Найти в Дзене

Смартфон здоровья не прибавляет

Оглавление

На сайте Министерства здравоохранения России опубликованы рекомендации по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильных телефонов и гаджетов. Они разработаны специалистами ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков).

По данным Минздрава, мобильными телефонами в России сегодня пользуется более 95 процентов населения. Среди школьников показатель еще выше – 98,3 процента, так как гаджет применяется не только как средство голосового общения, но и как мини-компьютер.

Положительные стороны здесь очевидны: возможность быстро связаться с родителями и друзьями, доступ к информации, к тому же телефон помогает обеспечить безопасность ребенка. Но и минусов хватает: ухудшение зрения, формирование компьютерно-зрительного синдрома, нарушение осанки, дефицит двигательной активности.

Понимая это, специалисты Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей разработали профилактические упражнения, позволяющие сохранить не только зрение, но и в целом здоровье.

Чтобы не испортить остроту зрения, в качестве профилактики следует регулярно выполнять специальные упражнения.

«Метка на стекле». Это упражнение предназначено для тренировки глаз.

Выбирается объект на небольшом расстоянии от глаз – 25–30 сантиметров (это может быть палец, карандаш, объект на стекле и т. д.), на нем фокусируете взгляд в течение 3–5 секунд, после чего взгляд переводится на объект, расположенный вдали, тоже на 3–5 секунд. Упражнение повторяется 10–12 раз. За счет периодической смены объектов происходит тренировка аккомодационного аппарата глаза.

Упражнения для расслабления глазодвигательных мышц. Такие как «Восьмерка глазами» и «Стреляем глазами».

Во время их выполнения необходимо вращать глазами по траектории воображаемой восьмерки или другим траекториям. (См. рисунок.) Например, человек представляет перед собой знак «бесконечность» и совершает движения глаз по этой траектории. Если не получается – можно фокусироваться на различных объектах, на стенах и потолке и переводить взгляд с одного объекта на другой по различным траекториям, говорится в рекомендациях. В общем, вращаем глазами во все стороны.

Существует также упражнение, когда зрение фокусируется на пальце на расстоянии 25–30 см от носа, и палец плавно придвигается к переносице до потери фокусировки, что тренирует мышцы, отвечающие за конвергенцию.

Массаж глаз. Нужно просто закрыть глаза и легко прикоснуться к ним подушечками пальцев на одну секунду. Достаточно пяти таких касаний.

Упражнение «Жмурки». Надо зажмуриться на 5 секунд, после чего максимально широко открыть глаза также на 5 секунд. Упражнение выполняется 5–7 раз.

Заботимся о шее

Кроме нарушений зрения, школьников, чрезмерно увлекающихся гаджетами, подстерегает еще одна проблема: синдром экранной шеи (screen neck). Это ощущение напряжения в области шеи, вызванное использованием цифровых устройств. Дело в том, что в привычном положении нагрузка на шейный отдел составляет всего 5 килограммов. При наклоне головы на 15 градусов она увеличивается до 12 килограммов. При наклоне до 45 градусов нагрузка составляет уже 22 килограмма. А при 60 градусах – аж 27 килограммов.

Симптомы экранной шеи: ноющая боль и дискомфорт в нижней части шеи, плечах, верхней части спины. Острая колющая боль в воротниковой области, головные боли, головокружения. Снижение подвижности в шее, верхней части спины и плечах. Усиление боли при наклоне головы вперед, боль в челюсти, ощущение напряжения в глазах, покалывание и онемение в руках и кистях.

Чтобы все это исключить, нужна профилактика. Помогают такие упражнения.

Пальцы сцепляются в замок и заводятся за голову. При этом локти разведены в стороны, а ладони касаются бугров на затылке. В таком состоянии производится 10 плавных движений (поворотов) головой, чтоб вы чувствовали, как затылок надавливает на ладони.

Рука сверху заводится за голову, прикрывая ладонью ухо с противоположной стороны. Также производится 10 медленных надавливаний виском на ладонь.

Помогут предотвратить ноющую боль в шее наклоны головы вперед и назад, влево и вправо по четыре раза. Помимо этого, стоит выполнить 5–10 поворотов головы влево-вправо и круговые движения по часовой стрелке и против – по 5 повторов.

Рекомендуется во время работы за компьютером время от времени делать круговые движения плечами с большой амплитудой в среднем темпе – 5 раз вперед и 5 раз назад.

Минздрав рекомендует

Суммарная ежедневная продолжительность работы с компьютерами, планшетами, смартфонами для учеников 1–2-х классов не должна превышать 1 часа 20 минут. Для тех, кто учится в 3–4-х классах, – полутора часов, для школьников 5–9-х классов – 2 часов, для старшеклассников – 2,5 часа.

«Отберите гаджет у малыша!»

– В рекомендациях Минздрава говорится в основном о том, как минимизировать физический вред, который ребенку могут причинить мобильные цифровые устройства. И я с ними согласна. Но есть еще одна беда: влияние на детскую психику, – говорит красноярский врач-педиатр Ирина Абрамчик. – Мне больно смотреть, как молодые родители, чтобы успокоить двух-трехлетнего ребенка, суют ему смартфон или планшет, и он часами смотрит в экран, созерцая движущиеся картинки. Совершенно не замечая, что происходит в окружающем мире.

А ведь именно в раннем возрасте происходит формирование мозга ребенка, его коммуникативных навыков, кругозора. Но если он целыми днями «втыкает» в гаджет, ему некогда изучать окружающий мир, манипулировать предметами, развивать крупную и мелкую моторику, которая напрямую связана с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят его психическое развитие.

Многие ученые уже открыто говорят, что человечество столкнулось с новой болезнью – цифровой деменцией, которая начинает преследовать детей уже с малых лет. И виной тому – активное использование гаджетов еще в дошкольном возрасте.

У ребенка, который чуть ли не с колыбели привык видеть только быстро сменяющиеся изображения на экране, нарушается процесс формирования правильной нейродинамики чтения и письма, так как из-за влияния гаджетов в мозгу не формируются новые нейронные связи, которые отвечают за обучение. Ухудшается память, появляются проблемы с концентрацией, распределением и переключением внимания. И, конечно, нарушается усидчивость: ребенок постоянно отвлекается, ему сложно сосредоточиться и в течение длительного времени заниматься чем-то одним. А мы потом удивляемся, почему нашим детям уже в первом классе поголовно ставят «диагноз» СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Отберите у малыша гаджет и почитайте ему сказку, поиграйте с ним, порисуйте, сделайте вместе что-нибудь руками. Подумайте о его будущем.