Найти в Дзене
Сказы старого мельника

Книжная Лавъка Куприяна Рукавишникова. Глава 41

Оглавление
Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

*Начало здесь.

Глава 41.

Зима пришла скоро, засыпала улицы и дворы, теперь работы у всех прибавилось, повозки и сани едва пробирались по переметённому пути. Из Киселёво вернулся Сидор Ильич, привёз гостинцев и запасов всяких, и ещё известие для Куприяна, что отец его приёмный будет после рождества в путь отправляться, и попутно заглянет к нему в Торжок. Куприян обрадовался – покажет отцу и Лавку свою, и как раз к тому времени приедет его заказ из Москвы, он много товару заказал нового, в Торжке пока таким никто не торгует. Всё складывалось хорошо, вести из дома пришли добрые – все живы, здоровы, чего и Куприяну желают.

- Забрал скарб свой, - рассказывал Куприяну Сидор Ильич, - Чего ему там, когда я уж тут разжился. Матушка всё переживала за твоё здоровье, а тётушки меня пытали, хорошо ли Акулина стряпает, не исхудал ли ты здесь, случаем.

Куприян рассмеялся, приятна была забота тётушек, его растивших, и гостинцы тоже, да и вообще – как же хорошо получить весточку, что родные тебя не забыли.

- Каштана купил? – спросил Сидор Ильич, - Ну, я так и думал, что купишь его, сразу было видать, что тебе к душе он пришёлся.

Каштан и вправду Куприяну понравился сразу, а уж теперь, после того приключения, парень коня считал своим верным другом.

Вскоре и морозы стали крепчать, Тихон топил шибче, да и Куприян сам топил в Лавке камин с самого утра, чтобы заглянувшие обогреться покупатели остались довольны и не спешили уходить. Сейчас прохожих стало меньше, но горожане будто и чаще стали в Книжную Лавку заглядывать, видимо, скучать дома в морозы никому не хотелось, потому Куприян мысленно похвалил себя за смекалку – догадался привезти французские романы, и новые издания из Петербурга.

- Ну, сегодня уж поди никто не придёт, - сказал как-то вечером Ермил, прибирая конверты на стойке, - Вот же, бабуся, все конверты перебрала, будто они у нас тут разные. Выбрала себе три штуки, а я уж думал, чуть не половину пачки купить вознамерилась.

- Да, наверное, уж и не будет никого, - согласился Куприян, глядя на затянутое морозными узорами витринное окно, - Надо ставней прикрыть, всё одно ничего через него не видать. И скажу Тихону, пусть спозаранок затопит, может окно отойдёт. Я глобус новый туда поставил, так ребятня так носами и липла, да и взрослые часто останавливались погалдеть. А теперь всё затянуло, не видать.

В доме всё затихло, Акулина Петровна спать отправлялась рано, потому что у неё свои заботы – ещё до свету в кухне у неё то опара, то каша, то ещё какая забота. Тихон ушёл домой, он здесь не жил, и потому тоже приходил топить ещё затемно, несмотря на то что Сидор Ильич ему помогал.

Куприян взял метлу и надел висевший за дверью тулуп, намереваясь смести с крыльца наметённый за полдня снег, вот ведь напасть, в обед всё чистил, а вон сколь опять нанесло. Ермил прибирал Лавку, что-то бормоча себе под нос и обметая метёлкой корешки книг.

Куприян вышел на крыльцо и залюбовался, полная луна сверкала в усыпанном звёздами небе. В мороз оно казалось таким бесконечно глубоким, парень засмотрелся и не чуял, как мороз щиплет его щёки. Красиво…

- Ты чего тут застыл? – в дверь высунулся Ермил, - Мороз какой стоит, а ты тут торчишь! Давай-ка скоренько, нынче гость у нас будет!

- Гость? – удивился Куприян, но озябший Ермил уже захлопнул дверь в Лавку.

Любопытство разобрало парня, он поспешно смёл весь снег с крылечка, потом решил, что окончит утром, возьмёт лопату и приберёт. Небо вон как расчистилось к вечеру, а значит снегопад закончился, ночью его уже можно не ожидать – над городом стоит морозная ясная тишь.

- Кого же ты в гости ждёшь? – спросил Куприян, снимая тулуп и стряхивая налипший на валенки снег, - Так что, дверь не запирать?

- Запирай, - ответил Ермил, - Гость наш морозов шибко не любит, потому и придёт сегодня… ну, покажу тебе, чего зря разговоры говорить.

Куприян от любопытства всё справил быстро – о дверь запер на замок, и окно витринное ставнями покрепче прикрыл, так глядишь потеплее будет.

- Ну что, готов? – спросил Ермил, подходя к часам, и Куприян понял, сегодня ночь у него снова будет долгой и интересной.

- Готов. А куда отправимся?

- Ко мне в гости. Не думал же ты, что я вот тут и живу, меж книжками на полке, как паук, - усмехнулся Ермил и тронул маятник, он тут же замер.

После Ермил указал Куприяну идти к полке, которая стояла в углу и была в Лавке самой неприметной, как-то так получалось, что покупатели обычно мимо неё проходили не глядя. Ну, вот теперь этому нашёлся и ответ, думал Куприян, стоя перед полкой.

Ермил взял его за руку и вокруг них заиграли синие искры, потрескивая и разлетаясь в разные стороны, в стоявшей на конторке лампе заплясал беспокойно огонёк, что-то сверкнуло перед глазами у Куприяна… и вдруг всё вокруг него увеличилось, полки стали огромными, книги на них были похожи на каменные плиты.

Оглядевшись, Куприян смекнул, что это не Лавка увеличилась, а они с Ермилом уменьшились, стали такими, каким явился ему помощник в самую первую их встречу. Они стояли напротив небольшой деревянной двери с коваными петлями и ручкой, Ермил повернул её, дверь чуть скрипнула, словно сверчок запел, и отворилась.

Куприян вошёл вслед за Ермилом в комнату, и от удивления разинул рот. Просторная комната с окнами под самый потолок, а за окнами виднелся ночной заснеженный простор, до самой реки, а за рекой бор, на берегу домики с заснеженными крышами, из труб поднимается ввысь сизый дымок. И над всем этим раскинулся звёздный небесный ковёр, посреди которого сияла полная огромная луна, она была в разы больше той, что висела сегодня там, над Книжной Лавкой.

- Входи, гость дорогой, - пригласил улыбающийся Ермил, по его лицу было видно, что изумление Куприяна было ему приятно, - Присаживайся, Куприян, сейчас моя очередь тебя ужином угощать!

В комнате горел камин, отдавая тепло, возле него стояли два кресла, рядом на столике стопками лежали книги. Книги были и на полках вдоль стен, и в стеклянном шкафу в углу. Возле окна стоял широкий дубовый стол, на нём чернильница и перо, стопка бумаги, и ящик с инструментами для починки книжных переплётов.

Возле другого окна стоял обеденный стол с высокими стульями, вот возле него и хлопотал хозяин, пока его гость сидел возле камина и оглядывал обстановку.

- Ермил, у тебя здесь хорошо, уютно, - сказал Куприян, - Скажи, а кого ты нынче в гости-то ждёшь?

- Да вот, поди уж и дождался, - вздохнул Ермил, было видно, что гость не был долгожданным, скорее, это была для Ермила повинность или обязанность, - Пойду встречать, он такой, попробуй не приветь, после долго не явится!

Ермил вышел, растворив широкие двери, за ними Куприян увидал просторную прихожую, а когда Ермил стал разговаривать с пришедшим, Куприян узнал голос Феоктиста. Того самого, что приходил к ним в Лавку в образе кота, и обещал привезти нужные книги, те, другие, которые не для всех…

- А, Куприян Федотыч, доброго вечера, - сказал Феоктист, входя в гостиную, - Рад видеть.

- Здравствуйте, и я рад.

Ермил усадил гостей за поздний ужин, который был скромным, но вкусным. Куприян удивился, что помощник его, оказывается, большой любитель заморского напитка, который сам Куприян только в Петербурге пробовал – кофе. И варил его мастерски, очень вкусно!

- Ну что, Феоктист, привёз нам, что обещался? – спросил строго Ермил.

- А как же, добыл всё, что было обещано, - горделиво глянув на Ермила, ответил гость, - Сума вон, разберёшь после.

- Благодарствуй, ты мастер своего дела, - чуть нехотя похвалил его Ермил, - А что слыхать? Может новое чего появилась…

- Нового пока нет, - тут лицо Феоктиста, чуть похожее на кошачью мордочку, стало строгим, суровым, - А вот про тебя, Куприян, слухи идут…

- Про меня? – удивился Куприян, - Это о чём же?

- Да разное говорят. Это вам ничего не даст, чего перебирать толки разные. А вот то вам знать полезно, что Пётр Францевич в город вернулся. И помощник его в человечьем обличье теперь снова ходить может.

- Видать нашёл помощницу взамен прошлой, - проворчал Ермил.

- Нашёл, - кивнул Феоктист, - Только вот что… сам я не обладаю тем, что вам дано, другие мне Пути открыты, но вот что говорят… Три помощника. Три. Одна была из Дивьего рода, что у реки жила. Второй… про него говорят – сильный, хитрый, не извести его попросту, как старую ведьму-то. А вот про третьего говорят – неведомый. Через второго не пройти, а если кому и доведётся, то третьего ему не одолеть. Книги я вам привёз, кое-что ещё прихватил, что Старый Хранитель присоветовал. А уж вы ищите, ищи, Куприян, слушай чутьё своё, его вперёд других слушай, потому как… не всё то, чем оно может казаться!

После Феоктист снова стал тем, кем сюда и пришёл, смешливым затейником, стал рассказывать, как ходил за книгами и его чуть не околдовала помощница лесной ведьмы, да он вовремя смекнул, кто она, и зелье не стал пить, которым та его потчевала. Интересно рассказывал, весело, а только Куприян всё никак не мог перестать думать.

Гербер вернулся, Михлай теперь снова может становиться человеком… Три помощника… Если Гербер тот, за кого его принимает Куприян, значит у него в помощниках была та старая ведьма, потом Михлай, но кто же тогда третий?

Продолжение здесь.

Дорогие Друзья, рассказ публикуется по будним дням, в субботу и воскресенье главы не выходят.

Все текстовые материалы канала "Сказы старого мельника" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.

© Алёна Берндт. 2025