Сериал «Ликвидация» вышел в 2007 году, но до сих пор остаётся актуальным. Режиссёр Сергей Урсуляк, сам того не ожидая, задал моду на ретро-детективы, которая не угасает.
Сценарий сериала основан на дневниках заместителя начальника одесского УГРО Давида Курлянда — прототипа Гоцмана. Легендарного опера уважали, боялись и почти мифологизировали. О нём говорили, будто он умел читать мысли преступников и был заговорён от пуль.
Сюжетная линия с участием маршала Жукова имеет под собой реальные исторические события. Георгий Константинович действительно был отправлен Сталиным в Одессу для наведения порядка после войны, когда уровень преступности в городе достиг критической отметки. Всё остальное — художественный вымысел, созданный сценаристами, но реализованный с поразительным вниманием к деталям.
Перед съёмками команда провела масштабную подготовку: они консультировались с историками, работали с лингвистами, чтобы максимально достоверно передать местный колорит и особенности одесского говора, а также посетили музей уголовного розыска в Одессе. Режиссёрская группа под руководством Урсуляка подошла к делу скрупулёзно: от тщательно воссозданных костюмов до визуальной достоверности локаций — всё было выполнено на высоком уровне, чтобы зритель почувствовал атмосферу того времени.
Актёрский состав сериала подобран настолько точно, что представить кого-то другого в ролях Гоцмана, Фимы или Чекана уже просто невозможно. Но парадоксально, именно с подбором исполнителя на главную роль — Давида Марковича — возникли наибольшие трудности. Согласно сценарию, Гоцман должен был быть обаятельным, лысым крепышом, и подходящего кандидата режиссёр Урсуляк никак не мог найти — всё казалось не тем.
Ситуация изменилась, когда продюсеры предложили на эту роль Владимира Машкова. Он не соответствовал внешнему описанию: ни ростом, ни телосложением, ни отсутствием волос. Но, заинтересовавшись проектом, Машков специально прилетел из США, где тогда жил, и предложил собственное прочтение героя. Он сбросил вес, сделал стрижку под полубокс, надел галифе, начал щёлкать семечки, общаться с настоящими оперуполномоченными и уголовниками, изучая их повадки и речь, гулял по одесским дворикам, впитывая местный колорит.
Машков рассказывал, что когда они с оператором картины Михаилом Сусловым ходили по городу, высматривая "натуру" для съемок, то зашли в один двор на Молдованке. Тут же вышла пожилая одесситка: "Да бросьте этой ерундой заниматься - идемте лучше покушать". Ей объясняют, что это для кино, из Москвы снимать приехали. И тогда она говорит: "Так вы тудой-сюдой. Ну, я сейчас на вынос вам что-то сделаю". Фраза целиком вошла в картину.
При создании образа он вдохновлялся историями своего отца и деда, прошедших войну, а также опирался на харизму и внутреннюю силу Глеба Жеглова — культового персонажа из «Места встречи изменить нельзя». Да вот только Жеглов и Гоцман были разными и актер эту разницу прекрасно чувствовал:
«Они жили в одно время. Они могли бы встретиться, но они бы не поняли друг друга. Для Жеглова вор должен сидеть в тюрьме, а для Гоцмана с его компромиссами Одессы не каждый вор должен сидеть в тюрьме. Высоцкий — как маяк, чтобы не наврать, он дал тон того времени, того человека. Этот другой. Которому приходится много выпендриваться. Мир такой: рядом живут бандит, торговка, он с ними живет в тесноте и дружбе», — объяснил различия между двумя героями сериалов Машков в интервью.
И все же, как и у Жеглова, у Гоцмана цель - победа над преступностью. Не зря же он произносит:
"Пока хоть один бандит гуляет по Одессе, наша работа не закончена".
Первоначально роль друга Гоцмана — Фимы Карманника — была написана под Андрея Краско. Это был не выбор продюсеров и не компромисс — решение принял лично режиссёр, хорошо знавший возможности этого харизматичного петербургского актёра, звезду «Агента национальной безопасности».
Некоторые сцены с его участием даже успели снять, хотя и с большими трудностями. Рабочий процесс постоянно висел на волоске: 48-летний Краско, измотанный вредными привычками и бесконечными съёмками (это был его восьмой проект за год), играл, как всегда, самоотверженно, но здоровье дало сбой. Во время съёмок актёру резко стало плохо — сердце не выдержало. Помощь врачей оказалась запоздалой. Группа была потрясена.
На съёмочной площадке воцарилась растерянность: как продолжать, кто сможет заменить? Коллектив был буквально разбит случившимся. Особенно тяжело переживал трагедию Михаил Пореченков — старый друг Краско, сыгравший в том же сериале Кречетова-Академика.
На помощь пришёл Сергей Маковецкий. Он без колебаний согласился на предложение Урсуляка и сразу включился в работу. Интересно, что, не зная деталей образа, он интуитивно выбрал ту же тюбетейку, что и Краско — будто сохранив невидимую связь.
И всё же Андрей Краско остался в сериале. Хоть его имя и не значится в титрах, но в одной из сцен — когда тело убитого Фимы лежит спиной к камере — именно он сыграл своего героя. Это был один из его последних дублей, отснятый всего за несколько дней до трагедии.
Роль бездомного мальчишки Мишки Карася исполнил Николай Спиридонов. Сергей Урсуляк, известный своей нелюбовью к работе с детьми-актёрами, уже мысленно готовился к утомительному кастингу с десятками претендентов. Однако всё обернулось иначе: он вспомнил о Коле Спиридонове, которого заметил ещё в 2005 году после просмотра драмы «Итальянец». Мальчик произвёл на режиссёра сильное впечатление своей естественной и зрелой актёрской игрой.
Интуиция Урсуляка не подвела. Работа с Колей оказалась неожиданно лёгкой и по-настоящему творческой — он тонко чувствовал материал и быстро входил в образ, что редкость даже для взрослых актёров.
После выхода «Ликвидации» Николай Спиридонов ещё активно снимался в кино, однако со временем, повзрослев, принял решение не связывать свою жизнь с актёрской профессией.
Поиск актрисы на роль тёти Песи оказался настоящей головной болью для съёмочной группы. Найти ту самую колоритную, шумную и по-одесски обаятельную еврейскую тётушку никак не удавалось. Женщины на пробах либо переигрывали, либо не попадали в нужную интонацию. В какой-то момент Сергей Урсуляк даже всерьёз подумывал переписать персонажа — сделать из тёти Песи дядю и отдать роль Сергею Маковецкому, пока тот ещё не был утверждён на Фиму.
Светлана Крючкова поначалу в списке кандидатов не значилась — режиссёр просто не видел в ней нужного типажа. Лишь после вмешательства продюсеров её пригласили на пробы. И это оказалось попаданием в десятку. Никто не ожидал, что интеллигентная актриса из Петербурга, знаток поэзии Серебряного века, с такой лёгкостью перевоплотится в бойкую одесситку в поношенном халате с цветочками — женщину, способную с серьёзным лицом выдать: «Вот уважаю вас, но тьфу вам под ноги за ваше каменное сердце».
Светлана Николаевна чувствовала себя в этой роли абсолютно органично. Хотя большая часть её жизни прошла в северной столице, родом она из южного Кишинёва — города, по духу и колориту во многом схожего с Одессой. Именно эта тонкая внутренняя связь и помогла Крючковой настолько точно вжиться в образ.
Тётя Песя в исполнении Светланы Крючковой получилась настолько живой и убедительной, что режиссёр решил расширить её линию и добавил в сценарий больше сцен с ней и её экранным сыном Эммиком. Образ получился настолько ярким, что, когда сын актрисы впервые увидел её в гриме, он просто не узнал собственную мать. А на улицах Одессы прохожие принимали Крючкову за коренную жительницу и даже спрашивали дорогу — настолько органично она влилась в атмосферу города.
Однажды актриса отправилась на знаменитый Привоз. Пока примеряла туфли, у неё из сумки украли мобильный телефон. Но Светлана Николаевна не растерялась: включила голос тёти Песи и на весь рынок громко заявила: «Правильно, приехала народная артистка, а её прямо на Привозе бессовестно обокрали!» Прошло всего несколько минут — и телефон оказался в сумке её подруги.
Одесситы только посмеивались: «Что на Привозе воруют — это мы знали. Но чтобы возвращали — такое впервые!»
Экранный сын тёти Песи — Эммик, блестяще сыгранный Александром Семчевым, изначально задумывался совершенно иным. По сценарию он должен был быть щуплым, юрким и вечно вертлявым типом. Более того, в одной из ранних версий сюжета персонаж вообще погибал, не доживая до финала.
К счастью, от этого поворота отказались, и зрители получили совершенно другого Эммика — тучного, шумного и невероятно обаятельного, настоящую находку для сериала. Герой Семчева не только остался жив, но и осмелился спорить со своей колоритной мамой.
К началу съёмок «Ликвидации» Михаил Пореченков уже был настоящей звездой — его знали по ярким ролям в «Агенте национальной безопасности», «Солдатском декамероне», «Убойной силе», «Бандитском Петербурге». Однако роль Кречетова, он же «Академик», стала для него особенной. На эту сложную, двойственную роль пробовались десятки актёров, но Сергей Урсуляк увидел на месте харизматичного «перевёртыша» именно Пореченкова. Тот убедительно смотрелся и в образе благородного борца с преступностью, и в ипостаси хладнокровного преступника.
Сам актёр позже признавался, что предложение его не только заинтересовало, но и немного напугало. Причиной был Владимир Машков — знаменитость, с которой предстояло играть бок о бок.
«Мы впервые встретились именно на съёмках «Ликвидации» и сразу нашли общий язык, — рассказывал Пореченков в интервью. — Хотя до этого я немного опасался: он старше, опытнее, да и масштаб... Но оказался очень весёлым, простым и компанейским человеком. Работать с ним было одно удовольствие».
Премьера «Ликвидации» состоялась 2 декабря 2007 года и сразу стала событием — доля телезрителей достигла рекордных 42,8%. Сериал стал настоящим культурным феноменом — в этом многослойном повествовании-лабиринте зритель находил своё: кто-то — шпионские интриги, кто-то — динамичные перестрелки, кто-то — драму и любовные линии.
История охватила не только отношения Гоцмана и Норы — важными и запоминающимися стали и «тёмные» герои: Ида-наводчица, бандит Чекан, певица Тоня Царько, двуличный Кречетов. А щепотка мистики — в образе слепого старика, сыгранного Олегом Басилашвили, — добавила сериалу особую глубину и атмосферу.
Публика была в восторге и ждала продолжения. Но Сергей Урсуляк твёрдо стоял на своём: история завершена и трогать её не стоит. Продюсеры обсуждали идею сиквела, но дело дальше разговоров не пошло.
И, быть может, это действительно к лучшему.
Также смотрите: