Вирапхон Нитипрапха (Veeraporn Nitiprapha, 1962 – , Бангкок) – тайская писательница, дебютировавшая с романом «Слепой земляной червь в лабиринте», который стал бестселлером в Таиланде и был удостоен престижной Премии писателей Юго-Восточной Азии (S.E.A. Write Award) в 2015 году. В октябре 2018 года её второй роман The Twilight Years and the Memory of a Black Cat получил эту награду повторно, сделав авторку первой женщиной в индустрии, достигшей подобных высот.
Я люблю в книгах изучать жизнь народов Юго-Восточной Азии: открывать для себя, как они мыслят, рассуждают, поступают. С большим удовольствием я прочитал роман «Слепой земляной червь в лабиринте» (авторский перевод названия: The Blind Earthworm in the Labyrinth). Обложка книги интригует своей загадочностью, немного сумбурной эстетикой и способностью пробудить интерес: «О чём же эта история внутри?» И нужно сказать, что обложка действительно отражает суть романа, а название — независимость девочек, предоставленных самим себе, которые находили счастье в природе и окружающем мире.
Читая книгу, словно оказываешься в красивом саду, полном незнакомых цветов с необъятным ароматом и труднопроизносимыми названиями. Кажется, это типичное тайское окружение: люди живут в домах с садами, наслаждаются тёплой погодой и беззаботной жизнью. Но задумываемся ли мы о том, что происходит за стенами этих домов и в душе тайцев? Мне кажется, роман приоткрывает именно эту завесу — чувства, переживания, взаимоотношения, жизнь людей. Не всё прекрасно, как может показаться случайным прохожим.
Главные герои — сёстры Чария и Чалика (Chareeya, Chalika), неразлучные и словно брошенные на поле битвы за выживание, а также сирота Прэн (Pran), блуждающий в лабиринтах собственной памяти. Книга открывается словами: «Чалика, будучи достаточно взрослой, чтобы вспомнить, как этот дом был наполнен звуками» (гл. 1, стр. 13). Эти звуки — лишь отголоски прошлого, и это не пение птиц в саду. Из сада доносятся симфония № 4 Брамса и ноктюрны Шопена.
Пройдя тропинкой сада и минуя буйство красок, мы попадаем в дом, полный горечи и разочарований. Мать, не любившая Чарию и обожавшая Чалику, до последнего оставалась тенью своего мужа, пока не смогла больше терпеть его измен. Она похоронила его в гробу, сделанном из дерева, подаренного любовницей, — в глубокой яме, без всякой церемонии. Затем сожгла 4222 любовных письма, предварительно плюнув на них и проклиная, чтобы он никогда не переродился. До самой смерти она целый год сидела у его могилы, охраняя её, чтобы его душа не покинула это место и не вернулась к другой женщине.
Детство Прэна тоже было полно боли и предательства. Мать изменила отцу, и, узнав об этом, он забрал мальчика и исчез. Отец работал на железной дороге и фактически оставлял сына «на одну ночь» в разных семьях. Формально Прэн не был сиротой, но рос сам по себе. Забота отца сводилась к жестам: если мальчик хотел есть, тот показывал на миску с рисом, если собирался в душ — протягивал полотенце.
В их семье царили предательства. Дед был бабником и пьяницей, ревновал бабку к другим мужчинам и унижал её. Он регулярно брил её налысо, а она, с ранами и порезами на голове, убегала к соседям. Но дед всё равно возвращал её домой, снова напивался, и всё повторялось сначала.
Однажды он запер её в комнате на три дня и забыл, где ключ. Соседи устали и перестали помогать. Тогда бабка забрала детей и сбежала. Когда дед нашёл её и попытался вернуть, она отрезала себе палец, чтобы он оставил её в покое. И это сработало — он больше её не трогал.
Все эти события наложили отпечаток на судьбы героев. Чария, сравнивая свою жизнь с жизнью матери, в отчаянии пыталась покончить с собой снотворным, но Прэн вовремя спас её и отвёз в больницу. Между ними возникла особая близость. Он сопереживал страданиям сестёр после предательств мужчин.
Однажды Прэн, разглядывая глаза и улыбку младшей Чалики, начал замечать в них черты Чарии. Поцеловав Чалику, он понял, насколько Чария ему не безразлична. Но, несмотря на это, он продолжал строить отношения с Чаликой, к которой не испытывал настоящих чувств. Для неё же он оставался «героем романа» — холодным, без ярких историй, никогда не признававшимся ей в любви.
Атмосфера романа тяжёлая, почти готическая: мрачное небо, отсутствие тепла и света в душе. Даже признания в любви и поцелуи героев наполнены горечью. Их близость описана как «оазис среди пустыни» (гл. 22, стр. 163). Казалось бы, счастливый финал близок, но Чалика делает другой выбор — трагический и непредсказуемый, ради того, кто пришел ее погубить… Есть ли место счастью там, где царят только боль и разочарование?..
Что будет дальше с тремя героями — рекомендую прочитать самим.
Особенно запоминается персонаж Нуал (Nual), подруга и почти сестра Чарии и Чалики. У неё было пятеро детей, и никто не знал, кто их отец, ведь в её жизни было сразу трое мужчин. Один — сочувствующий, другой — умный, третий — физически крепкий. Она решила жить с ними всеми по очереди. Позднее у них появилось двенадцать внуков.
Это объясняется трагическим детством Нуал. Члены её семьи умирали один за другим. Причиной считали тайского демона-призрака Пхи Поб, пожирающего внутренности, который приходит в семью и остаётся, пока не уничтожит всех. Мать Нуал пыталась защитить дочь: набила ей на руке татуировку на древнем языке. Но семья боялась, что призрак не сможет её прочитать и не испугается. Мать не позволяла детям спать, и в итоге один из братьев погиб — уснул от усталости прямо в воде во время купания.
Позднее Нуал стала верной помощницей Чарии и Чалики и именно она нашла «слепого земляного червя, затерянного в собственном лабиринте», вместо одной из внезапно исчезнувших сестёр.
Эта книга может стать прекрасным источником знакомства с флорой Таиланда: в ней упоминается множество названий растений и цветов.
Другие обзоры книг ЮВА:
«Четыре правления» - величайший роман. Книги Таиланда.
«Тотсакан - Король Демонов и Загадка Отшельника». Книги Таиланда.