*НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
Глава 47.
Утро было лёгким, Лена проснулась рано, до будильника, на улице было ещё темно. Сунув ноги в валенки, которые Лена нашла вчера в кладовке и предусмотрительно положила их на печь, она поставила на плиту чайник. Как же хорошо... выглянув в окно, она улыбнулась, утро только начиналось, в окнах соседского дома горел свет.
По телевизору передавали прогноз погоды, морозы будут крепчать к выходным, и Лена даже немного обрадовалась этому – она будет сама топить печь и смотреть, как горит огонь, и может быть даже попробует что-то приготовить, сама! Дров в сарае было не очень много, Лена пока не знала, насколько их должно хватить, но Николай Иванович сказал, что на пилораме можно будет купить, сколько нужно. Разберётся, подумала Лена, а с соседями ей повезло!
Тётя Клава зашла к Лене чуть заранее, проверить, как она ночевала, да и вообще, проконтролировать. Лена уже собралась, взяла свои документы и написала на бумажке, что купить, чтобы ничего не забыть.
- Так, ну ладно, - одобрительно кивнула Клавдия Степановна, - Сейчас до города доедем, я тебе расскажу, как ко мне на работу добраться. Как с нотариусом разберёшься, после ко мне загляни, как там всё у тебя прошло. Эх, жалко, что Серафима квартиру в городе-то продала, сейчас бы тебе какое было подспорье! Уж очень она расстраивалась, что так всё получилось, вот ведь, какая теперь жизнь пошла!
Пока шли на автобус, Лена узнала, из-за чего бабушка так переживала, и тётя Клава считала, что все эти потрясения и подорвали Серафимино здоровье – сердце-то не железное, столько выдержать! Оказалось, что почти половина денег, что Серафима выручила от продажи квартиры, обесценилась, когда в стране случился дефолт. Удалось сохранить только малую часть, как раз благодаря «прощелыге Ваське», который насоветовал Серафиме купить валюту и дать ему в долг. Та сомневалась, конечно, но вроде как родня же… Васька помог и валюту купить у какого-то там его знакомого, и долг отдал в положенный срок, правда, Серафима ему милицией пригрозила. Серафима тогда вклад открыла в валюте, это ей уже в банке насоветовали, но на её удивление советы оказались дельными.
- Хоть что-то удалось сохранить, - вздохнула Клавдия, - А то, что в рублях осталось тогда, так она сняла, на это только и смогла дров купить! Вот ведь, как получилось, знала бы, что с деньгами такое может произойти, так лучше б квартиру оставила, очень она переживала. Ну, хоть немного денег, а теперь ты получишь, вроде как подарок от бабушки. Пока устроишься, на жизнь тебе хватит. Кстати, спрошу сегодня в кадрах у нас, может что есть для тебя. Пойдёшь, если что подвернётся-то?
- Пойду! – обрадовалась Лена, - Спасибо, тётя Клава! Что бы я без вас с дядей Колей делала!
- Ну и ладно, - довольно кивнула Клавдия, - Зарплата у нас с задержкой, но зато продукты по бартеру часто привозят. Я крупы беру, кур кормить, да разное привозят, иногда и себе можно брать что-то. Всё лучше, чем без работы сидеть. Ездить вот только каждый-то день тяжело.
- Ничего, здесь и ехать недалеко, люди в Москве бывает и дольше до работы добираются.
По приезде в город Клавдия Степановна рассказала Лене, как к ней на работу добраться, и обе пошли по своим делам.
Нотариуса Лена нашла быстро, когда ночевала в гостинице, вечером как раз в эту сторону гуляла. Народу там не было никого, только сонная девушка-секретарь сидела в приёмной с чашкой кофе.
И тут Лена удивилась, потому что вопреки ожиданиям всё прошло спокойно и гладко. Нотариус, мужчина средних лет с немного усталым лицом говорил коротко и по делу, рассказав Лене что, где и как она должна будет оформить. Ничего сложного, вроде бы, думала Лена, записывая рекомендации на листок.
- Скажите пожалуйста, - замялась Лена, - А вот у меня вопрос есть… про родственников бабушкиных… ну и моих, получается.
- Знаю я ваших родственников, - кивнул нотариус, - Были они у меня, и не единожды. Но, могу вам сказать точно – живите спокойно и ни о чём не волнуйтесь, никаких юридических оснований для оспаривания вашего наследства у них нет. А если будут наседать на вас, как-то давить и угрожать, смело пишите заявление, и к участковому, побеседует с ними разок, успокоит беспокойных. Но обычно такие люди идут подальше со своими угрозами, как только получают отпор и обещание написать заявление. Так что не теряйтесь, и сразу свою позицию обозначьте, без лишней скромности! Они мне тут тоже грозили, да у меня разговор короткий – за дверь, и до свидания!
Почти весь день Лена пробегала с оформлением документов, сверяясь с записанными советами, сделала почти всё, оставалась ещё пара инстанций, где был не приёмный день. Усталая и довольная Лена отправилась с докладом к Клавдии Степановне, по пути купив то немногое, что себе запланировала утром.
Жить по средствам, когда они более чем скромные, она умела, и хоть теперь у неё были некоторые накопления, но насколько их хватит при таких «игрищах», которые устраивали цены, никто не мог сказать. Сумма вклада, который ей достался от бабушки, была небольшой, и Лена решила его пока не трогать, только переоформить на себя.
- Молодец, всё правильно сделала, - кивнула тётя Клава, выслушав Ленин «доклад» и наливая ей чай, - А про Ваську этот нотариус верно сказал, мало ли на что они там губы свои раскатали, обойдутся. А как начиналось, вроде чин по чину, родня же. Полинка, жена Васькина, баба хитрая, пронырливая, ей в нашем селе от родителей дом достался, так она его продала. А после и зачастила к Серафиме, вроде как проведать, гостинцев привозила. Только и от Серафимы везла – то с огорода огурцов да капусты, яблоки осенью, картошку. Сначала сумочку, а уж потом и вовсе стесняться перестали, с Васькой на машине стали приезжать, у него колымага старая была какая-то, мешком грузили. Я Серафиме говорила, зачем привечаешь, ведь помощи никакой, приедут, только и ходят на речку в панамках, а Серафима огород сама обихаживает. Я как-то поймала Полинку да ей и высказала, что помощи нет от них, только везут! Ой, что началось, орала она на всю улицу. Я Серафиме говорю – если у тебя лишнего так много, так лучше на базар свези да продай, чем этих дармоедов привечать! Ведь у Полинки корма уж едва в калитку проходит! А Серафима мне говорит – да вроде неудобно, родня ведь. Просила она Ваську адрес твой отыскать, всё хотела написать тебе, в гости позвать, чтоб ты приехала, да Васька тогда сказал, что не нашёл тебя, будто вы переехали с матерью, а куда – он не смог дознаться. Как я думаю –врал, подлец, да вот Серафима ему верила, поёт-то он складно! Это уж после у них разлад пошёл, когда Васька у неё денег занял, а как отдавать, так всё завтраками кормил, после да после. Потом уж и вовсе хи-хи да ха-ха, а раз выпил лишку, да и говорит Серафиме, мол, зачем тебе деньги, тебе уж сколь осталось жить. Ну, тут уж Серафима обозлилась, хотя надо было раньше их гнать. Сказала, к участковому пойдёт, тут уж Васька струхнул, отдал деньги, за два раза правда, и всё жаловался, что чуть не последнюю рубаху продал, чтоб долг вернуть, а у самого рожа лоснится. Ну, вот тогда уж Серафима ихнюю натуру и разглядела, перестала привечать-то. А тем хоть бы хны – она их в дверь, они в окно! Будто ничего и не случилось, да только вот Серафима уж перестала помогать-то им. А после и вовсе прогнала, когда у них из-за дома скандал получился – они хотели Серафиму к себе забрать в город, жить с ними, а дом чтоб она им отписала.
Лена пила чай и думала, что если бы не этот… Василий Борисович с женой, родственники, так сказать, и не их жадность, то она могла бы встретиться с бабушкой при жизни.
- А насчёт работы я была в кадрах, пока нет ничего, - сказала Клавдия Степановна, - Но мне тут по секрету шепнули, что Олеся из планового скоро в декрет, через месяц с небольшим. Вот я и попросила начальника планового отдела за тебя. Тот сказал, как Олесю проводят, позовёт тебя поговорить, а там решит. Продержишься месяц-то?
- Продержусь, - улыбнулась Лена, - Спасибо, тетя Клава, за помощь вашу.
- Картошка у нас есть, дадим тебе, мы ведь после Серафиминой-то кончины из погреба всё к себе снесли, чтобы эти городские проныры не оприходовали, может у них ключ есть. Николай тогда замок сменил. Да и убрали всё, чтоб у местной шпаны соблазну не было в дом пустой лезть. Так что и огурчиков тебе бабушкиных принесу, и варенья. Ты сама-то умеешь такое делать?
- Умею! – обрадовалась Лена, - Меня тётя Римма научила, мы с ней эту осень заготовками вместе занимались!
- Ну и хорошо. А Серафима-то говорила, что мать твоя вовсе непутёвая, ну да ты, я гляжу, не в неё пошла, а в бабку свою, молодец! А чего не умеешь, так я научу! Ничего, проживём, не боись! Отдохнёшь хоть месяцок, в доме обживёшься, а там и на работу можно.
С оформлением наследства у Лены всё получилось как-то быстро и легко, она сама такого не ждала, но вот будто кто-то ей помогал, подсказывал. Она всё сделала и теперь оставалось только документы забрать, когда готовы будут. А пока она стала наслаждаться своей новой, спокойной, жизнью.
Утро она начинала рано, ей нравилось вставать затемно, и пить чай глядя в окно. Неделю примерно она убирала снег во дворе, добралась до бани, и до большого сарая, где и в самом деле стоял тот самый «ЗАЗ», Лена уже знала, что его купил когда-то её отец и на нём тут по деревне ездил, когда в отпуске был. Это ей дядя Коля рассказал, иногда он приходил помогать ей кидать снег, учил, где лучше его складывать, чтобы по весне во дворе было сухо, а огород напитался влагой.
- Вот весна придёт, научу тебя водить отцов драндулет, - смеялся Николай Иванович, - По деревне рассекать научишься, может учиться на права пойдёшь, так и в город кататься будешь! Что глаза круглые делаешь, ничего нет страшного, девчонки тоже водят машины, да, я сам видал!
День пролетал для Лены незаметно, в приятных хлопотах, но самыми чудесными были вечера. Лена обожала это время. Когда небо над лесом начинало синеть, кое-где проглядывали уже звёздочки, значит, пора было растапливать печку, не до жару, а просто, чтоб трещал огонь, стреляли угольки и ароматно тянуло дымком. Лена достала бабушкину швейную машинку, разобрала и смазала всё привычной рукой, и одним махом сшила тёте Клаве набор прихваток и грелку на чайник, ткани купила в городе, весёленького ситца в остатках. Соседка пришла в восторг, и весь вечер расспрашивала Лену, как же она так научилась шить!
Но настоящим «боевым крещением» в сельской жизни стала для Лены баня… Тётя Клава объявила в пятницу, что будет банный день, и она покажет Лене, как топить баню и правильно париться, чтоб не угореть.
- Потом и свою баньку топить станешь, а пока, жду тебя с чистыми вещами, - хитро щурилась соседка, - Баня у нас хорошая, пар лёгкий, как заново родишься!
Хитрый прищур тёти Клавы Лена оценила позже, когда сидела на полке, выпаренная берёзовым веником и думала, при какой температуре в банях люди помирают? Наверно, близко к той, которая сейчас в этой бане! Но зато потом, напившись чаю с мёдом, она поблагодарила соседку за ласковый приём и пришла домой, поняла всё… Тело дышало, благоухало берёзовым парком, и вся она словно… да, словно заново родилась! После Лена думала, что именно в тот вечер окончательно решила, что никогда больше не поедет жить в город, разве там жизнь?!
Весточка от городских «хитросделанных родственников», как их называла тётя Клава, появилась у Лены во дворе на вторую неделю её пребывания в Маковых росах. Это была женщина средних лет, невысокая и круглобокая, от чего Лене сразу вспомнилось соседское выражение про «корму».
Женщина громко постучала в калитку, в руках у неё была кожаная папка, а лицо выражало одновременно и обиду, и страдание, и решительность.
Продолжение здесь.
От Автора:
ВНИМАНИЕ, Друзья! Рассказ будет выходить ежедневно, КРОМЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ, это временная схема публикации, как только я улажу некоторые свои дела, вернусь к ежедневной публикации рассказа.
Итак, рассказ выходит шесть раз в неделю, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.
Навигатор по каналу обновлён и находится на странице канала ЗДЕСЬ, там ссылки на подборку всех глав каждого рассказа.
Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.
© Алёна Берндт. 2025