Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Запрет на работу системы «Мир» и поставки сжиженного природного газа в Европу: на что повлияет 19-й пакет антироссийских санкций

Оглавление
   Евросоюз принял очередной, уже 19-й по счету, пакет антироссийских санкций. REUTERS
Евросоюз принял очередной, уже 19-й по счету, пакет антироссийских санкций. REUTERS

ВЕНГРИЯ И СЛОВАКИЯ СОПРОТИВЛЯЛИСЬ, НО ИХ УБЕДИЛИ

Евросоюз принял очередной, уже 19-й по счету, пакет антироссийских санкций. Под запрет попали поставки российского сжиженного природного газа (СПГ) в Европу, работа с российской банковской системой «Мир», а также 118 танкеров, которых причисляют к российскому теневому флоту.

Чем это грозит нашей экономике? Спойлер: практически ничем.

- Главная часть 19-го пакета — это запрет импорта российского СПГ, он начнет действовать с 1 января 2027 года, - прокомментировал KP.RU ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - Это минимум из того, чего Евросоюз добивался в течение нескольких месяцев. В июне этого года ЕС представил дорожную карту, в которой был зашит отказ от всех российских энергоносителей — любые поставки газа, нефти и ядерного топлива. Но против выступали Венгрия и Словакия, которые покупают российские трубопроводный газ, трубопроводную нефть и ядерное топливо. В итоге Брюсселю удалось пропихнуть самое простое, что можно было — это запрет на импорт СПГ, потому что Венгрия и Словакия напрямую СПГ не покупают. К тому же Евросоюз на них сильно давит, ограничивает им выплаты из европейских фондов. К этому добавилось общее давление США на Европу - заставляют их покупать больше американских энергоносителей. А Венгрию и Словакию убедили, что к 2027 году в США будет введен в эксплуатацию ряд заводов по сжижению газа, и, таким образом, дефицита газа не возникнет. В итоге администрация Евросоюза продавила это решение.

   Под санкции попала работа с российской банковской системой «Мир». Фото: MashaSay/Shutterstock/Fotodom
Под санкции попала работа с российской банковской системой «Мир». Фото: MashaSay/Shutterstock/Fotodom

ПОЧЕМУ ЭТО НЕ УДАРИТ ПО НАШЕЙ ЭКОНОМИКЕ

По мнению эксперта, нашей экономике это ничем не грозит.

- Россия поставляет в Европу СПГ только с одного проекта — с полуострова Ямал, - продолжил Юшков. - Там собственник контрольного пакета - частная комп НОВАТЭК, есть еще участники, а государственного пакета нет. Кроме того, у проекта нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых, на газ и на газовый конденсат, нет экспортной пошлины на СПГ — поэтому государство ничего от этого не получает. Да, стране важно, чтобы проект нормально работал, в будущем пойдут и налоговые отчисления, но если говорить про «здесь и сейчас», то это никак не коснется российского бюджета. Поэтому нет смысла говорить о том, что это окажет какое-то политическое давление на Россию.

Потеря европейского рынка СПГ для России не страшна, считает эксперт.

- Государство, подчеркну, никак не пострадает, а НОВАТЭК с партнерами перенаправят поток на азиатский рынки, в Индию, Китай, - говорит Юшков. - Возможно, будет небольшое снижение ежегодного объема экспорта, но сейчас этот проект работает с существенным превышением проектной мощности. Проектная мощность 17,4 млн тонн СПГ в год, а выдают по факту 20-21 млн тонн. Важно, чтобы достаточно было танкеров ледового класса, чтобы вывозить газ.

САМИ СЕБЯ НАКАЖУТ

А вот если мы уйдем со своим СПГ из Европы, то трудности могут возникнуть у самих европейцев.

- Если к моменту запрета поставок российского СПГ в Европу американцы не успеют запустить свои заводы и не заменят нас, то в Европе возникнет дефицит газа, - говорит Игорь Юшков. - И если к тому моменту мы еще будем поставлять в Европу трубопроводный газ (сейчас такие поставки не запрещены — Ред.), то тут как раз наш бюджет может заработать. Потому что Газпром, поставляющий этот газ, платит экспортную пошлину — 30% от рыночной цены. И если из-за дефицита цены на европейском рынке вырастут, то вырастут и отчисления в бюджет.

   Под запрет попали поставки российского сжиженного природного газа (СПГ) в Европу GLOBAL LOOK PRESS
Под запрет попали поставки российского сжиженного природного газа (СПГ) в Европу GLOBAL LOOK PRESS

В ЧЕМ ИСТИННЫЙ СМЫСЛ САНКЦИЙ

Авторы санкций и сами это понимают. Истинный смысл их действий в другом.

- Очевидно, что европейцы расчищают рынок сбыта для американской продукции, - говорит Игорь Юшков. - Они же пообещали закупать больше американских углеводородов — в ближайшие три года увеличить закупки на 750 млрд долларов. Всем понятно, что это нереально, потому что сейчас они покупают на 70-80 млрд долларов в год. Но они пытаются показать США, что хотя бы стараются — вот расчистили рынок сбыта для американского СПГ. Делается это для того, чтобы США не вводило высокие импортные пошлины на европейские товары. Так что история с СПГ — это банальная недобросовестная конкуренция, и на российскую внешнюю политику она не повлияет.

История с санкциями против СПГ показывает циничность Запада, убежден наш собеседник.

- Чиновники Евросоюза говорят: «Мы вводим запрет на импорт СПГ, чтобы изменить внешнюю политику России», - говорит Юшков. - Но на самом деле они просто убирают лишнего конкурента для американцев, чтобы можно было больше реализовать американского СПГ на европейском рынке. Цинично врут своим избирателям, жителям Европы.

«ТЕНЕВОМУ ФЛОТУ» ГРОЗИТЬ БЕСПОЛЕЗНО

Нет особой опасности и в санкциях против танкеров, перевозящих российскую нефть.

- Владельцы судов, перевозящих российскую нефть, понимают, что санкции ограничат их возможности по перевозке нефти других стран, - говорит Юшков. - Но они готовы к этому, потому что прекрасно зарабатывают на перевозке российской нефти и не думают от этого отказываться. Санкции никак их не ограничивают. Нельзя заходить в европейские порты? Так они и так этого не делают — для ремонта и заправки используют другие порты. Смысл включить флот в санкции — это не более чем попытка добавить в документ побольше страниц для солидности.

Отдельная сторона — страхование морских перевозок. Традиционно этим занимались британские страховые компании. Всегда считалось, что наработанная веками практика, и если они откажутся от страхования судов, работающих с российскими грузами, то тем и деваться будет некуда, перевозки встанут. Оказывается, незаменимых страховщиков нет.

- Они уже с 2022 года отказываются, и это снова против них же и сыграло, - говорит Юшков. - Если раньше страхованием морских перевозок на 90 процентов занимались британские страховые дома, то сейчас этот рынок от них стремительно уходит. Открылся ящик Пандоры, их стремительно вытесняют российские и азиатские страховые компании, которые предлагают судовладельцам более выгодные условия.

ИДИТЕ С «МИРОМ»

Система «Мир» в Европе и так не работала, поэтому запрет никак не скажется. Смысл санкций в том, что Евросоюз пытается у других стран вызвать ощущение опасности работы с системой «Мир», чтобы они боялись санкций со стороны Евросоюза. Но я думаю, что если в этих странах принято политическое решение сотрудничать с Россией, то санкции ничего не изменят.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Европа зашла в тупик: новые санкции против России отменяются

В России самая низкая безработица среди стран «Большой двадцатки»: В чем причины и чего ждать дальше

Автор: Владимир ПЕРЕКРЕСТ