Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Болгары, гунны, авары, монголы: Тайна исчезновения кочевых народов

Есть мнение, что Восточная Европа – проклятое место для кочевников. Сначала пришли готы, – всех победили, поработили, но сами бесследно исчезли, а на их месте остались славяне. Потом, аналогичная судьба постигла гуннов, – завоевали, необъяснимо исчезли, а на их месте – славяне. Потом аваров и болгар постигает та же участь, – словно не было их, и только славяне кругом. Наконец бесследно растворяются, оставив на месте себя славян, монголо-татары… Система даёт сбой только на мадьярах и печенегах (ныне гагаузах), тоже вторгшихся в Европу, но всё перепутавших и, напротив, на месте славян оставивших себя. Однако, это можно списать на погрешность измерения.

-2

...И это уже привычное мнение. Легко понять, на что намекает комментатор. На то что нашествия кочевых народов, – не только монголов, но и вообще всех, – вражий вымысел. Историческая химера, рождённая, допустим (тут могут быть варианты) Ватиканом, чтобы уничтожить память о древней славянской славе. Напоминание, что создание государств варварами-захватчиками (с последующей ассимиляцией пришельцев) – норма для всей Европы, что не только Болгария названа в честь тюрков-болгар, но и Франция в честь германцев-франков… ну, никак уж не менее диких, чем степняки… для приверженцев данной точки зрения ни о чём.

Следовательно, снова о кочевниках. Статьи о приключениях готов, гуннов, авар уже были. На очереди, соответственно, болгары. Но прежде о том, откуда эти бесконечные волны вдруг взялись… Да ни откуда. Всегда были. Кочевники постоянно нападали на земледельцев, – вспомнить тут можно и арийское завоевание Индии и Ирана, и походы скифов. Набеги часто бывали успешными, ввиду лучшего вооружения кочевников, и их обусловленной образом жизни склонности к организации в колоссальные «кочевые империи» под властью удачливого вождя. Это были нестойкие объединения, рассыпающиеся после первого поражения, но тут уже отдельный вопрос.

...На рубеже эр постоянное движение племён в Великой Степи просто сменило вектор. Если ранее иранцы наступали на юг и на восток – до границ Китая, то в конце I тысячелетия до н. э. баланс сил изменился. Алтайские, монгольские, угорские и тунгусские племена, теперь более развитые и многочисленные, покатились на запад… В Средней Азии им оказались не рады, так что, в Малую Азию и Иран тюрки-сельджуки прорвались только в средние века. Но на Ближнем Востоке существовали уже мощные и развитые державы. Добегая же до Волги, до Днепра, до Дуная кочевники встречали, максимум, сопротивление таких же орд. Далее же начинались земли населённые всё теми же варварами, – только земледельцами – оседлыми или полуоседлыми. Потенциально более многочисленные, оседлые варвары были организованы лишь в племенные союзы, любой из которых нормальной орде силами уступал.

Затем, события развивались по одному и тому же сценарию. Покорить земледельческие племена для кочевников означало «обложить их данью». Эксплуатация требовала создания аппарата подавления, так что, захватчики занимали нишу знати – военного сословия. И через три-пять поколений полностью ассимилировались большинством. Быстроте ассимиляции способствовал тот факт, что орды, как правило, были полиэтническими, – собственного языка не было ни у гуннов, и у аваров (последние говорили на нескольких тюркских, монгольских и тунгусских наречиях). Так что языком межнационального общения, – и даже придворным, для общения в кругах знати, – становился язык коренного населения, – как единственный, который знали все.

...Следовательно, о болгарах. Болгарская орда появляется между Волгой и Доном в VII веке, – как ответ на усиление хазарской орды. Борьба, однако, заканчивается не в пользу болгар, и они оказываются вынуждены откочевать в стороны наименьшего давления, – на север, где, покорив угро-финские племена, они создадут Волжскую Булгарию, – и на запад. На западе болгары воюют с созданным славянами на Дунае «союзом семи племён», и захватывают его земли. На карте, однако, можно видеть, что первый вариант Болгарии не включал её современную территорию южнее Родоп, с другой же стороны, болгарам ещё некоторое время удавалось удерживать кочевья западнее Днепра.

На той же карте легко видеть, что перспективы выживания государства в конце VII века выглядят более чем сомнительно. Контролируемая болгарами территория зажата между владениями могущественных держав – Аварского и Хазарского каганатов и Византии. Но Аварский каганат примерно в то время существовать прекращает (так что, болгарам в какой-то момент удаётся покорить почти всю Паннонию). Византия же сначала ведёт напряжённую борьбу с Персией, – а затем уже и с арабами. В результате, византийско-болгарские войны ведутся в VIII-IX веках с переменным успехом…

И всё это можно узнать из учебника, – так что, подробности не важны. Кроме одной. В начале IX века рождаются у болгарского заря Омуртага три сына: Боян, Звиница и Маломир… То есть, к этому моменту тюрок-болгар уже не существовало. Ассимилировались.

Ну, вот, как-то так, – только на век позже и на Днепре, – в семье не то конунга, не то кагана Ингвара и его жены Хелг рождается сын Святослав. Не то чтобы внезапно, а скорее, вполне предсказуемо. Как свидетельство того, что Ингвар и Хелг общались между собой на полянском, и даже собственные имена, скорее всего, выговаривали уже на славянский манер.