Юрия Гусева хорошо помнят поклонники советского кинематографа. Его выразительная, мужественная внешность и характерный голос стали ключевыми чертами, обеспечившими актеру стабильный успех. В 1970–1980-е годы он пользовался популярностью у режиссеров и регулярно получал роли. Зрители также тепло относились к нему, ценя его актерский талант и способность к перевоплощению. И действительно — он был на высоте!
Юрий Евгеньевич Гусев появился на свет 25 февраля 1936 года в столице — Москве, в семье военного. Его отец погиб на фронте в 1943 году, когда мальчику было всего семь лет. Мать, Ольга Егоровна, воспитывала сына одна, и на протяжении всей жизни Гусев сохранял с ней тесную эмоциональную связь. В детстве Юрия часто называли «юным техником».
Пока сверстники играли во дворе, он с увлечением разбирал и собирал радиоприемники, копался в проводах и деталях. Радиотехника увлекла его всерьез, и уже после окончания семи классов школы №182 в Москве он поступил в электромеханический техникум, находившийся в ведении Министерства судостроительной промышленности.
Потом была служба в армии, работа по специальности. И вот в 25 лет Юрий делает неожиданный поворот в своей жизни: он поступает на вечернее отделение актерского факультета Театрального училища имени Щепкина. При этом он продолжает работать — на тот момент Гусев занимал должность начальника радиотехнической лаборатории в одном из учреждений Академии наук СССР.
Он уже был человеком с устойчивым положением и профессией, но его давно манила сцена. Еще во времена учебы в техникуме он ощущал в себе тягу к творчеству — и вот, наконец, решился последовать за мечтой.
После окончания театрального вуза его мужественная, выразительная внешность и внутренняя собранность не остались незамеченными — Юрия сразу же начали приглашать в кино. Первой серьезной работой стала роль следователя КГБ Андрея Батурина в фильме «Развязка». Несмотря на то что критики приняли картину довольно сдержанно, зрители откликнулись горячо, и фильм вошел в число лидеров проката 1970 года.
Сюжет картины был посвящен расследованию сложного преступления, в котором было сразу несколько подозреваемых. Персонаж Гусева — молодой чекист, сдержанный и целеустремленный — произвел на зрителей впечатление. Именно с этой роли началось широкое признание актера.
1980 год стал по-настоящему насыщенным в карьере Юрия Гусева — на экраны вышло сразу десять фильмов с его участием. Актёр с легкостью перевоплощался в самых разных персонажей: от добросовестных милиционеров до хитроумных мафиози, от верных идеалам чекистов до коварных иностранных агентов. Он одинаково убедительно играл как положительных героев, так и откровенных негодяев.
Этот актёрский универсализм, возможно, играл с ним двойственную роль. С одной стороны, режиссёры ценили его гибкость и профессионализм. С другой — главные роли чаще доставались другим, а Гусеву поручали характерные образы, которые придавали фильму драматическую глубину и достоверность.
Если он и испытывал разочарование из-за этого, то никогда не показывал. Он с готовностью принимал новые предложения и работал много. Среди самых известных картин с его участием — «Родня», «Возвращение резидента», «Мы из джаза», «Анна Павлова», «Битва за Москву», «Вариант "Зомби"», «Зимний вечер в Гаграх».
В фильме-катастрофе Александра Митты «Экипаж» имя Юрия Гусева не появляется в титрах. Тем не менее, его герой — один из участников совещания по спасению самолета — всего за несколько реплик передает весь драматизм происходящего. Даже мельчайшие роли в его исполнении были лишены фальши и звучали правдиво, что свидетельствовало о подлинной глубине его мастерства.
Юрий Евгеньевич был человеком трудолюбивым. В юности он не боялся тяжелой работы, а в зрелые годы с той же отдачей трудился на съёмочной площадке. Он пользовался популярностью у женщин — многие поклонницы писали письма на киностудии и в театры, где он выступал.
Свою спутницу жизни Гусев встретил еще во время учёбы в театральном училище. Ею стала Марина Кузнецова — диктор Всесоюзного радио. Удивительно, но их биографии были во многом схожи: как и Юрий, Марина сначала получила техническое образование, окончив Московский энергетический институт, и работала радиоинженером, прежде чем перейти к творческой профессии.
Согласно некоторым источникам, их союз так и не был зарегистрирован официально. Тем не менее, они прожили долгие годы вместе. Марина Александровна стала одним из узнаваемых голосов советского и российского радио, более 25 лет работая в эфире.
В 1969 году у пары родилась дочь Татьяна, которая пошла по стопам родителей и выбрала актерскую профессию. Сегодня она живет в Израиле и играет в Театре Комедии.
Увидеть то, как дочь Татьяна делает первые шаги в профессии, актеру, увы, было не суждено...
Трагедия произошла 19 января 1991 года. Во время съемок своего последнего фильма в Ташкенте Юрий Гусев случайно оступился и упал. Удар пришелся на голову — черепно-мозговая травма оказалась крайне тяжелой. Полученные повреждения были несовместимы с жизнью. Актёр ушел из жизни в возрасте 54 лет — всего за месяц до своего юбилея.
Юрий Евгеньевич так и не удостоился государственных наград или почетных званий, несмотря на десятки сильных, запоминающихся ролей и искреннюю любовь зрителей. Он не стремился к славе — работал честно и преданно, не отказываясь ни от крупных, ни от эпизодических ролей. И именно народная память — живая, тёплая, благодарная — стала для него настоящей наградой.
Также смотрите: