забрать, согласились все. Начались споры о том, кто мог его получить. Приняли единодушно, что выдается он по праву рождения и точно включает ближайших родственников правителя. Некоторые предлагали расширить список и на дальних родственников, что узаконивало дробление на множество независимых княжеств. Началась эпоха Весен и Осеней (Чуньцю).
Право сильного
- Конфуций был очень этим недоволен и призывал вернутся к традиции, что все подчиняются правителю из династии Чжоу. Но его никто не слушал, каждый считал, что у него точно есть Мандат и расцвела эпоха Воюющих Царств (Чжаньго).
- Ученик Конфуция в четвертом поколении Мэн-цзы, чтобы как-то объяснить бардак с правителями, творящийся в некогда едином государстве, предложил считать: «Кто первый встал, того и тапки». Шутка, на самом деле: «Кто первый сел на трон, того и мандат». Тоже шутка, но не совсем.
- В своем философском трактате «Мэн-цзы» автор Мэн-цзы, во-первых, предложил считать Мандат Неба непривязанным к происхождению, его мог получить любой добродетельный муж (дискриминация женщин не отменялась). А во-вторых, народ получал право на восстание против правителя, если он не заботился о них. Собственно, именно так и происходит в дораме «Страж Дафэна».
(о Мэн-Цзы кратко здесь)
- Идея была слишком революционной. Ее знали, ее боялись, на нее ссылались, но саму книгу Мэн-цзы конфуцианцы канонизировали через 1200 лет при династии Сун, чтобы оправдать новую династию с комментариями «никаких восстаний». После этого появляется неоконфуцианство.
- Во времена Троецарствия аристократия Южан, недовольная изгнанием из власти, придумала артефакт Небесного Мандата — Государственную Печать. Они вывезли ее из дворца из династии Хань, и считали, что только ее владелец имеет право на власть. Это частенько обыгрывается в исторических текстах. Остальным было плевать на их печать.
- По факту доктрина Небесного Мандата ничего не объясняла, но в политическом смысле упрощала признание любой новой династии, севшей на трон силой. Небесный Мандат не более чем объяснение права сильного на власть: Небо помогает, поэтому ты побеждаешь, а значит у тебя Мандат Неба.
Право умного
- Отдельного упоминания достойна династия Цин, поскольку маньчжуры использовали концепцию Небесного Мандата еще до того, как сели на трон в Пекине.
- Сразу после Мэн-цзы некто Цзоу Янь (из даосов, 305–240 гг. до н. э.) предложил считать смену династий такой же неизбежной, как смену времен года, поскольку это соответствует концепции смены пяти стихий (у-син 五行). Обоснование у него было так себе, но он предложил искать предзнаменования по цвету стихий, чтобы предсказывать смену владельца Небесного Мандата. Предсказывать никто не успевал, а вот уже потом новая династия обязательно находила, что когда-то раньше листья клена были особенно красными, стихия огня накатила, и предыдущая династия уже не жилец. Сам размышлял о нынешней династии и какие у нее цвета.
- Маньчжуры готовились к смене Мин до нападения на Китай и поэтому решили назвать себя династией Цин, что значит «золото», т. е. желтый цвет, цвет стихии земли.
- В дораме «Круговорот светил» тема цикличности и неизбежности смены династий — главная. Показано очень доходчиво от предзнаменований до трагедии тех, кто не чувствует поступи неизбежного.
А на сегодня все...