Букет
Только не надо думать, что дорама «Страж Дафэна» — даосский манускрипт. По сюжету это все еще «комикс», где надергали самого сладкого ото всюду и удачно собрали в историю приключений отдельно взятого персонажа. Так, демоническая рука и ее владелец, включая имя, бесстыдно стырены сразу из аниме и компьютерной игры. И такого «плагиата» полно в дораме.
Но все же общая даосская канва очень хорошо просматривается. В первую очередь это касается политического устройства власти в древнем Китае. Уже писал об этом в обзоре на другие дорамы и кратенько повторю здесь.
Удача императора и даосские воры
За 1000 лет до рождения Христа в Китае во времена правления Желтого Императора Хуанди утвердилась концепция небесного мандата. Только император имеет привилегию одаривать жителей своей страны небесной силой Дэ, чтобы беды (землетрясения, засухи, наводнения) обходили их стороной, а удача в делах всегда сопутствовала. Подчеркнем, только у императора небесный мандат на силу Дэ, и этот мандат передается по наследству. Но император может утратить доверие Неба, тогда в стране начинается хаос, и появляется новая династия с небесным мандатом.
Конфуций придумал концепцию гармоничного общества. Если «рабы» будут трудолюбивы, а «хозяева» добродетельны, то от этого выиграют все. И по-прежнему небесный мандат и сила Дао только у императоров и их потомков, без этого ничего не будет работать.
А вот у даосов всё меняется, появляется Дао — порядок всего, которому подчиняется само Небо. Более того, любой может совершенствоваться (практиковать), чтобы «насытиться» Дао, и тогда ему не нужен «посредник» в лице императора, чтобы получать силу Дэ. Даосы ниспровергали весь пафос императорской власти, за что та их сильно недолюбливала.
3. Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому, управляя [страной], совершенномудрый делает сердца [подданных] пустыми, а желудки — полными. [Его управление] ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать.
Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие. (Дао Дэ Цзин, часть 1, стих 3)
У-вэй (無為) - недеяние
У-вэй (недеяние) — еще один важный момент, без которого не понять полностью логику некоторых событий в дораме. У-вэй (недеяние) — это не бездействие, а очищение себя от эгоистических действий (достижение состояния пустоты), от желания чем-то владеть, чтобы само Дао могло действовать через человека. В каком-то смысле даосское недеяние (у-вэй) — спонтанные действия, обусловленные проявлением Дао, и такое «недеяние» частенько проявляет в импульсивных поступках главного героя.
11. Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нём. Вот почему полезность [чего-либо] имеющегося зависит от пустоты. (Дао Дэ Цзин, часть 1, стих 11)
Спойлеры и много
А теперь к самой дораме. Первое, что бросается в глаза (мне) в «Страже», так это устройство власти. Есть центр культуры (академия), центр науки (алхимическая башня) и бюро стражей (ФБР-ФСБ?), подчиняющиеся НЕ императору, а верховному Даосу. Так даосам видится правильное устройство государства, и это противостояние между имперской властью и даосскими знаниями, как сжатая пружина, постоянно подпитывает напряжение сюжета, потому что для китайского менталитета разделение властей не совсем привычная конструкция.
Сцена, где герой сдает экзамен на стража и пишет стих, что чиновники живут с налогов народа, а значит должны служить народу, а не императору, потому что император и сам чиновник, и тоже должен служить народу, можно сказать, политический манифест дорамы в даосском стиле.
Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов. Вот почему [народ] голодает. Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны...
Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти твёрд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и слабое — это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое. (Дао Дэ Цзин)
Ци и Дао - жизненная сила человека и энергия Неба
И, конечно, дорама не могла обойтись без отсылок к внутренней энергии — ци. Хотя в дораме куча каких-то непонятных уровней, но два обозначены совершенно точно по даосской теории. Сначала наш герой достигает уровня освобождения внутреннего ци в чане с водой. Внутренняя ци «прячется» в костях и относится к энергии воды, а вода подобна Дао.
8. Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется с [ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на дао.
[Человек, обладающий высшей добродетелью, так же как вода], должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в словах должен быть искренним; в управлении [страной] должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время. Поскольку [он], так же как и вода, не борется с вещами, [он] не совершает ошибок. (Дао Дэ Цзин)
Забавный факт: из «костной ци» получаются все остальные энергии, а костный мозг генерирует стволовые клетки, из которых можно получить любые другие клетки — хоть кожи, хоть крови.
«Костная Ци» дается при рождении в ограниченном объёме, и когда она заканчивается, человек умирает. Однако даосские практики способны извлекать энергию Ци из внешних источников и тем самым продлевать свою жизнь. Это внутренняя даосская алхимия (не путать с внешней алхимией, т.е. просо химией) для достижения бессмертия. В дораме это показано как стадия Духа, когда наш герой (и не только он) после овладения «костной Ци» и практик визуализаций получает возможность питаться энергиями других людей. Стадия Духа это уже полноценный даос, самостоятельный практик, а не подмастерье на подхвате.
Из забавного, в дораме «Светлый Пепел Луны» оригинальное название демонической сущности — демоническая кость, место, где скрыта изначальная Ци зла.
Дэ - удача героя
В дораме интересно обыгрывают силу Неба Дэ, дарованную по небесному мандату императору как удачу для всех подданных. На этом строится большое количество сюжетных ходов, начиная с того, что у императора ее украли, а к герою она попала.
Сначала это просто как «бытовая удача». Герой постоянно находит деньги, удача в играх с кольцами и стрелами (даже с завязанными глазами), легко распутывает любое дело. Далее следует символичный момент с дракончиком, небесным существом, который вместо императора вдруг предпочитает героя. Может, выглядит по-детски, но оригинально показали, что император потерял и герой нашел не просто удачу, а мандат Неба. Чуть ниже расскажу почему такое произошло.
И в последней серии показано, что, потеряв небесный мандат, император теряет и доверие подданных, а с ним и их «жизненную силу», питавшую его бессмертие. Тоже символично: хотя мандат на власть дарует Небо, но жизнь императора зависит от доверия подданных.
Дао в действии — у-вей
В дораме у-вей (недеяние) показано в двух эпичных сценах. Когда у человека нет эгоистичных устремлений, он «действует, не действуя», проявляя всю силу Дао. Первая сцена — битва с ликом Дхармы, наглядная разница между буддийским недеянием и даосским у-вей. Вторая, казнь преступников вопреки воле императора. Это не просто самосуд, а акт справедливости, написанный силой Дао. С одной стороны, это нарушает каноны конфуцианства об императорской власти, но, с другой, правосудие от имени Дао. В этой сцене показан весь (политический) разлом между конфуцианством и даосизмом. Может, для христианского мировоззрения и ничего особенного, но для китайской конфуцианской истории — чистое возмущение: «Да как так? Надо было терпеливо убеждать императора, как советовал Старший!».
Пу - чистая душа
И последнее, так что в герое такого особенного, что удача на его стороне? Потому что он герой с чистой душой. Добр в семье, верен друзьям, помогает соседям и честно выполняет работу. Путь к вершинам даосизма начинается с обычной жизни, Дао примечает людей с чистыми помыслами и делает из них героев. В дораме простая жизнь героя самая «милая» часть истории, и это не просто сюжетный ход, а самый настоящий даосизм.
Подводим, в дораме показаны, где-то через обычную жизнь, где-то через фантазию, все четыре главные понятия даосизма: Дао, Дэ, У-вэй и Пу. Не думаю, что создатели хотели загнать конфуцианство под лавку, скорее, это «требование» работать сообща. По крайне мене, хорошо показано, что здание государства с одно опорой (император) слишком неустойчиво, и его ждут постоянные потрясения, восстания и смена династий.
Второй сезон
Во второй сезон дорама построила несколько интересных мостов. Помимо очевидных, романтическая линия, принцесса-лисичка, битва копья неба и меча земли, есть и загадочные. А действительно ли отец героя — это его отец? И почему удача всегда в этой семье? Кто этот глава звездочетов? Он и вправду завидует герою, как сказал «ведьмак»?
А на сегодня всё...