Найти в Дзене

Две минуты интересных фактов. Кто на самом деле основал конфуцианство и при чём здесь «Небесный Мандат»?

Давно не было этой рубрики. Вспомнил, что в серии публикаций о конфуцианстве пропустил важную персону, которая на самом деле и создала учение, ныне приписываемое Конфуцию. И, конечно, не обойдется без уникальной взгляда на историю Китая. Предыдущие материалы можно найти в подборке ниже. Меняющийся мир порождает мудрецов
Китайская мудрость Примечание. Шесть искусств - Обряды (禮), Музыка (樂), Стрельба из лука (射), Колесница, верховая езда (御), Каллиграфия (литература) (書), Математика (數) Конфуцианство обрело статус официальной идеологии только при императоре У-ди в 133 году до нашей эры. Однако это было уже не первоначальное учение мудреца Конфуция. Оно вобрало в себя всю тысячелетнюю историю Китая, включив в себя известные трактаты других философских школ и адаптировав свои положения к требованиям времени. Благодаря своей энциклопедической полноте и разумным принципам управления государством, конфуцианство стало основой подготовки государственных чиновников. А на сегодня все..
Оглавление

Давно не было этой рубрики. Вспомнил, что в серии публикаций о конфуцианстве пропустил важную персону, которая на самом деле и создала учение, ныне приписываемое Конфуцию. И, конечно, не обойдется без уникальной взгляда на историю Китая. Предыдущие материалы можно найти в подборке ниже.

Учения мудреца Куна | Будущее не в прошлом | Дзен

Меняющийся мир порождает мудрецов
Китайская мудрость

Закат эпохи Вёсен и Осеней (Чуньцю)

  • с 722 по 481 год до н. э.
  • В эпоху Вёсен и Осеней Китай формально считался империей Чжоу, но фактически был раздроблен на герцогства, количеством временами превышавшие 148. Любой могущественный клан с большим войском под управлением влиятельного гуна (князя) старался отгрызть под свое управление солидную провинцию и править ей как отдельным государством.
  • Закат эпохи Весен и Осеней был временем раздробленности и беззакония. Эти условия существенно повлияли на формирование мировоззрения Конфуция.
  • Милый карапуз Цю (позднее Фу Цзы) родился около 551 года до н.э. в семействе Кун и был потомком весьма благородного рода. Но мальцу не повезло (а может, и повезло), что родился от наложницы, так что, когда его отец умер (Конфуцию тогда три года), то старшие жены выжили их с матерью из богатого поместья.
Ученье свет
Ученье свет
  • Мама не стала возвращаться к родителям, а поселилась в собственном доме. Детство Конфуция было несладким, с юных лет зарабатывал на кусок хлеба и обучался шести искусствам в школе для простолюдинов.
  • Благодаря усердию и знаниям его заметил и пригласил правящий клан Цзи королевства Лу (современная провинция Шаньдун), сначала следить за амбарами, а затем за скотом.
  • Страдал комплексом «сын наложницы», из-за чего был помешан на генеалогии, собирании истории предков и на строгом соблюдении традиций. Хотел доказать, что он достойный потомок рода Кун.
  • Считал, что все проблемы Китая из-за того, что правители не знают истории предков и забыли о традициях. Собрал на тот момент самую полную энциклопедию традиций и исторических записей. Собирание знаний было визитной карточкой конфуцианства во все времена.
  • Обучение шести искусствам («люй» 六藝) и строгое следование традициям стали основой его учения. Создал несколько школ, где отучились около 3000 человек из которых чуть больше 70 овладели всеми шестью искусствами.
  • Ничего нового сам не придумал, но его школы и ученики его учеников как хранители энциклопедических знаний позволили конфуцианству пережить времена забвения. Поэтому конфуцианство частенько называют жуизмом (жу — учитель), «учением учителей».
  • В политике проповедовал «добродетель». В эпоху, когда всё решалось силой, правители его слушали, хвалили, но в советники не брали, так что Конфуций так и оставался странствующим учителем до самой смерти.
Карта путешествий Конфуция
Карта путешествий Конфуция
  • Конфуцианство всегда смотрело в прошлое и обновлялось только через впитывание знаний из других учений. Это давало стабильность, но мешало двигаться вперед.

Примечание. Шесть искусств - Обряды (禮), Музыка (樂), Стрельба из лука (射), Колесница, верховая езда (御), Каллиграфия (литература) (書), Математика (數)

Эпоха Сражающихся царств (Чжаньго)

  • с 481 по 221 годы до н. э.
  • Новая эпоха Сражающихся царств началась с даты ухода Конфуция в мир предков. Сильные герцогства стали стремительно поглощать слабые, и в это время самым востребованным стало учение плотника Мо (родился в 475 до н. э.).
-4
  • Моизм — учение о всеобщей беспристрастной любви и государственном консеквенциализме. Во многом опередило свое время. Подробнее в публикации ниже.
  • Учитель Мо основал свои школы в разных герцогствах, где большое внимание уделяли обучению строительству и защите оборонительных сооружений. Более того, если слабому правителю угрожало нападение, тот мог попросить учеников Мо со всей страны помочь защитить город.
  • Этот «сервис» поначалу сделал моизм самым влиятельным и богатым учением того времени, оставив конфуцианство позади. Однако бурный рост технологий, военной науки и практика создание громадных армий со временем оставили адептов моизма не у дел.
  • Запредельный прагматизм моизма, отрицающий значительную часть культурного наследия Китая, идеалистические взгляды на жизнь и государственное управление привели к полному исчезновению учения при Цинь Шихуанди. Его осколки были впитаны конфуцианством.

Мэн-цзы — творец конфуцианства

  • Несмотря на уговоры и конфуцианцев, и моистов «ребята, давайте жить дружно», сильные герцогства продолжали завоевывать слабые, так что их общее количество сократилось с более чем ста до семи.
  • Основным учением периода Чжаньго можно считать легизм, потому что благодаря ему канцлер из Цинь, Шан Ян, сумел создать настолько сильное государство, что оно смогло поглотить остальные и создать единую империю.
  • В отличие от «добродетельных» конфуцианства и моизма, легизм был подобен фашизму и предписывал во всех видеть злодеев, требующих жестокого наказания за любой проступок. Как бы сейчас сказали, легизм был идеологией тоталитарного государства и сильно мотивировал граждан служить своему правителю.
Легизм - убиственная эффективность
Легизм - убиственная эффективность
  • И все же конфуцианство всегда оставалось очень популярным учением благодаря самому полному знанию о традициях и истории предыдущих династий. Кто и сколько должен делать «ку» на любой церемонии, как следует почитать предков и зачем воспитывать сыновью почтительность — всё это было можно было узнать в школе учеников мудреца Куна. Конкурс в такие заведения был «4 человека на место».
  • Конфуцианство трансформировалось из «стандарта обучения шести искусствам» в полноценное учение лишь усилиями Мэн-цзы (родился в 371 году до н. э.). Он был из четвертого поколения учеников и по легенде обучался у внука Кун-цзы Цзы Сы 子思.
  • Также легенды гласят, что жизнь Мэн-цзы была во многом схожа с жизнью Конфуция. Оба рано потеряли отцов, жили в бедности и воспитывались матерями. Оба сорок лет путешествовали по Китаю, делясь своими идеями о том, как следует строить государство. Однако никто не хотел доверить им реальное управление.
  • Самая главная заслуга Мэн-цзы — туманным притчам Конфуция из его «Аналектов» сумел дать однозначное толкование, которые мы теперь и знаем как «конфуцианство». Современный читатель вряд ли найдет в них особую глубину, но это уже была полноценная, пусть и утопическая, идеология.
  • В основе воззрений Мэн-цзы лежало утверждение, что человеческая природа по своей сути праведна и гуманна, и если политика правителя будет праведной и гуманной, то и государство будет процветать. Чувствуется, что Мэн-цзы очень многое почерпнул из моизма.
Мэн-цзы разрешил эту правовую коллизию.
Мэн-цзы разрешил эту правовую коллизию.
  • Все что мы сейчас слышим в дорамах, что правитель должен заботится о народе, а народ должен быть преданным правителю сказал не Конфуций, а Мэн-цзы.
  • Также Мэн-цзы обогатил китайскую историю новым пониманием «Небесного мандата» (право управлять страной от имени Неба), что оказалось очень востребованным в тот период эпохи Сражающихся Царств. Предыдущая династия Чжоу рассыпалась на провинции, и их правители начали массово менять свои титулы гун (князь, герцог) на ван (царь). В народе их частенько считали узурпаторами трона без Небесного Мандата и отказывались подчиняться. Мэн-цзы разрешил эту правовую коллизию.
  • Сам Конфуций относился к престолонаследованию как незыблемой традиции и порицал тех, кто захватывал власть силой. Мэн-цзы изменил букву закона на смысл и оправдал свержение династии Чжоу, потому что она перестала служить народу страны. И любой, кто добродетелен и будет служить народу, сможет получить утерянный «Небесный Мандат».
  • Это было очень революционно и даже пугающе для того времени, но все же этот «догмат» закрепился в конфуцианстве навсегда, поскольку решал проблему легитимности новой династией, когда предыдущая исчезала. Позднее на ее основе придумали целую «теорию» о периодических сменах династий.
  • Свои мысли Мэн-цзы изложил в трактате «Мэн-цзы». Автор, будучи очень разносторонним мудрецом, делится не только философскими размышлениями, но и мыслями на множество тем. Помимо прочего, расписал, как нужно правильно толковать художественные произведения. Можно сказать, что Мэн-цзы был основателем китайской герменевтики.
  • Если на Западе при анализе больше обращали внимание на личность автора (режиссера, актеров), то метод Мэн-цзы предполагает, что перед оценкой литературного произведения необходимо ознакомиться с его культурным и политическим контекстом. Не знаю почему, но у меня сложился именно такой подход к анализу дорам.
Конфуцианство обрело статус официальной идеологии только при императоре У-ди в 133 году до нашей эры. Однако это было уже не первоначальное учение мудреца Конфуция. Оно вобрало в себя всю тысячелетнюю историю Китая, включив в себя известные трактаты других философских школ и адаптировав свои положения к требованиям времени. Благодаря своей энциклопедической полноте и разумным принципам управления государством, конфуцианство стало основой подготовки государственных чиновников.

А на сегодня все..