Найти в Дзене
Василич Т. Александр

Градация

Латинское слово gradatio образовано от существительного gradus (ступень, степень). Оно означает постепенное повышение, усиление, возрастание. В стилистике градация – это фигура речи, суть которой состоит в организации перечисления, обеспечивающего постепенное увеличение значимости, важности или эмоциональной напряженности высказывания. Такая организация может иметь предметный или эмоциональный характер.

Предметная градация предлагает перечисление, где каждый последующий член важнее или сильнее предыдущего.

There are drinkers. There are drunkards. There are alcoholics (W. Deeping). – Есть пьющие, есть пропойцы, есть алкоголики.

What difference if it rained, hailed, blew, snowed, cycloned? (O. Henry). – А какая здесь разница, дождь, град, ветер, снег или циклон?

Эмоциональная градация достигается с помощью перечисления слов с яркой эмоциональной окраской.

I’ll smash you. I’ll crumble you. I’ll powder you (Dickens). – Я тебя раздавлю, порву на куски, сотру в порошок.

... a very sweet story, singularly sweet; in fact, madam, the critics are saying it is the sweetest thing that Mr. Slush has done (Leacock). – ... очень милая история, необыкновенно милая; более того, мадам, критики говорят, что это самое милое, что сделал мистер Слаш.

Другая классификация предлагает деление градации на восходящую и нисходящую.

A breath, a shadow, a nothing, everything gives him a fever (La Fontaine). – Любой вздох, любая тень, даже полная тишина заставляли его вздрагивать.

I was poor. It was subordinate. It was nothing(М. Lobato). – Я был бедным, я был холопом, я был ничем.

Впрочем, деление градации на восходящую и нисходящую является условным, Нисходящим в приводимых примерах является лишь номинальное содержание перечисляемых единиц, а в общем такая организация всегда нацелена на усиление напряженности. В первом примере усиливается внешнее выражение страха, во втором – состояние удрученности персонажа.

Еще одна классификация делит градацию на качественную и количественную. Все примеры, размещенные выше, иллюстрируют качественную градацию. Количественная градация предполагает увеличение объема того или иного понятия путем использования числительных, либо иных слов, соотносимых с количеством. Ниже хрестоматийный пример из рассказа С. Моэма «Побег».

They looked at hundreds of houses, they climbed thousands of stairs, they inspected innumerable kitchens. (Maugham). – Они побывали в сотнях домов, они переступили тысячи ступеней, они осмотрели кухни, которые нельзя было пересчитать.

В художественной речи нередко можно наблюдать случаи, где читатель может не согласиться с авторской оценкой значимости того или иного элемента перечисления. Но этому не стоит удивляться. С одной стороны, автор организует градацию, исходя из собственных субъективных представлений, с другой, в построение градации вмешиваются цели всего произведения. Вот, например, фрагмент из романа Ф. Норриса «Спрут».

Presley saw again, in his imagination, … the leviathan, with tentacles of steel clutching into the soil, the soulless Force, the iron-hearted Power, the monster, the Colossus, the Octopus (F. Norris). – Пресли снова увидел в своём воображении... (это был) левиафан, вцепившийся в землю стальными щупальцами, бездушная Сила, Мощь с железным сердцем, чудовище, Колосс, Спрут.

Левиафан, бездушная сила, мощь с железным сердцем, монстр, Колосс, спрут – все это образы, которые проносятся в сознании героя романа, когда он видит движущийся поезд. Но какой из этих объектов обладает большей мощью? – Думается, что любой из ответов будет субъективным. Однако размещение слова octopus в конце перечисления есть свидетельство о том, что автор придает этому слову наибольшую значимость. И это связано с проблематикой романа. Образ спрута олицетворяет в романе железнодорожную компанию, которая протягивает свои щупальца (рельсы) во все уголки округи, диктуя фермерам свои условия.

В учебниках по стилистике градация часто рассматривается вместе с другим приемом: бафосом, но о нем напишу как-нибудь в другой раз.

Наука
7 млн интересуются