Найти в Дзене
Lace Wars

Кто правил на Руси до Рюрика: хроники земель без государя

Оглавление

Племенной калейдоскоп: кто рулил до прихода государства?

Прежде чем летописец Нестор, уютно устроившись в монастырской келье, задним числом наведёт порядок в истории и впишет в неё строгую дату — 862 год, — на бескрайних просторах Восточно-Европейской равнины кипела жизнь, совершенно не подозревавшая, что ей не хватает государства. «Повесть временных лет» честно сообщает, что славянские племена — поляне, древляне, кривичи и прочие вятичи — жили «каждый с родом своим, и в своих местах, владея каждый родом своим». Звучит почти идиллически, но на деле это был рецепт перманентного бардака. Представьте себе этот мир: непроходимые леса, реки — единственные хайвеи, и разбросанные по их берегам поселения. Никакой тебе вертикали власти, налоговой службы и единого Уголовного кодекса. Мир одного племени заканчивался там, где начинался лес, за которым жили соседи, говорившие на похожем языке, но считавшиеся чужими. Полянин из-под будущего Киева смотрел на древлянина как на потенциальную проблему, а кривич из района Пскова и вовсе был для него жителем другой планеты. Их вселенная была локальной, а преданность распространялась только на своих.

Кто же держал всю эту конструкцию в рабочем состоянии? Власть не носила корону и не сидела на золотом троне. Она была персональной, текучей и держалась на трёх китах: авторитете, кулаках и умении договариваться. Во главе родов и племён стояли старейшины и военные вожди, которых позже летописцы для удобства назовут «князьями». Это не были монархи в нашем понимании. Такой «князь» был скорее первым среди равных, самым удачливым рейд-лидером или самым хитрым переговорщиком. Его власть нужно было постоянно подтверждать — удачными походами, справедливым разделом добычи и способностью защитить соплеменников от набегов соседей. Одно неверное решение, один провальный поход — и вчерашний лидер мог столкнуться с крайне убедительными аргументами в пользу своей отставки. Параллельно с этим существовал древний и дикий институт прямой демократии — вече. Это не чинный парламент, где депутаты нажимают на кнопки. Это рёв сотен глоток на какой-нибудь поляне, где свободные мужи племени, размахивая оружием, решали судьбоносные вопросы: объявлять ли войну соседям, куда идти за добычей или кого выбрать новым вождём. Решение принималось, когда одна из сторон перекрикивала другую или когда самый авторитетный старейшина, дождавшись затишья, изрекал то, с чем большинство было согласно.

Конечно, позже возникла потребность в героическом прошлом. Так в летописях появились легендарные основатели Киева — братья Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь. Историки до сих пор ломают копья: были ли это реальные вожди VI-VII веков, как полагал академик Борис Рыбаков, или просто красивый миф, призванный придать древности и значимости главному городу полян? Легенда чертовски удобна: она создавала иллюзию преемственности, показывая, что власть в Киеве была всегда, просто до Рюрика она была своя, местная. Как бы то ни было, эти полумифические фигуры отлично символизируют ту эпоху: власть была родовая, локальная и опиралась на конкретных лидеров, а не на абстрактный закон. Весь этот мир жил по своим правилам, далёким от государственной стройности. Это была сложная, саморегулирующаяся система, основанная на родстве, соседских разборках и общих угрозах. Она работала веками, пока внешние силы и внутренние амбиции не подтолкнули её к трансформации.

Хазарская «крыша»: плата за спокойствие на южных рубежах

Пока славянские племена в лесостепной зоне выясняли отношения между собой, на юге, в степях Поволжья и Дона, процветала настоящая империя — Хазарский каганат. Это было мощное, мультикультурное государство, которое, в отличие от многих кочевых орд, не просто грабило, а строило города, контролировало трансконтинентальные торговые пути и обладало сложной политической системой во главе с каганом. И вот эта махина в VII-IX веках накрыла своей тенью значительную часть восточнославянских племён. Поляне, северяне, радимичи и вятичи оказались в сфере влияния каганата. Летопись говорит об этом сухо и просто: «платили дань». Но за этим коротким словом скрывалась целая система взаимоотношений, которую сегодня назвали бы геополитическим рэкетом или, если угодно, платной подпиской на безопасность.

Хазары не стремились к прямому управлению славянскими землями. Им не нужно было назначать своих наместников в каждое городище или лезть во внутренние дела племён. Их интересовала исключительно экономика. Они выступали в роли «крыши», которая обеспечивала относительное спокойствие на южных рубежах. За определённую плату хазары гарантировали, что другие степные хищники, вроде печенегов, не будут совершать опустошительные набеги на славянские поселения. Кроме того, под контролем хазар находился Великий Волжский путь — важнейшая торговая артерия, связывавшая Северную Европу с арабским Востоком. Славянские купцы, желавшие продать свои товары — меха, мёд, воск — на богатых рынках Багдада и Бухары, должны были проходить через хазарские земли и, естественно, платить пошлины. Таким образом, дань была не просто побором, а своего рода платой за доступ к международной торговле и за военную защиту.

Летописное упоминание о том, что поляне сперва платили дань «по мечу от дыма», выглядит скорее красивой метафорой, призванной подчеркнуть воинственность предков. Мол, даже покорившись, они давали понять, что владеют оружием. Историки сходятся во мнении, что реальная дань была куда прозаичнее. Чаще всего это была «белка от дыма» — то есть шкурка белки с каждого двора, или определённое количество другого пушного зверя. Меха в то время были международной валютой, «лесной нефтью», и хазары, как умелые коммерсанты, прекрасно это понимали. Эта система была взаимовыгодной, хотя и унизительной для славян. С одной стороны, племена теряли часть своего суверенитета и ресурсов. С другой — они получали стабильность, которой так не хватало в дикой степи, и возможность участвовать в мировой экономике. Хазарский зонтик позволял славянским вождям не отвлекаться на постоянную угрозу с юга и заниматься своими делами: воевать с соседями, осваивать новые земли и копить богатства. По сути, хазары законсервировали существующую племенную структуру, не давая ей ни развалиться под ударами кочевников, ни объединиться в единую силу, способную бросить вызов самому каганату. Это было время прагматичного подчинения, когда независимость приносилась в жертву безопасности и коммерческой выгоде.

Варяжские гастроли: от гостей с мечами до будущих хозяев

Если с юга на славянские земли давил прагматичный мир хазарской торговли, то с севера постоянно дул холодный ветер со стороны Балтики. Оттуда, со Скандинавского полуострова, на своих быстроходных драккарах прибывали ребята совершенно иного склада — варяги. В европейской истории они оставили о себе память как о безжалостных пиратах и завоевателях, но на востоке их роль была куда сложнее и многограннее. Изначально они были не столько завоевателями, сколько международными предпринимателями с мечами наголо. Их главным бизнес-проектом стал легендарный «путь из варяг в греки» — речная магистраль, пронизывающая всю Восточно-Европейскую равнину и соединявшая холодную Балтику с богатейшим городом мира, Константинополем. Славянские земли оказались прямо посреди этого транзитного коридора, и игнорировать этот факт было невозможно.

Поначалу варяги выступали в двух основных ипостасях. Во-первых, это были купцы. Они везли на юг то, что ценилось в Византии и на Востоке: меха, моржовую кость, янтарь и, конечно, самый ликвидный актив того времени — «живой товар», добытый в походах. Обратно они тащили византийское серебро, шёлк, вино, предметы роскоши. Во-вторых, они были профессиональными наёмниками, своего рода спецназом раннего Средневековья. Местные славянские вожди, которым нужно было решить спор с соседом или укрепить собственную власть, охотно нанимали варяжские дружины. Скандинавы были отлично вооружены, дисциплинированы и не имели никаких связей с местными кланами, что делало их идеальными инструментами в межплеменных разборках. Археология блестяще подтверждает эту картину. В таких ключевых точках, как Старая Ладога или огромное торгово-ремесленное поселение Гнёздово под Смоленском, культурные слои буквально нашпигованы скандинавскими артефактами. Археологи находят характерные фибулы-застёжки, амулеты в виде молоточков Тора, мечи с руническими надписями, лежащие вперемешку со славянской керамикой и местными украшениями. Это говорит не о тотальном завоевании, а о симбиозе, тесном контакте и совместной жизни. Варяги селились в славянских центрах, торговали, воевали по найму, женились на местных женщинах, постепенно ассимилируясь.

Однако отношения не всегда были безоблачными. «Повесть временных лет» рисует любопытную картину: в какой-то момент, до 862 года, варяги, видимо, перешли черту от партнёров к вымогателям и стали взимать дань со словен ильменских, кривичей и финно-угорских племён. Реакция была решительной: «и изгнаша варягов за море, и не даша им дани». Этот эпизод — ключевой для понимания дорюриковской эпохи. Он показывает, что славянские и финно-угорские племена Севера обладали достаточной силой и организацией, чтобы дать отпор зарвавшимся пришельцам. Власть варягов не была абсолютной; это был контракт, который можно было расторгнуть, если одна из сторон начинала злоупотреблять своим положением. Они были полезны как временные союзники и торговые партнёры, но попытка установить постоянное господство натолкнулась на жёсткий отпор. Этот опыт изгнания, однако, привёл к неожиданным последствиям. Избавившись от общего врага, племена, как это часто бывает, тут же вцепились друг в друга.

Северный союз: репетиция государственности

История с изгнанием варягов — это не просто локальная стычка. Судя по всему, это был результат деятельности крупного и сложного политического образования, которое историки условно называют Северной конфедерацией племён. Это ещё не государство, но уже и не хаотичное скопление родов. Это был мощный межплеменной союз, в который входили славянские племена словен и кривичей, а также финно-угорские — меря, весь и чудь. Что могло заставить столь разные народы, говорившие на разных языках и имевшие разные обычаи, объединиться? Ответ прост: общая угроза и общая выгода. Угрозой были варяги, чьи аппетиты росли, а выгодой — контроль над северным участком великого водного пути. Судя по летописному тексту, эта конфедерация обладала серьёзной военной силой и политической волей, достаточной, чтобы вышвырнуть профессиональных воинов-скандинавов обратно за море.

Во главе этого союза стояли, по-видимому, не единые монархи, а советы старейшин от каждого племени. Это была своего рода федерация, где каждое племя сохраняло свою внутреннюю автономию, но выступало единым фронтом по внешнеполитическим вопросам. Центрами этой конфедерации были крупные торгово-ремесленные и административные поселения, настоящие протогорода: Ладога — ворота на Балтику, будущее Рюриково городище близ Новгорода, Изборск и Полоцк у кривичей, Сарское городище у мери. Эти центры были узловыми точками на торговых путях, и именно контроль над ними давал союзу экономическую мощь. Новгородские легенды, записанные позже, сохранили имя одного из возможных лидеров этого объединения — старейшины Гостомысла. Историчность этой фигуры весьма сомнительна, и, скорее всего, он является собирательным образом мудрого правителя дорюриковской эпохи. Но сама легенда о нём важна: она отражает память о временах, когда славяне и финно-угры Севера управляли собой сами через своих избранных лидеров.

Однако триумф конфедерации был недолгим. Как только общая варяжская угроза исчезла, хрупкое единство начало трещать по швам. Летописец предельно точно описывает то, что последовало за изгнанием: «и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». Это классический сценарий распада временной коалиции. Внутренние противоречия, борьба за контроль над торговыми потоками и старые обиды вышли на первый план. Начался период хаоса, который угрожал разрушить всё, что было создано. И именно в этот момент старейшины союза принимают неординарное, но в тех условиях абсолютно логичное решение. Легендарная фраза, с которой послы обратились к варягам-руси, — «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами» — это не признание собственной неполноценности. Это констатация политического тупика. Племенные лидеры поняли, что не могут договориться между собой, и любой из них, кто попытается захватить верховную власть, лишь усугубит гражданскую войну. Единственным выходом было пригласить арбитра со стороны — нейтральную фигуру, обладающую достаточной военной силой, чтобы навести порядок, но при этом не связанную ни с одним из местных кланов. Призвание Рюрика было не актом отчаяния, а продуманным политическим ходом, своего рода договором, «рядом», на заключение услуг по управлению. Северная конфедерация, потерпев неудачу в попытке создать собственную устойчивую власть, решила нанять иностранного менеджера для решения этой задачи. Это была не сдача в рабство, а первая в истории Руси попытка построить государство на договорной основе.

Что расскажут черепки и чужие свитки

Летописи, написанные спустя два-три века после описываемых событий, — это бесценный, но всё же политически ангажированный источник. Монахи-книжники решали конкретную задачу: создать стройную и логичную историю правящей династии, ведущей своё начало от самого Рюрика. К счастью, у нас есть и другие, более беспристрастные свидетели той эпохи. Это археологические находки и записки иноземных путешественников. И они рисуют картину мира, который был куда сложнее и развитее, чем можно подумать, читая лишь о межплеменных усобицах. Археология последних десятилетий показала, что в VIII-IX веках по всей территории расселения восточных славян существовали десятки укреплённых поселений — городищ. Такие центры, как Рюриково городище (предшественник Новгорода), Гнёздово, Тимерёво под Ярославлем или Сарское городище, были не просто деревнями, обнесёнными частоколом. Это были настоящие протогорода, центры ремесла, международной торговли и средоточия власти местной элиты.

Раскопки этих поселений и их огромных языческих некрополей дают потрясающую информацию. Мы видим чёткое социальное расслоение. Одни погребения — скромные, с глиняным горшком и ножом. Другие — богатые камеры, где рядом с воином лежат престижный каролингский меч, украшения из византийского серебра, арабские дирхемы, весы для взвешивания драгоценных металлов и даже боевой конь. Это неопровержимо доказывает: задолго до прихода Рюрика у восточных славян уже сформировалась собственная знать — военная аристократия, которая контролировала торговлю, собирала дань с окрестных общинников и жила куда богаче своих соплеменников. Государства ещё не было, но общество уже было сложным и иерархичным.

Не менее ценны свидетельства со стороны. Арабские географы и путешественники IX-X веков, такие как Ибн Хордадбех, Аль-Масуди и Ибн Фадлан, бывавшие в Восточной Европе или собиравшие сведения о ней, ничего не знали о призвании варягов. Зато они много писали о народе «ар-Рус» и о «сакалиба» (славянах). В их представлении, это были два разных, хотя и тесно связанных народа. Русы описываются как воинственные купцы, контролирующие речные пути. Славяне же предстают народом оседлым, которому нередко приходилось испытывать на себе всю тяжесть воинственного соседства. Интересно, что арабские авторы упоминают о существовании у русов трёх крупных политических центров: Куябы (почти наверняка Киев), Славии (северный центр, ассоциируемый с районом Новгорода/Ладоги) и загадочной Артании, точное местоположение которой вызывает споры. Это полностью разрушает картину политического вакуума. Накануне 862 года на славянских землях существовало как минимум два, а то и три мощных, конкурирующих между собой центра силы. Призвание Рюрика в Ладогу или Новгород было лишь одним из эпизодов этой сложной политической игры, который в итоге оказался решающим. Основа для будущего государства уже была заложена трудами многих поколений. Рюрик и его потомки не строили на пустом месте — они пришли на подготовленную почву, сумев объединить существующие центры силы и подчинить себе местные элиты, создав из этого конгломерата племён и протогородов то, что мы сегодня называем Древней Русью.