О том, кто такие шокши и какие культурные особенности сохраняют - в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассказывает культуролог, магистрант Казанского государственного института культуры.
В самом сердце России, среди лесов и полей Мордовии, живут удивительные люди, хранители древних традиций и уникального языка – шокша. Это не отдельный народ, а одна из двух основных этнокультурных групп, составляющих основу мордовской нации, наряду с эрзей и мокшей. Шокша в переводе на русский язык означает «рукав» (реки).
Шокша – субэтническая группа в составе эрзянского народа. Они говорят на собственном шокшинском многовековом языке, в основе которого эрзянский диалект. Особенности шокшанского языка в произношении и в использовании архаичных слов, которые присуще лишь старшему поколению. Само название происходит от названия села «Шокша» в Теньгушевском районе Республики Мордовии, которое является историческим и культурным центром. Принадлежат в финно-угорской группе.
Уникальность шокши сохраняется в языке и фольклоре. Шокшинская разговорная речь сохранила в себе архаичные черты, что делает его очень ценным для лингвистов. Устное народное творчество – песни, сказки, предания - передаются из одного поколения в другое, сохраняя традиции и обычаи. Распространены резчики по дереву и ткачихи. Традиционные узоры на одежде несут в себе глубокий смысл, который защищает потомство человека от злых духов. Например: «ашардумс - пройти; кабала – бумага; эрмэ – боров; киржа – мало».
Изюминка женского национального костюма – красный, многослойный головной убор «панго». Он украшен монетами, бисером и вышивкой. В древности считалось, что по головному убору можно было прочитать возраст девушки, а также социальный статус. Он достаточно сложный при вышивке, является визитной карточкой шокшанок. Основа национального женского костюма шокши: пунар (рубашка), пулай (фартук) и украшения.
Почитают шокши духов-покровителей и матушку природы. Основа традиционной культуры народа – дохристианские верования, которые тесно переплелись с православием, но до сих пор сохраняются в глубинной памяти и некоторых обрядах.
Во время больших праздников молились Верховному Богу Нишке, творцу мира, подателю жизни и благополучия. У шокшан почитались божества и духи: Ведьава (мать воды), Вирьава (мать леса), Толава (мать огня). За домашний очаг и благополучие домочадцев отвечает домовой (Кудава).
Одним из самых красочных обрядов шокши является свадебный. Он состоит из сложного ритуала с ополаскиванием невесты, которая покидает свой род. Похоронно-поминальная обрядность связана с культом предков. Считалось, что душа нуждается в помине и проводах. На поминках принято ставить отдельную посуду с едой для покойника.
Среди старшего поколения есть известный обряд «Ласькавтумс» - очистка чакр. Не каждому пожилому человеку доверяли проводить такой обряд, и не каждый родитель разрешал своим детям после подходить к ним. До пяти лет такой обряд можно было проводить с детьми. Были случаи, что ребёнок после такого обряда начинал говорить, если были проблемы с речью. Суть обряда «Ласькавтумс» в том, что фраза, которую шепчут на ухо, переходит только из поколения в поколение среди шокши — этот обряд знают далеко не все.
На территории республики Мордовии в селе Шокша Теньгушевского района несколько лет подряд проводят народный праздник шокши под названием «Шокшунь адий», что в переводе означает «Силы шокши». Это традиционный этнокультурный фестиваль. Его главная идея – сохранение и популяризация уникальной культуры мордовского народа шокши. Фестиваль – это живой музей под открытым небом. Старшее поколение напрямую передают свои знания молодым. Без таких мероприятий многие элементы культуры могут быть утеряны.
Появление шокши на территории Татарстана — многовековой процесс естественного расселения и миграции. Их земли исторически находятся на стыке нескольких культурных ареалов: мордовского, татарского и русского. После вхождения Среднего Поволжья в состав Русского государства в XVI веке процессы переселения и взаимодействия между народами усилились. В Татарстане они отлично живут в Камско-Устьинском районе. Проживая на территории Татарстана, они продолжают сохранять свою идентичность, одновременно испытывая культурное влияние соседей.
Малая часть шокшан в Татарстане – следствие того, что они изначально были небольшой миграционной группой, попавшей в среду более крупных и влиятельных народов. Исторические процессы, урбанизация и глобализация привели к их постепенной ассимиляции с русским, татарским и более широким мордовским сообществами.
К сожалению, представители народа подтверждены ассимиляции. Современная молодёжь уезжает за пределы республики, где крайне редко соблюдаются культура, обычаи и традиции народа шокши. Проблема сокращения численности коренных народов, таких как шокша, — это серьёзный вызов, с которым сталкивается Россия и весь мир. На сегодняшний момент в России осталось буквально 10-15 тысяч человек, которые принадлежат к мордовцам-шокша. Это критический сигнал, который означает, что уникальная культура, язык и идентичность шокшанской группы находятся в крайне уязвимом положении. Без срочных, комплексных и эффективных мер по поддержке на всех уровнях следующая перепись может показать ещё более печальную статистику.