Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Болгары, гунны, авары, монголы: Тайна исчезновения кочевых народов

Есть мнение, что Восточная Европа – проклятое место для кочевников. Сначала пришли готы, – всех победили, поработили, но сами бесследно исчезли, а на их месте остались славяне. Потом, аналогичная судьба постигла гуннов, – завоевали, необъяснимо исчезли, а на их месте – славяне. Потом аваров и болгар постигает та же участь, – словно не было их, и только славяне кругом. Наконец бесследно растворяются, оставив на месте себя славян, монголо-татары… Система даёт сбой только на мадьярах и печенегах (ныне гагаузах), тоже вторгшихся в Европу, но всё перепутавших и, напротив, на месте славян оставивших себя. Однако, это можно списать на погрешность измерения. ...И это уже привычное мнение. Легко понять, на что намекает комментатор. На то что нашествия кочевых народов, – не только монголов, но и вообще всех, – вражий вымысел. Историческая химера, рождённая, допустим (тут могут быть варианты) Ватиканом, чтобы уничтожить память о древней славянской славе. Напоминание, что создание государств варв

Есть мнение, что Восточная Европа – проклятое место для кочевников. Сначала пришли готы, – всех победили, поработили, но сами бесследно исчезли, а на их месте остались славяне. Потом, аналогичная судьба постигла гуннов, – завоевали, необъяснимо исчезли, а на их месте – славяне. Потом аваров и болгар постигает та же участь, – словно не было их, и только славяне кругом. Наконец бесследно растворяются, оставив на месте себя славян, монголо-татары… Система даёт сбой только на мадьярах и печенегах (ныне гагаузах), тоже вторгшихся в Европу, но всё перепутавших и, напротив, на месте славян оставивших себя. Однако, это можно списать на погрешность измерения.

-2

...И это уже привычное мнение. Легко понять, на что намекает комментатор. На то что нашествия кочевых народов, – не только монголов, но и вообще всех, – вражий вымысел. Историческая химера, рождённая, допустим (тут могут быть варианты) Ватиканом, чтобы уничтожить память о древней славянской славе. Напоминание, что создание государств варварами-захватчиками (с последующей ассимиляцией пришельцев) – норма для всей Европы, что не только Болгария названа в честь тюрков-болгар, но и Франция в честь германцев-франков… ну, никак уж не менее диких, чем степняки… для приверженцев данной точки зрения ни о чём.

Следовательно, снова о кочевниках. Статьи о приключениях готов, гуннов, авар уже были. На очереди, соответственно, болгары. Но прежде о том, откуда эти бесконечные волны вдруг взялись… Да ни откуда. Всегда были. Кочевники постоянно нападали на земледельцев, – вспомнить тут можно и арийское завоевание Индии и Ирана, и походы скифов. Набеги часто бывали успешными, ввиду лучшего вооружения кочевников, и их обусловленной образом жизни склонности к организации в колоссальные «кочевые империи» под властью удачливого вождя. Это были нестойкие объединения, рассыпающиеся после первого поражения, но тут уже отдельный вопрос.

...На рубеже эр постоянное движение племён в Великой Степи просто сменило вектор. Если ранее иранцы наступали на юг и на восток – до границ Китая, то в конце I тысячелетия до н. э. баланс сил изменился. Алтайские, монгольские, угорские и тунгусские племена, теперь более развитые и многочисленные, покатились на запад… В Средней Азии им оказались не рады, так что, в Малую Азию и Иран тюрки-сельджуки прорвались только в средние века. Но на Ближнем Востоке существовали уже мощные и развитые державы. Добегая же до Волги, до Днепра, до Дуная кочевники встречали, максимум, сопротивление таких же орд. Далее же начинались земли населённые всё теми же варварами, – только земледельцами – оседлыми или полуоседлыми. Потенциально более многочисленные, оседлые варвары были организованы лишь в племенные союзы, любой из которых нормальной орде силами уступал.

Затем, события развивались по одному и тому же сценарию. Покорить земледельческие племена для кочевников означало «обложить их данью». Эксплуатация требовала создания аппарата подавления, так что, захватчики занимали нишу знати – военного сословия. И через три-пять поколений полностью ассимилировались большинством. Быстроте ассимиляции способствовал тот факт, что орды, как правило, были полиэтническими, – собственного языка не было ни у гуннов, и у аваров (последние говорили на нескольких тюркских, монгольских и тунгусских наречиях). Так что языком межнационального общения, – и даже придворным, для общения в кругах знати, – становился язык коренного населения, – как единственный, который знали все.

...Следовательно, о болгарах. Болгарская орда появляется между Волгой и Доном в VII веке, – как ответ на усиление хазарской орды. Борьба, однако, заканчивается не в пользу болгар, и они оказываются вынуждены откочевать в стороны наименьшего давления, – на север, где, покорив угро-финские племена, они создадут Волжскую Булгарию, – и на запад. На западе болгары воюют с созданным славянами на Дунае «союзом семи племён», и захватывают его земли. На карте, однако, можно видеть, что первый вариант Болгарии не включал её современную территорию южнее Родоп, с другой же стороны, болгарам ещё некоторое время удавалось удерживать кочевья западнее Днепра.

На той же карте легко видеть, что перспективы выживания государства в конце VII века выглядят более чем сомнительно. Контролируемая болгарами территория зажата между владениями могущественных держав – Аварского и Хазарского каганатов и Византии. Но Аварский каганат примерно в то время существовать прекращает (так что, болгарам в какой-то момент удаётся покорить почти всю Паннонию). Византия же сначала ведёт напряжённую борьбу с Персией, – а затем уже и с арабами. В результате, византийско-болгарские войны ведутся в VIII-IX веках с переменным успехом…

И всё это можно узнать из учебника, – так что, подробности не важны. Кроме одной. В начале IX века рождаются у болгарского заря Омуртага три сына: Боян, Звиница и Маломир… То есть, к этому моменту тюрок-болгар уже не существовало. Ассимилировались.

Ну, вот, как-то так, – только на век позже и на Днепре, – в семье не то конунга, не то кагана Ингвара и его жены Хелг рождается сын Святослав. Не то чтобы внезапно, а скорее, вполне предсказуемо. Как свидетельство того, что Ингвар и Хелг общались между собой на полянском, и даже собственные имена, скорее всего, выговаривали уже на славянский манер.