Все, кто приходит в гости к барнаульцу Юрию Рождественскому, попадают в настоящий музей звука. В коллекции меломана 300 моделей аудиотехники советского времени. Почему хороши старые «японцы», в какие кассеты можно инвестировать, как выбрать аппарат для души – он рассказал altapress.ru. Осторожно: мы можем вызвать приступ ностальгии.
Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!
Не ретро, а воспоминания
«Я не коллекционер, а меломан. Так сложились обстоятельства, что количество техники разрослось до катастрофических объемов. Все от любви к музыке», - Юрий начинает экскурсию по своему собранию.
Вдоль стен трехкомнатной квартиры стоят стеллажи – изготовленные на заказ так, чтобы идеально разместить на полках основную часть коллекции. Пространство от пола и до потолка занимают бердские «Веги», саратовские «Волны», воронежские «Альпинисты», рижские VEF и «Мелодии» и многие другие.
Полок оказалось недостаточно: постепенно проигрыватели виниловых пластинок, катушек, кассет, а также радиолы и просто радиоприемники стали захватывать и балкон. Колонки меломан не собирает. Шутит: «Для них нужна еще одна квартира».
С аудиотехникой связана вся жизнь Юрия. На бабушкиной радиоле «Ригонда» в детстве слушал «Незнайку» и «Бременских музыкантов». Цоя и Deep Purple – на личном катушечном магнитофоне «Маяк-203», который позже, после поломки не смог выбросить. В коллекции остался и первый кассетный магнитофон семьи – новосибирская «Комета-225С-2», купленный в 1990-м.
Меломан вспоминает, как тогда по всему Барнаулу стояли ларьки звукозаписи, где под заказ переписывали музыку на кассеты. 90-минутные японские «самозаписки» с двумя альбомами стоили, как и те, что были в ассортименте, 25 рублей.
«Под заказ я брал старые альбомы 1970-80-х. В основном рок, вроде Twisted Sister и Suzi Quatro. С витрины покупал свежий Deep Purple и ZZ Top. А родители время от времени включали попсовые сборники. Войны за магнитофон не было – свое я слушал в наушниках», - вспоминает Юрий.
В 2012 году он задумался о том, чтобы пособирать советскую аппаратуру – в эпоху интернет-пиратства родственники и знакомые постоянно предлагали даром уже ненужную технику. Кроме того, на барахолке люди массово избавлялись от пережитков прошлого. Тогда за такую технику просили символические 100-200 рублей.
Сейчас ситуация изменилась. Из-за расхламлений на руках продавцов осталось мало интересной техники. Поэтому они стали просить «нереальные» цены.
У Юрия есть правило – не тратить на одну единицу более тысячи рублей. Получается, потому что рабочее состояние для него не важно. За реальную стоимость может купить редкий и интересный для него экземпляр, либо поменяться. Коллекция не всегда только расширяется: по возможности Юрий заменяет технику в плохом состоянии на образец, который сохранился лучше.
Меломан Юрий Рождественский и его коллекция аудиотехники.
Анна Зайкова
Меломан Юрий Рождественский и его коллекция аудиотехники.
Анна Зайкова
Меломан Юрий Рождественский и его коллекция аудиотехники.
Анна Зайкова
Глобус, колокол и «Каравелла»
Каждый экземпляр дышит явной, но неразгаданной историей. У одной из самых старых радиол в коллекции, пухлого «Рекорда-53» с изображением леса на панели, когда-то потеряли ручку. Тут же стоит «Рекорд-61». Его акустическую ткань кто-то нежно раскрасил цветными карандашами – легко можно принять за заводской дизайн.
По коллекции хорошо прослеживается, как громоздкие аппараты становились компактнее и получали новые функции. У «Волны» появились проигрыватели винила в виде маленьких чемоданчиков, которые могли работать на батарейках. Такие брали с собой на пляж.
Вот и советский магнитофон «Романтик-306» в милитари-дизайне – о его «неубиваемости» ходили те же анекдоты, что позже про Nokia 3310. На полу стоит транзисторная «Каравелла-201» – с виду обычный настенный шкафчик. Но внутри на крышке скрывается диск проигрывателя.
В коллекции есть комбинированное устройство «Романтика-115С» 1981 года. Проигрыватель пластинок плюс катушечный магнитофон со встроенным усилителем – практически диджейский пульт былых времен. Только подключай к колонкам – и можно сотрясать танцпол Дома культуры.
Явно от той же эпохи осталась светомузыка, которая раньше присоединялась к магнитофону и улавливала ритмы мелодий. Внутри - фонарь и некая шуршащая цветная бумага. Все еще можно даже регулировать оттенки.
А вот и катушечник «Олимп-004», который в середине 1980-х стоил как мотоцикл. Сохранился почти в идеальном состоянии. За такой, находящийся в рабочем состоянии, сейчас могут отдать 20-25 тыс. рублей. С наклеек на крышках других аппаратов на нас смотрят ГДРовские красавицы.
Совсем из этого ряда выбивается замаскированный под колокол бердский сувенирный радиоприемник. Его выпустили перед московской Олимпиадой- 1980. Поражает воображение прибалтийский радиоглобус. Чтобы сменить волну, шар нужно было крутить вокруг своей оси.
«У меня он потрепанный, но сейчас и в более плохом состоянии такой продают за тысячу рублей. А рабочие – за все 8 тыс., - говорит Юрий. – Бывают сувенирные приемники разных форм, например, в виде телевизоров со стационарными картинками природы».
В коробках спрятались карманные радиоприемники. Есть в коллекции и приемники для радиорозеток. «Сначала кухонными брезговал, а после в антикварном магазине выменял ненужные вазы на старенькую «Октаву» 1953-го», - говорит Юрий.
Свои трехпрограммные радиоточки и радиоприемники изготавливали и в Барнауле. Например, ламповый радиоприемник «Алтай», по формам и габаритам похожий на настольную электропечь, изготавливался относительно небольшой партией на радиозаводе с 1946 года. Подробной информации о нем в сети мало, и в коллекциях он почти не осел.
Любые исторические и технические сведения об аудиотехнике энтузиасты собирают по крупицам в интернет-энциклопедиях. Ищут их вместе с фотографиями в старых газетах и журналах.
Посмотреть фотогалерею на сайте.
80 изображений
Техника для души
Не на всей технике сейчас можно послушать музыку: чтобы поддерживать приборы в рабочем состоянии для профилактики их нужно время от времени включать. С такой большой домашней экспозицией это непросто – да и у меломана Юрия такой задачи нет. Свою коллекцию он воспринимает как срез истории, а чтобы слушать музыку у него есть отдельные любимые аппараты.
Сейчас это восстановленный японский виниловый проигрыватель Victor 1981 года компании JVC. Он подключен к японскому усилителю Kenwood, а далее – к двум советским колонкам, которые стоят параллельно друг другу в двух концах комнаты.
Когда Юрий ставит пластинку, без всякого треска под глубокие басы Boney M начинают петь Daddy Cool. Обязательно закрывает крышку: микровибрации могут действовать на иглу и влиять на качество звука. Дом не содрогается: меломан не любит, когда музыка играет громко.
«Классно японцы делали: ничего не гудит. Советское включаешь – сразу слышно, что работает», - говорит Юрий. Колонки он тоже хотел взять японские, но упустил момент. Пять-шесть лет назад хорошие стоили 40-60 тыс., а сейчас – 100-120 тыс. рублей.
Больше всего удовольствия от винила меломану приносит ощущение причастности к любимому исполнителю.
«Ты не просто скачал в интернете, а берешь в руки настоящее издание «тех лет». Прикасаешься к истории, которая действительно имеет отношение к исполнителю. Да и просто мое поколение привыкло держать музыку в руках», - объясняет он.
Впрочем, винил запускает не очень часто – и не только потому что пластинки изнашиваются. Для повседневного прослушивания есть CD. Любит погружаться в музыку, фоном слушает ее только в компании друзей. А по улице ходит без наушников – погружается в мысли.
Меломан Юрий Рождественский и его коллекция аудиотехники.
Анна Зайкова
Меломан Юрий Рождественский и его коллекция аудиотехники.
Анна Зайкова
Меломан Юрий Рождественский и его коллекция аудиотехники.
Анна Зайкова
Пластинки, CD и кассеты
В коллекции Юрия Рожественского - около 600 пластинок и 1,6 тыс. CD-дисков – избранных, самых-самых необходимых.
Есть несколько любопытных экземпляров «для истории»: Юрий полагал, что сможет организовать музей. После передумал: опыт коллекционеров показал, что в этом деле не обойтись без постоянной спонсорской поддержки.
Но от музейных образцов меломан не избавился. Так, мы увидели пластинку с нанесенным на нее изображением – такие называют Picture Disc. Например, для «Бурановских бабушек» делали издание с ярким орнаментом и фотографиями участниц.
Юрий говорит, что из-за особенностей изготовления качество звука у нее, как и у разноцветных пластинок с «брызгами», хуже, чем у обычных, черных. Подобные нередко вешают на стену как декор.
Есть образцы маленьких пластинок со звуковыми письмами – такие предлагали записать на курортах на заказ. Чаще всего это была просто песня, но иногда и настоящее аудиопослание. «Технология, правда, была чуть ли не одноразовая. Пробовал прокрутить такую – все сильно трещит, ничего интересного», - говорит Юрий.
Выпускали и гибкие пластинки-вкладыши в журналах – звукоиллюстрации. И для транспортировки удобно, и стоимость изготовления была невысокой. Но качество также оставляло желать лучшего.
Другая примета советского времени – гибкие пластинки, где на одной стороне записана звезда мировой величины, а на другой – более-менее известный отечественный артист или ансамбль. Например, «Мелодия» однажды выпустила на гибкой пластинке Boney M. с прибалтийской группой «Апельсин».
Меломан Юрий Рождественский и его коллекция аудиотехники.
Анна Зайкова
Меломан Юрий Рождественский и его коллекция аудиотехники.
Анна Зайкова
Меломан Юрий Рождественский и его коллекция аудиотехники.
Анна Зайкова
Как выбрать виниловый проигрыватель
Для души лучше выбирать продвинутые модели. Первая цифра в странных названиях «335» и «235» обычно означает класс. Чем она меньше, тем у аппарата более качественные технические характеристики и, соответственно, лучше звук. Например, до того, как перейти к «японцу», Юрий слушал «Вегу- 110» - то есть, «аппарат» первого класса.
Кроме этого, у проигрывателей винила есть разные типы головок. Ранние и низкоклассные модели «грубоваты». То же самое относится к современным недорогим проигрывателям. Хорошие, фирменные пластинки Юрий советует на них не губить – все равно качественного звука не дадут.
Перед прослушиванием пластинки нужно протирать от пыли – подойдет платок из микрофибры для очков. Если этого не сделать, игла будет вдавливать пылинки в винил, и со временем в звуке появятся щелчки.
И лучше включать аппарат для профилактики почаще: застой влияет на скорость. Если без работы пересохнет конденсатор, она начнет «плавать».
«Нужно слушать любимую музыку на том, что нравится, пробовать разную технику и не озадачивать себя лишними проблемами», - говорит Юрий.
Цены
2,5 тыс. рублей – средняя минимальная стоимость фирменной пластинки в Барнауле.
«Из-за сравнительно небольших объемов производства современные пластинки не могут дешево стоить. Тиражи уже не выпускают миллионными экземплярами. Из-за того, что дорожают новоделы, стали подниматься цены и на старые», - говорит Юрий.
Меломан Юрий Рождественский и его коллекция аудиотехники.
Анна Зайкова
Меломан Юрий Рождественский и его коллекция аудиотехники.
Анна Зайкова
Меломан Юрий Рождественский и его коллекция аудиотехники.
Анна Зайкова
Что еще есть в коллекции
«Инвестиционные» чистые кассеты
- Коллекционеры стали собирать чистые запечатанные кассеты – цены из-за редкости растут. В том числе и на китайские с «плохой» лентой, сейчас их стартовая цена – от 200 рублей.
У меня есть Sony, BASF, TDK, цены на которые поднимаются день ото дня. Кассету четвертого типа с металлическим порошком на пленке я покупал когда-то за 350 рублей. Теперь ее рыночная цена доходит до нескольких тысяч.
CD
- Самый дорогой сердцу CD? Американской группы Righteous Pigs. У них всего два альбома – 1989 и 1990 года. Я купил их переиздание 2008 года за 3,2 тыс. рублей – оба альбома на одном диске, просто чтобы себя порадовать.
Давно хотел единственный альбом проекта немецких музыкальных журналистов Randalica. Во времена видеокассет ходили их клипы. Он в интернете толком не был, с трудом нашли оцифровку в MP3 не очень хорошего качества и сокращенную на одну песню. После нашел через московских товарищей CD. Система такая: проверенным ребятам даю информацию, что нужно. Они называют цену, если согласен – достают.
Журналы
- В электронном виде у меня, пожалуй, есть почти все, что можно в интернете по музыкальной прессе и книгам найти. Как-то нужно было сделать подборку электронных изданий по русскому року – вышло четыре флешки по 16 ГБ. А зарубежных источников вообще огромные объемы.
За «бумагой» специально не гоняюсь. Есть подборка музыкальных журналов, которым лет 20, они уже чуть ли не коллекционными считаются.