Фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия», вышедший на экраны в 1948 году, стал настоящей путёвкой в большое кино для целого поколения молодых актёров. Именно после этой картины зрители узнали имена, которые впоследствии прочно вошли в историю советского кинематографа: Инна Макарова, Сергей Гурзо, Нонна Мордюкова, Георгий Юматов, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук. Без этих лиц сегодня трудно представить золотой фонд отечественного кино.
Но далеко не все исполнители из «Молодой гвардии» получили ту же славу и признание. У некоторых судьба сложилась иначе. Так, Евгению Моргунову досталась роль предателя, и вместе с ней он невольно принял на себя волну народной ненависти, обращённой к его герою. Сбросить с себя это тяжёлое амплуа актёру удалось лишь много лет спустя — когда благодаря Леониду Гайдаю публика открыла в нём блестящего комедийного артиста.
Маргарите Жаровой судьба отвела иной путь — она стала яркой и запоминающейся «королевой эпизода». Её появление на экране всегда бросалось в глаза, даже если длилось всего несколько минут. В этом амплуа актриса оставалась вплоть до 1980-х годов, когда решила окончательно уйти из кино.
При рождении она носила фамилию Иванова и именно под этим именем снималась до 1957 года. Фамилия Жарова появилась у неё после замужества за военным офицером, с которым она связала свою жизнь сразу же после окончания ВГИКа. Этот союз оказался удивительно крепким: супруги прожили вместе более полувека, до самой его кончины.
Ей часто задавали вопросы о родственной связи со знаменитым актером Михаилом Жаровым, на что она отвечала:
"На самом деле, мы просто однофамильцы. У моей дочки часто спрашивали, не родственница ли она ему. Причём спрашивали у неё это уже начиная с детского сада. Дело в том, что Леночка ходила в группу, в которой занимались дети актёров. Кстати, старший брат моего мужа – Александр Жаров – известный советский поэт. Это он написал гимн пионерии “Взвейтесь кострами, синие ночи".
Коллеги впоследствии отмечали, что для Жаровой-Ивановой семья всегда стояла на первом месте. Именно этим они объясняли её согласие лишь на эпизодические роли, которые не требовали долгих командировок и разлуки с близкими. Хотя, если вдуматься, в такую версию верится с трудом: ведь далеко не каждый актёр сознательно откажется от возможностей, которые сулили бы популярность и признание. Тем более человек, прошедший блестящую школу у таких мастеров, как Сергей Герасимов и Тамара Макарова во ВГИКе.
Учёбу на первом послевоенном курсе, который Сергей Герасимов набрал после возвращения ВГИКа из эвакуации, Маргарита Жарова всегда вспоминала с особым теплом. Тамару Фёдоровну Макарову она называла «светлым человеком», а о Сергее Аполлинариевиче отзывалась как о строгом, но справедливом педагоге, который ясно видел, с кем готов работать, а кого не считал своим учеником. Любопытно, что, поступая во ВГИК, сама Жарова даже не знала, кто будет её мастером — она просто мечтала стать актрисой.
Но именно в студенческие годы ей пришлось испытать первые разочарования. Несмотря на то что Герасимов считал её одной из самых талантливых на курсе, он нередко упрекал Маргариту в лености и недоработке. К тому же сказалось отсутствие некоторых навыков: например, она так и не сумела освоить степ.
На первый взгляд мелочь, но именно это стало причиной, по которой роль Любки Шевцовой в «Молодой гвардии» досталась не Жаровой, а её однокурснице Инне Макаровой. Для Макаровой это стало настоящим успехом, а самой Маргарите предложили сыграть Клаву Ковалёву — девушку, замученную нацистами буквально за несколько дней до освобождения Краснодона.
Ещё в студенческие годы Сергей Герасимов разрешал Маргарите Ивановой сниматься в кино, и именно тогда в её фильмографии появились первые работы — «В шесть часов вечера после войны» и «Это было в Донбассе». После выпуска последовали замужество с офицером, рождение дочери, работа на «Мосфильме» и на киностудии имени Горького, а также служба в Театре-студии киноактёра, которому она отдала несколько десятилетий.
Однако главных ролей в её творческой биографии так и не оказалось, и со временем за актрисой закрепилось неофициальное прозвище «королева эпизода». Тем не менее фильмография Жаровой впечатляет: около восьмидесяти картин. Зрители могли видеть её в таких знаковых фильмах, как «Верные друзья», «Неподдающиеся», «Карьера Димы Горина», «Калина красная», «Юность Петра», «Карнавал».
Часто зрители даже не знали её имени — нередко в титрах фамилия Жаровой вовсе не появлялась. Роли доставались небольшие, но они всегда оставляли след в памяти. В основном актриса воплощала простых женщин — деревенских, искренних, с живым характером и добрым юмором. Сама Маргарита относилась к такому амплуа легко и с улыбкой, однажды заметив: «Комедийные героини — это радость. Их играть — всё равно что встретиться со старыми добрыми знакомыми».
Середина 1980-х годов стала для Маргариты Жаровой переломной чертой. Предложения сниматься почти перестали поступать, и актриса откровенно признавалась: новое кино её уже не вдохновляло, а предлагаемые роли казались слишком однообразными и не достойными внимания.
Постепенно она всё больше замыкалась в домашнем круге и превращалась в настоящую домоседку. Тем более что к этому времени подрастали внуки, и всё своё свободное время Маргарита посвящала семье.
"Дочь Лена окончила Московский областной педагогический институт им. Крупской. Здесь в годы учёбы она познакомилась со своим будущим супругом Валерием Павловичем Комаровым.
В настоящее время он преподаёт в МАИ культурологию, имеет учёную степень кандидата исторических наук. Мой внук тоже пошёл по их стопам, окончил пединститут. Ещё у меня есть внучка и три замечательных правнука" - рассказывала актриса в интервью.
В 2002 году не стало её мужа — человека, с которым Маргарита Жарова разделила более полувека жизни. В то время она подумывала о возвращении в профессию, но, здраво оценив силы и возраст, решила: слишком поздно. Сцену и съёмки она оставила в прошлом и просто жила, время от времени соглашаясь на интервью, где с теплом вспоминала юность, годы учёбы во ВГИКе, наставников Сергея Герасимова и Тамару Макарову, а также коллег по цеху.
В 2019 году, после продолжительной болезни, Маргариты Жаровой не стало. Ей было 94 года. Похоронили актрису рядом с супругом на Троекуровском кладбище — скромно, без лишнего шума. Как и жила она сама: тихо, но оставив заметный след в истории советского и российского кино.
Также смотрите: