Представьте себе центр села, а в нём — величественный каменный корабль. Это не мираж, а Спасо-Преображенская церковь в старинном селе Юксеево. Её стройный силуэт в стиле уральского барокко и правда напоминает судно, готовое отправиться в плавание сквозь века. Этому путешествию уже больше двух столетий.
Сквозь бури веков
«Как говорится, сам Бог велел ставить церковь на таком ранее бойком перекрёстке, – говорит пермский историк Павел Корчагин. – Юксеево расположено на перекрёстке двух дорог: посреди старинного Московско-Сибирского тракта и дороги, соединяющей с землями зырян. Это один из древнейших очагов освоения этой территории коми-пермяками – если не самый первый. Сохранилось даже предание о первых поселенцах: Юксе, Пуксе, Чазе и Баче. Первое письменное упоминание содержится в писцовой книге Ивана Яхонтова за 1579 год. И что важно – уже тогда это было крупное по меркам того времени поселение».
Прежде в селе стояла деревянная церковь. А затем построили каменный «корабль». И путь его был полон крутых поворотов. Первый камень заложили в 1787-м, а освятили храм в 1798-м (см. «Справку»).
Строили церковь всем миром, на пожертвования прихожан.
«В Коми-Пермяцком округе строили пять каменных церквей, – рассказывает жительница Юксеево Любовь Юркина. – Нашу начали первой, а достраивали уже вместе с кудымкарской».
Когда-то Юксеевская церковь была центром огромного прихода: шесть деревянных часовен в окрестных деревнях: Чазево, Кайсарово, Сизово, Отопково, Пелыме и Бачманово.
А ещё девять учебных заведений, где преподавали местные священники, старейшим из них было Юксеевское земское училище, открытое в 1854 году. К 1904 году в нём обучался 81 ученик, в том числе 16 девочек.
При храме работала собственная библиотека на 400 томов! Первым священником Юксеевской Спасо-Преображенской церкви был Георгий Грамолин, уроженец с. Гаревско-Васильевское Пермского уезда.
В 1900 году штат церкви состоял из двух священников, дьякона и двух псаломщиков, которые получали казённое жалованье. Первый священник — 141 руб. 12 коп., второй священник — 94 руб. 08 коп., псаломщики — по 47 руб. 04 коп. А годовой доход от прихожан составлял около 600 рублей — целое состояние по тем временам!
Бурный XX век обрушился на храм с жестокой силой. Советская власть закрыла его (постановление от 7 февраля 1930 года), в 1936-м с грохотом рухнула колокольня (убрали местные коммунисты), купола бесследно исчезли (говорят, то ли вывезли, то ли утопили в местных болотах). А в 39-м храм и вовсе решили... разобрать на кирпичи! Но не тут-то было — кладка оказалась не по зубам новой власти. Церковь устояла.
Возле неё было кладбище с каменными надгробиями. Как рассказывал один из местных ветеранов Великой Отечественной войны, плиты ещё стояли, когда он уходил на фронт. А когда солдат вернулся, кладбища уже не было – надгробия куда-то вывезли, говорят, в сторону Соликамска. Но куда именно – не знал уже никто.
В здании церкви вначале пытались веселить народ, устроив клуб, но к 1965-му году и он замолк. Клуб переехал в новое здание, а в церкви устроили склады райпо, а затем и вовсе бросили на произвол судьбы, и она стала превращаться в руины. С окон сняли решётки, в проломы в стенах стал заходить бродячий скот. Древние стены медленно умирали под дождём и снегом.
Народная стройка
«Сначала были разговоры: да снесём эти руины, и построим новенькую церковь — дёшево и быстро! – вспоминал бывший глава Юксеевского сельского поселения Василий Утробин (умер в 2023 году). – Но я был против. Это же наша история, память. Её нужно было сохранить во что бы то ни стало».
И чудо свершилось! С 2010 года началась народная стройка. Деньги по крохам выделяла администрация, помогали предприниматели, не остались в стороне и местные жители — словно продолжили дело своих предков, которые когда-то тоже всем миром собирали средства на строительство храма.
Постепенно, шаг за шагом, храм начал оживать: появились крыша, потолок, засверкали на солнце новые купола. Энтузиазма хватило на многое, но, увы, не на всё – деньги имеют свойство заканчиваться.
Сейчас храм на балансе районной администрации. Жизнь в его стенах теплится благодаря силам энтузиастов.
«Службы у нас проходят по праздникам и почти каждое воскресенье, – делится Любовь Юркина. – Если, конечно, зимой дорогу не заметёт так, что не пройти».
Здесь почти каждый день собираются девочки-волонтёры: сначала читают молитвы, а потом принимаются за работу — помогают с уборкой, благоустройством и другими делами.
Вокруг церкви и стоящего рядом памятника героям Гражданской войны установили новую железную ограду, разбили цветники и посадили кусты сирени и деревья.
Чтобы каменный корабль не просто стоял, а по-настоящему зажил полной жизнью, как и раньше, нужны немалые средства и непрерывная забота. Но самое главное уже есть – вера в то, что эту красоту, выдержавшую столько бурь, обязательно удастся сохранить.
СПРАВКА
На средства прихожан
Юксеевская Спасо-Преображенская церковь была заложена 20 мая 1787 года по грамоте преосвященного Лаврентия, епископа Вятского. Построена и освящена 14 февраля 1798 года на средства прихожан. Здание церкви было каменным, на каменном фундаменте, с каменной же колокольней, и было ограждено деревянной оградой.Форма: одноэтажная, в виде корабля.Конструкция: состоит из вытянутых в линию двусветного четверика храма со световым трёхъярусным восьмериком и пятигранной апсидой, притвора и трапезной с тремя окнами.
КСТАТИ
Плата за землю
В 1838 году для церкви было отведено 198 десятин земли, из них пахотной – 192 десятины, сенокосной – 6 десятин. Сенокосной землёй пользовались церковнослужители, а пахотную землю сдавали в пользование прихожанам. За это прихожане должны были платить по 2 пуда и 5 фунтов озимого хлеба или по 2 пуда 30 фунтов ярового хлеба с каждого женатого человека. Однако из-за неурожаев, начиная с 1894 года, прихожане платили только по полпуда каждого хлеба.
(По материалам Коми-Пермяцкого окружного государственного архива)
КОММЕНТАРИЙ
Уникальный стиль
Геннадий Воженников,архитектор-реставратор, заместитель пермского краевого отделения Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), член Союза архитекторов ПК и Общественного совета по охране объектов культурного наследия Пермского края:
«Здание храма в Юксеево – прекрасный образец уральского барокко, которое также часто называют строгановским или даже нарышкинским. Почему? Считается, что именно Нарышкины принесли этот стиль на Урал.
Особенность его должна была быть в контрасте: сложные белокаменные детали на фоне красной кирпичной кладки. Но возникла проблема — на Урале не оказалось белого поделочного камня. И местные мастера нашли блестящее решение! Они стали вытачивать эти изящные барочные украшения из кирпича, а затем просто окрашивали их в белый цвет. Так и родился этот уникальный, праздничный стиль — уральское барокко, которое мы видим в Юксеево».