Найти в Дзене

Где и как воевал Владимир Заманский

Владимир Заманский — актёр, больше запомнившийся по эпизодическим ролям. Я, честно говоря, кроме фильма «Проверка на дорогах», главных его ролей не припомню сходу. Они были, конечно, но не запомнились. Ему хорошо удавалось играть и людей мужественных, и людей умных, но главное, положительных.

Военную форму ему на съёмочной площадке тоже приходилось носить часто — сыграл генерала Батова в «Освобождении», капитан-лейтенанта в «Трое суток после бессмертия», командира полка Засмолина — «День командира дивизии», военинженера Иванкова в «Аллегро с огнём» и др. В фильме «Ожидание полковника Шалыгина» он сам не играл, но озвучивал Георгия Валериановича.

Интересно, что в фильме «В зоне особого внимания», где Заманский играет командира полка, роль его начальника штаба играет другой фронтовик — Олег Голубицкий. У которого фронтовая биография совсем короткая — он уже в ноябре 1941 года был ранен и в строй больше не возвращался. Поэтому едва ли о нём напишу, так что хоть здесь упомяну.

-2

У самого Заманского военная биография тоже не очень богатая. Прочитать о нём предлагает множество сайтов, но, как, увы, часто бывает, все просто копируют один и тот же текст, не особо задумываясь про содержание.

Собственно, боевой путь его узнать мы можем из нескольких документов и собственных воспоминаний актёра. В документах тоже есть некая путаница с датами, но в целом понять можно.

Поскольку родился Заманский в 1926 году, то в армию его после начала войны не призвали. Жил он в Кременчуге, мать погибла в первые дни войны, и с сестрой матери он эвакуировался в Узбекистан. Там учился в техникуме связи, а в 1944 году приписал себе лишний возраст и попал в армию. Где учился на связиста (пригодилась предыдущая учёба), а в мае 1944 года попал в формирующий 1223-й лёгкий самоходно-артиллерийский полк на должность радиста.

Полк переформировывался из 503-го танко-огнемётного батальона, на вооружении которого были машины ТО-34. Сменили их при формировании на весьма редкие для нашего фронта американские противотанковые самоходные установки 3-inch Gun Motor Carriage M10. Англичане, а за ними и американцы дали самоходке имя Wolverine («Рассомаха»), но в Красной Армии её обычно именовали в документах просто СУ-76 и редко М10. В РККА таких было всего два полка — 1223-й и 1239-й.

Фото машин 1223-го самоходно-артиллерийского полка
Фото машин 1223-го самоходно-артиллерийского полка

Полк формировался под Москвой, а к началу операции «Багратион» прибыл на 3-й Белорусский фронт, где включён в состав 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии.

Задачей 3-го Белорусского было освобождение Орши. Я не смог найти в документах какого-то упоминания о том бое, которые описывает сам Заманский, но, видимо, он приходится на первую неделю наступления. Согласно его рассказу, батарея самоходок сопровождала танковую роту, во время остановки у реки, на другом берегу появилось два немецких танка (он считает, что это были «Пантеры», но так как их на том участке и в то время не было, то видимо это были штурмовые орудия), которые пожгли все танки и самоходки. Но поскольку некоторые экипажи оказались не в машинах, то уцелели. Так Заманский остался без машины и получил её, как я понимаю, не раньше, чем через месяц. Причём это была уже советская СУ-76. Поскольку на нашей самоходке рации просто не было, то Заманского определили в заряжающие. Странно, но в своих воспоминаниях он сообщает, что работа заряжающего была многотонной, а главное, он ничего не видел. Это удивляет, поскольку СУ-76 имеет открытую рубку и весь экипаж может видеть всё вокруг (зато и осколки прилетают в незащищённое боевое отделение).

Так что, снова воевать ему уже пришлось на 1-м Прибалтийском фронте. Воевал в Прибалтике, а затем в Восточной Пруссии. Я просмотрел много документов полка, но в подавляющем большинстве он находился либо в резерве, либо во второй линии, приводил в порядок матчасть, словом, воевал не так активно. Правда, потери были велики и на 1 января 1945 года в полку осталось лишь 10 американских самоходок, их постепенно сменяли отечественные СУ-76.

По воспоминаниям Заманского и документам полка получается, что 5-го, 7-го или 9-го октября 1944 года (скорее 7-го) его самоходка была подбита и сам он ранен. После излечения вернулся в полк.

В феврале 1945 года экипаж Заманского отличился в бою, сам он был представлен к медали «За отвагу». Из наградного:

Наградить заряжающего младшего сержанта Заманского Владимира Петровича за то, что во время боев 04.02.1945 года в районе Гетхендорф совместно с расчётом уничтожил до 50 солдат и офицеров противника, подбил танк типа Т-4, уничтожил две повозки с боеприпасами противника и первый вышел на перекрёсток шоссейной дороги
-4
-5

Я нашёл упоминание об этом бое:

-6

Вот всё, что удалось установить и его военной биографии. Стоит добавить, что после войны он из армии не ушёл, а продолжил службу. Что и закончилось печально — в 1950 году за участие в избиении заместителя командира взвода был осуждён на девять лет. Работал на строительстве Московского университета, выполнял опасные для жизни работы на высоте, за что даже срок сократили. Впрочем, это уже другая история.

Ну и ещё порекомендую вам мою статью:

Где и как воевал Иннокентий Смоктуновский