Ни для кого не секрет, что на протяжении всей своей истории завод АвтоВАЗ из Тольятти получал поддержку от государства. Иногда в форме прямой финансовой помощи. Например, в прошлом году была новость о том, что предприятие получило 7 миллиардов рублей из Фонда развития промышленности.
Кроме того, АвтоВАЗ участвует и в программе льготного кредитования для покупателей. Понятное дело, что в ней может участвовать не только автозавод с берегов Волги, но и другие предприятия.
Самое главное — набрать нужное количество баллов по локализации. Но мы же понимаем, что у АвтоВАЗа априори будет максимальное количество баллов по сравнению с конкурентами.
Чтобы любой китайской марке догнать или перегнать Волжский автозавод, ей нужно не просто построить на территории РФ своё предприятие, но и построить ещё с десяток заводов, где будут выпускать, моторы, коробки и даже уплотнительные резинки.
Вот тогда какой-то китайский производитель сможет догнать по уровню локализации АвтоВАЗ. Но мы же понимаем, что с вероятностью в 99% никто из них такое мероприятие потянуть не сможет.
Да и есть ли в этом смысл? Когда из Китая те же резинки привезти дешевле. А ещё дешевле прямо там их и поставить.
Единственный прецедент — Haval. У них под Тулой целой производственный кластер. А не какой-то один заводик в здании бывшего склада.
Но чтобы вы думали? Даже со своим производственным кластером Haval не сумел набрать достаточное количество баллов по локализации и пролетел мимо программы льготного кредитования.
Вот и получается, что среди популярных и относительно бюджетных моделей только машины АвтоВАЗа имеют такое преимущество, как льготы.
Наконец, переходим к третьему и одному из самых главных преимуществ завода из Тольятти. Это возможность компенсировать утилизационный сбор.
Здесь даже и обсуждать нечего. Потому что уже со следующего года в цене каждой привозной иномарки будет около 800 тысяч рублей «утиля». То есть, фактически одна Лада Гранта.
Купил иномарку, заплатил налог в виде Гранты.
Вот и казалось бы, что с такой поддержкой и заботой об АвтоВАЗе со стороны государства, у китайских брендов попросту нет никаких шансов против конкурента из самарской области.
Но нет, у них не просто есть шансы. Если посмотреть на складывающуюся ситуацию, то они соперничают на равных, и даже зажимают АвтоВАЗ в тиски. Особенно успешно это получается делать у одной конкретной китайской корпорации.
У какой? Конечно же у Chery.
Вам нравится контент на моём канале? Теперь у вас есть возможность поблагодарить автора и отправить немного монет на чай. 50 рублей, 100 рублей или любую другую сумму. Спасибо!
Как Chery начинает обыгрывать АвтоВАЗ у него же дома?
Начнём с производственных планов. Как сообщает портал Drom, исходя из рыночной ситуации, в следующем 2026 году АвтоВАЗ собирается выпустить 350 000 автомобилей.
По крайней мере, на такие объёмы завод ориентирует своих поставщиков.
А вот производственный план Chery составляет 400 000 единиц. И только в России, разумеется. Самое смешное, что машины под самой маркой Chery вообще в РФ выпускаться никогда не будут. Скорее всего.
Зато будут под брендом Tenet, Jaecoo или уже Jeland, Omoda, Exeed и так далее. Chery не просто создаёт в России свои дочерние марки со скоростью конвейера. Они ещё и переименовывают их чуть ли не раз в 1-2 года.
Наверное, чтобы всех запутать. В том числе и западную общественность. А нужно это, чтобы избежать даже теоретической опасности от санкций. Как никак, не Россией единой.
Например, Chery – это очень популярная марка в Мексике. Только там они называются Chirey.
Но давайте о главном. Я веду к тому, что расплодив в России множество своих брендов Chery идёт к тому, чтобы оставить российским покупателям выбор без выбора.
Ты можешь купить Tenet, можешь Omoda или Kaiyi. Но фактически ты всё равно купишь Chery.
Больше заводов больших и разных
Помимо активного размножения своих дочерних марок, Chery ещё активно заходит на опустевшие после ухода европейцев и корейцев с японцами, российские автозаводы.
Самым главным для себя предприятием они выбрали бывший Фольксваген в Калуге. Теперь там собирают Tenet.
Кроме того, есть ещё бывшая площадка Hyundai под Петербургом. Там производят то ли Jaecoo, то ли Jeland, что в сущности одно и тоже.
Кроме того, есть следы Chery и в Калининграде на «Автоторе». С конвейера самого западного автозавода России выезжает Jetour. А ещё немного Kaiyi по востребованности.
И это только то, что я сейчас бегло вспомнил. Возможно Chery ещё куда-то успела зайти, а я это не заметил. Однако один гигантский завод под Калугой уже многого стоит.
В разных весовых категориях
В конце концов, сравнивать Chery и АвтоВАЗ, как соперников по бизнесу, навряд ли стоит. Китайская компания — это гигант с выручкой в 300 миллиардов юаней или 42 миллиарда долларов за 2023 год, например.
И этот гигант, как и другие крупные китайские производители, может позволить себе субсидировать продажи своих машин в России.
А вы думали, что рассрочки под 0,01% у китайцев из воздуха берутся?
И если Минпромторг действительно упростит требования по локализации для компенсации «утиля», то Chery или уже Tenet сможет продаваться в России без этого сбора. На равных с АвтоВАЗом.
Как думаете, кто победит? И не будем забывать о том, что у Haval, Changan и Geely на Россию тоже свои планы. Например, белорусский бренд Belgee (связан с Geely) прямо говорит о том, что хочет быть в России вторым после АвтоВАЗа.
Вот такие дела. Нас ожидает крайне интересная заварушка.
Что скажете, товарищи? Как думаете, АвтоВАЗ сможет удержать свою гегемонию на рынке России?
Давайте обсудим в комментариях. Жду ваших мнений.
Советую посмотреть:
Технологический суверенитет российского автопрома — возможен ли он? Одна из главных тем ВЭФ-2025
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.