Найти в Дзене

«Страж Дафэна» (2024) — дорамное противостояние даосизма и конфуцианства

Досмотрел. Рекомендовать не буду, уж очень своеобразная подача "материала", но лично я получил громадное удовольствие. Не планировал писать заключительный обзор, но, поскольку второй сезон уже в пути, захотелось поделиться своими впечатлениями о некоторых неочевидных аспектах этой дорамы. А начнем с притчи. Как-то египетские мудрецы устроили большое собрание, чтобы решить, кому доверить защищать свою мудрость на тысячелетия в будущее. Предлагали разных кандидатов на роль стража: силу, красоту, добродетель, но каждый раз отвергали, уж очень недолговечны были эти герои в сердцах людей. Тогда самый старый и мудрый предложил доверить мудрость пороку, и так у людей появились «игральные карты». В дораме, конечно, нет порока, но самое ценное в ней доверили юмору и так умело спрятали, что и не сразу заметишь. И это не просто случайность, а самое настоящее противостояние конфуцианства и даосизма на уровне искусства. Пафос, поклонение традициям и нарочитая нравоучительность конфуцианства против
Дилан хорош даже на лошади.
Дилан хорош даже на лошади.

Досмотрел. Рекомендовать не буду, уж очень своеобразная подача "материала", но лично я получил громадное удовольствие. Не планировал писать заключительный обзор, но, поскольку второй сезон уже в пути, захотелось поделиться своими впечатлениями о некоторых неочевидных аспектах этой дорамы. А начнем с притчи.

Как-то египетские мудрецы устроили большое собрание, чтобы решить, кому доверить защищать свою мудрость на тысячелетия в будущее. Предлагали разных кандидатов на роль стража: силу, красоту, добродетель, но каждый раз отвергали, уж очень недолговечны были эти герои в сердцах людей. Тогда самый старый и мудрый предложил доверить мудрость пороку, и так у людей появились «игральные карты».

В дораме, конечно, нет порока, но самое ценное в ней доверили юмору и так умело спрятали, что и не сразу заметишь. И это не просто случайность, а самое настоящее противостояние конфуцианства и даосизма на уровне искусства. Пафос, поклонение традициям и нарочитая нравоучительность конфуцианства против смеха и странных загадок мудрецов даосизма. Особенно разность взглядов на жизнь этих двух учений заметна в финале «Страж Дафэна», когда зашел разговор о власти императора. Но не буду спойлерить, если досмотрите до финала, то лучше самим поразмышлять. На худой конец, пишите комментарии. Или в обзор со спойлерами о даосизме в дораме.

Но не только конфуцианство попало под раздачу, досталось и буддизму. Показанная в дораме битва с ликом Дхармы — это очевидный наезд на буддизм и его сакраментальный вопрос: что есть реальность, а что иллюзия? У буддистов всё, что может быть разрушено, нереально. Наш мир, созданный из ничего и в конечном итоге исчезнувший в ничто, для буддистов — иллюзия. А вот чувства (дхарма с маленькой буквы), рождаемые в уме человека, это уже почти реальность.

Ой, какая я симпатичная иллюзия...
Ой, какая я симпатичная иллюзия...

Проще говоря, картинка дорамы на мониторе — иллюзия, а чувства, которые она пробуждает — реальность. Вывод: не ведитесь на картинку, следуйте своим чувствам. Но и это еще не настоящая реальность. Чуток поразмыслив, мы легко поднимемся на следующий уровень: чувства скоротечны и переменчивы, но их созерцает безмятежный, как скала, наблюдатель, доверься ему. Но у этого наблюдателя, по мнению даосов, есть большие проблемы — он сам ничего не чувствует и ничего не делает, он точно живой (реальный)?

Вот с этой «проблемой наблюдателя» в образе лика Дхармы и сражается наш герой в дораме — ему предстоит разорвать бесконечный цикл колеса Дхармы. На канале ФЕНИКС есть видео этой битвы.

В защиту буддизма скажу, что сами буддисты уже давно решили «парадокс наблюдателя», но для дорамы это не имеет большого значения. Она хорошо показала, что такой парадокс существует, а закапываться глубже — не нашего ума проблема.

Далее, в какой-то момент, когда появляются секты сфер, земли, ведьмаков и прочий зоопарк, дорама становится похожей на комикс, но на самом деле это «аллюзии» на классические даосские практики. Конечно, если не знать контекста, то всё это выглядит уж совсем по-детски и навевает скуку, но на самом деле за многим скрываются отличные загадки сюжета. Копаться в головоломках, раскиданных сценарием по всей дораме, было для меня большим эстетическим удовольствием. Да-да, эстетика бывает не только чувственной, но и мысленной. Остальные могут такое перематывать, сюжет потихоньку сам раскроет все свои замыслы, если не сейчас, то в следующем сезоне.

И последнее, актеры. Вот дамочка на фото ниже мне приглянулась как актриса, а имени не знаю, поделитесь, кто в курсе.

А вот эту актрису, Чэнь Сяоюнь, предпочел бы видеть в главной роли, но ей досталась скромная роль «хитрой лисы» с намеком на большие события с ее участием во втором сезоне. Режиссеры с большим воодушевлением зовут ее на вторые роли за гармоничное лицо, только в 2024 году мелькала в дорамах «Одиссея парчи», «Мой босс» и «Путешествие к любви», но боятся ей пока доверять главные роли. Может, и правильно.

Чэнь Сяоюнь
Чэнь Сяоюнь

И, как обычно, небольшая нарезка почти без спойлеров. А на сегодня всё...

...приятного просмотра )