Вот умеют китайцы удивлять (в хорошем смысле). На мой взгляд, дорама «Круговорот светил» — революционный кинопродукт, и передо мной непростая задача — показать как можно больше граней этого бриллианта.
Обзор большой получился, кому лень читать всё — перейдите в раздел «Философия, вся суть дорамы». Также подготовил отдельную публикацию об историческом контексте дорамы.
Жанры
Первое, что пришло в голову после просмотра, — 39 серий и ни одной «пустой». Дораму испекли как большой слоёный торт из жанров и обильно пропитали китайской философией. Это именно слои, а не смешение жанров. Каждый жанр аккуратно изолирован друг от друга, но при этом прочно связан с другими смыслами.
Для некоторых поначалу будет непросто переключаться между жанрами, но потихоньку общий смысл повествования станет настолько увлекательным, что зритель уже не будет замечать «склеек» жанров.
Приключения
Этот жанр — структурная и временная ось дорамы, вокруг которой вращаются и на которую нанизаны все события. Всё начинается как классическое приключение: тайна сокровищ, без которых «человечеству» не выжить, и список героев, которым предстоит раскрыть тайну и отыскать несметные богатства, способные изменить ход истории. И вот китайские «индианы джонсы» отправляются в путь, а чтобы им жизнь медом казалась, сюжет устанавливает срок, к которому нужно закончить поиск.
Как и полагается приключениям, много локаций, тайных подсказок, и каждая группа искателей пытается придушить конкурентов. Правда, почти до последних серий нам не совсем понятно, кто здесь хорошие, а кто плохие, тем самым сюжет держит интригу. Ну, может, кроме японцев, они злодеи без вариантов.
Но китайцы не были бы китайцами, если бы не показали Китай того времени с разных сторон. Тут и трения правящей династии маньчжуров с коренными ханьцами, и особенности каждого района, где происходят поиски, и западное влияние на угасание династии Цин. Великолепно показан шанхайский этап поиска, где уже властвуют западные концессии, а китайским властям приходится под них подстраиваться. Жанр приключений в китайском исполнении великолепен историческими деталями.
Драматическая романтика
Вообще, романтика всегда входит в базовую комплектацию приключений. Но и здесь дорама может приятно порадовать даже искушенного зрителя. Для начала, в дораме три романтических линии со своими смыслами. Более того, у каждой линии своя эстетика и особый ритм повествования. Есть классическая драма «запретной любви», есть история «деревенской любви», «роковая любовь» и даже революционная любовь нового времени.
Особый шарм всем этим линиям придают оттенки предчувствия исторических перемен, когда невозможно предсказать, чем каждая из них закончится. Даже в такой, казалось бы, банальной для дорам теме, как «романтика», тут создается невероятное(?) напряжение непредсказуемого финала. Вы не будете знать наверняка, чем всё закончится, и переживаете за каждого.
Уся
Чисто китайский жанр, и частенько махание мечами выглядит как инородный предмет в совершенном теле сюжета. А вот и нет. Основной смысл этого жанра — показать, как и почему меняются герои дорамы. В уся главное — достижения совершенства, и в дораме герои ищут свое совершенство, и оно не всегда «боевое», а скорее «духовное». Второе название дорамы «Герои» показывает, что тема «духовного человека» для создателей была чуть ли не важнейшей, и через философию боевых искусств сюжет раскрывает: люди меняются, чтобы изменить время.
Как и положено для уся, здесь будут и выяснения, чей меч длиннее, и тайные книги о практиках, и превосходство школы Шао Линь над всеми другими, и мгновенные прозрения, как устроен мир. Девочкам придется потерпеть.
Кроме того, в жанр уся запихнут всю жестокость «революционного времени» и бессмысленных убийств во время приключений. Очень долго пытался для себя разобраться, чем отличается понимание жестокости для европейцев и китайцев в серии статей, чтобы можно было блеснуть в обзоре, но в результате пришел к очень короткому выводу. Если это не садизм, то темы жестокости для китайцев не существует, только справедливость.
(мои размышления читать не обязательно, просто пример погружения в тему)
Условно, конечно, но если вы вспомните какой-нибудь костюмчик, где наказывают, убивают семью героя, то там нет рассуждений, как это жестоко по отношению к женщинам и детям, а лишь вопрос, было это справедливо или нет. На ум приходит пара дорам: «Долгая песня» и «Хуа Джи».
Показательно то, как в дораме «Круговорот светил» сделали аллюзию на восстание тайпинов, жертвами которого стало чуть ли не 10% Китая, через поход учителей боевых искусств в резиденцию императора. С одной стороны, таким приемом сюжет избежал реалистичных кадров насилия, а с другой подсветил, как можно относиться к революционному времени без выпячивания гуманизма. Не знаю, насколько они правы, но выслушать мнение китайских товарищей имеет смысл.
Политический детектив
Поскольку события в дораме происходят аккурат перед отречением последнего императора последней династии Цин, то было бы странно, если бы сюжет не затронул тему противостояния политических сил того периода. Основной темой жанра «политический детектив» был вопрос: что лучше для Китая в 1911-м году — дворцовый переворот или революция?
Удивило, что обошлось без особой пропаганды. Честно рассматриваются позиции всех сторон. Честно показано, что разные хорошие люди готовы умирать за каждый из вариантов развития. Понятно, что позиция КПК побеждает, но она не навязывается. Всё решают персонажи, и самым важным аргументом для них поддержать революция становится «китайский гуманизм» — социальная справедливость.
Но помимо сюжетного политического детектива, создание дорамы само стало политическим детективом.
По первому (как в Китае) названию дорамы «Круговорот светил» очевидно, что политический аспект дорамы очень важный. Само название — кусочек из фразы председателя КПК товарища Си: «Как небесные светила движутся без остановки, так и благородный муж должен постоянно Самосовершенствоваться», сказанной в декабре 2018-го на каком-то собрании. Понятно, что фраза из Конфуция, но китайские СМИ понесли в народ, что именно Си сделал на ней акцент, рассказывая о экономических реформах и преобразованиях в Китае.
В конечном итоге аффилированная с руководством КПК медиаплатформа iQiyi решает воплотить фразу Си-Конфуция в сюжет дорамы. К производству подключили денежный мешок в лице Tencent Video, так что снимали, ни в чем себе не отказывая. Видно, что денег было много, и считаю, что все потрачены с умом. Самое главное, в дораме показано, что именно и только коммунисты дали китайцам то, что не смогла ни одна династия - социальную справедливость. Не поспоришь.
О жанрах пожалуй все.
Философия перемен
Ни в одной империи не было столько смен правящих династий, как в Китае. Сами китайцы принимают сей факт с философским фатализмом: всё течёт, всё меняется. Для китайцев император не столько сакральная личность, сколько сакральный механизм распределения небесной силы Дэ среди жителей империи. И если династия утрачивает небесный мандат владеть Дэ, то становится слабой и неизбежно свергается теми, кому Небо его дарует. Ничего личного, Небу виднее, нам остается только приспосабливаться.
В самой дораме мы слышим и саму эту концепцию — династия рождается, набирает силу и деградирует, и понимаем ее контекст — время династии Цин закончилось, ее падение неизбежно. Примечательно, что смена китайских эпох случались как по часам — примерно раз в 300 лет.
В сюжете тему, что время Цин закончилось, почти незаметным штрихом воплотили через таинственного мудреца с удочкой и его ученика (узнаете в конце, кто он). Предсказывать и приспосабливаться к неизбежному (воле Неба) считалось и считается в Китае высшей мудростью, люди, обладающие ей, почитались Великими Учителями и стояли выше правителей. Это очень тонкий, неочевидный для многих, но очень важный момент для понимания всей дорамы, философия И Цзин. Делюсь с вами.
Высшее качество
Немного о том, как задумки сюжета сумели воплотить на экране и каждую серию сделать интересной.
Во-первых, набрали много крепких «актёров-середнячков» и каждому дали задание воплотить «скромный» (типичный) образ своего персонажа. Комбинируя актёров по времени и месту, режиссёру удалось избежать пустых сцен, эффекта «привыкания» к персонажам и создать эпичную картину сложных судеб разных героев без особых клише вроде детских травм.
Про «середнячков» это так, к слову, многие вполне себе топы: Цинь Цзюньцзе (秦俊杰), Лю Юйнин (刘宇宁), Хуан Мэнъин (黄梦莹), Пан Ханьчэнь (庞瀚辰), Фу Цзин (傅菁), Чэнь Сычэ (陈思澈).
Во-вторых, частая смена локаций, одежд и декораций делает каждую серию особенной. Запретный Дворец, поезд, Шанхай, разные провинции Китая — почти в каждой серии свой антураж, и каждый раз смотрится свежо.
В-третьих, отличная операторская работа и множество камер для съемки важных сцен. Обилие ракурсов и планов дает нужный эффект присутствия.
Итоги
Мне дорама очень понравилась, настоящее искусство со множеством смыслов. Но всё же не думаю, что «для всех». Некоторым может показаться сложной, надуманной и запутанной. Но попробовать хотя бы пару серий стоит, есть шанс увлечься.
В мире дораму не заметили, на IMDb оценка 8.4 при мизерных просмотрах, а на КП вообще ее не обнаружил.
Возможно еще напишу исторический контекст на дораму, но он не особо нужен, поскольку здесь больше философия и судьбы людей, чем исторические событий. Мне было бы интереснее написать о линиях персонажей, это самое интересное в дораме. Подумаю.
И по традиции ролик без спойлеров для оценки картинки.
(Дзен считает, что это запрещенный товар или услуга, ролик есть на канале в телеге)
...приятного просмотра )