Найти в Дзене
С Богом по жизни

Как мы узнаём об Иисусе?

Вследствие скудости данных об Иисусе из языческих и иудейских источников большая часть того, что мы можем узнать о Нем, черпается в новозаветных Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждый из этих четверых авторов представил свой портрет Иисуса, который не только обеспечивает нас информацией о том, кем Он был и что Он сделал, но также объясняет Его значение и характеризует Его разнообразными способами. Именно поэтому нам даны четыре евангельских повествования, а не одно, и именно поэтому они разные. Евангелие от Матфея было написано, главным образом, для иудейской аудитории, и поэтому в нем Иисус представлен как Мессия Израиля. Матфей начинает свою книгу генеалогией Иисуса из сорока двух поколений, доказывая Его происхождение от Давида. Это важно, так как ожидалось, что Мессия будет «сыном», то есть потомком, Давида. Автор также часто ссылается на ветхозаветные тексты, показывая, что они «исполнились» в Иисусе. Книга изображает Иисуса своего рода «новым Моисеем», великим Законод
Оглавление

Вследствие скудости данных об Иисусе из языческих и иудейских источников большая часть того, что мы можем узнать о Нем, черпается в новозаветных Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждый из этих четверых авторов представил свой портрет Иисуса, который не только обеспечивает нас информацией о том, кем Он был и что Он сделал, но также объясняет Его значение и характеризует Его разнообразными способами. Именно поэтому нам даны четыре евангельских повествования, а не одно, и именно поэтому они разные.

ЧТО МЫ МОЖЕМ УЗНАТЬ ИЗ ЕВАНГЕЛИЙ?

От Матфея

Евангелие от Матфея было написано, главным образом, для иудейской аудитории, и поэтому в нем Иисус представлен как Мессия Израиля. Матфей начинает свою книгу генеалогией Иисуса из сорока двух поколений, доказывая Его происхождение от Давида. Это важно, так как ожидалось, что Мессия будет «сыном», то есть потомком, Давида. Автор также часто ссылается на ветхозаветные тексты, показывая, что они «исполнились» в Иисусе. Книга изображает Иисуса своего рода «новым Моисеем», великим Законодателем и Учителем Израиля.

Евангелие от Матфея состоит из пяти больших проповедей (гл. 5—7; 10; 13; 18; 24—25), которые чередуются с авторским повествованием. Эти проповеди содержат большую часть учений Иисуса в Евангелии от Матфея. Ученые видят в них символический образ «Пяти книг Моисея» (Пятикнижие: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), с которых начинается Ветхий Завет. Как Моисей взошел на гору Синай, чтобы получить закон из рук Бога, так и Иисус взошел на гору, чтобы прочитать Свою Нагорную проповедь (гл. 5—7), в которой очень многое относилось к закону Моисея. Иудейские читатели Матфея должны были хорошо понимать то, о чем он писал.

От Марка

С другой стороны, Евангелие от Марка, очевидно, предназначалось главным образом для язычников (не иудеев). В отличие от Матфея, Марк при использовании иудейских терминов или упоминании иудейских обычаев всегда сопровождал их определениями или пояснениями, предполагая, что иначе его читатели не поймут, о чем он пишет (см., например, Мк. 7:1-4, 11). Так как римляне особенно уважали силу, Марк представил Иисуса могущественным, творящим чудеса Сыном Бога. Он назвал Его «Сыном Божьим» уже в самых первых стихах своего Евангелия. Заканчивая повествование, он пишет, что римлянин, отвечавший за распятие, сказал: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39). А в середине все было направлено на то, чтобы подчеркнуть эту мысль.

В то время как Матфей представил значительную часть учения Иисуса, Марк сосредоточился на Его делах, записав семнадцать чудес и только четыре притчи. Соответственно, в его повествовании имеются многочисленные эпизоды, когда Иисус изгонял злых духов; из этой же категории было и первое записанное им чудо (Мк. 1:23-26). Чтобы усилить ощущение действия, Марк в своем Евангелии более сорока раз использовал слово эутис. Два раза оно переводится как «вскоре», два раза — «немедленно», один раз — «в то же время», один раз — «как скоро» (в значении «как только»), и во всех остальных случаях — «тотчас», то есть «сразу же». Это греческое слово явно несет в себе значение незамедлительного действия, усиливающее акцент Марка на том, что Иисус творил великие деяния.

От Луки

Евангелие от Луки — единственное Евангелие, написанное язычником; действительно, Лука был единственным не иудеем из всех авторов Нового Завета. Он показал, что Иисус это «благая весть» (значение слова «евангелие») для всего человечества — как иудеев, так и язычников, и особенно для изгоев общества. Для этого он изобразил Иисуса исцеляющим и спасающим тех, кто занимал самое низкое положение в иудейском обществе: бедных, прокаженных, мытарей, женщин и даже самарян — сегмент, возможно, наиболее презираемый Его иудейскими современниками. Из всех евангелистов Лука приложил наибольшие усилия для того, чтобы описать Иисуса в конкретной исторической обстановке (хотя ни один из них не игнорировал этот аспект Его жизни). Например, из пролога в Евангелии от Луки (Лк. 1:1-4) мы узнаём, что автор хорошо подготовился к своему труду, прочитав повествования об Иисусе, написанные другими, и проконсультировавшись с очевидцами (каковым он сам не являлся). В Лк. 3:1, 2 содержится примечательная историческая справка, указывающая на точное время появления в обществе и начала служения Иоанна Крестителя (соответственно, и Иисуса). Для древних это была очень точная датировка деятельности Иисуса. Лука был единственным евангелистом, назвавшим римского императора по имени. Он также достаточно подробно рассказал о тех днях из жизни Иисуса, которые не были освещены в других Евангелиях: это «описание путешествия» (гл. 9—19) — рассказ о том, как Иисус покинул Галилею и в последний раз отправился в Иерусалим, где Его ждала казнь через распятие. В этом разделе снова проявляется вообще характерная для Луки манера: показать неизменную направленность как учения Иисуса, так и Его действий, на слабых и беззащитных.

Евангелия от Матфея, Марка и Луки принято объединять под названием «синоптические Евангелия». Их так называют потому, что они, рассказывая историю Иисуса, следуют одному основному плану. Слово «синоптический» состоит из греческих слов, означающих «видеть одинаково».

От Иоанна

Евангелие Иоанна представляет Иисуса «Словом» (Логос) Бога (Ин. 1:1); через Него Бог открыл Свою истинную природу и волю. В этом Евангелии не уделяется так много места рассказу о деяниях Иисуса, как в синоптических Евангелиях (например, в нем нет описаний изгнания Иисусом бесов); это, скорее, трактовка того, кем был Иисус, — в первую очередь, через цитирование речей Самого Иисуса. В отличие от синоптических Евангелий, Евангелие от Иоанна построено более тематически, нежели хронологически; поэтому иногда трудно сопоставить его материал с тем, что находится в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. В Евангелии от Иоанна конкретно выражена преследуемая цель: привести читателя к вере во Христа, и это единственное Евангелие, которое обращается непосредственно к своему читателю, используя личное местоимение «вы». «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге этой. Это же написано, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:30–31).

Еще одна отличительная черта Евангелия от Иоанна состоит в том, что в этой книге открыто заявляется о личности Иисуса. В отличие от синоптических Евангелий, в которых Иисус как будто держит в секрете Свое мессианство, Иоанн цитирует открытые высказывания Иисуса о том, что Он и есть Мессия. Вероятно, это так потому, что действие в Евангелии от Иоанна по большей части происходит неподалеку от или в самом Иерусалиме, где Иисус находился в состоянии конфликта с облеченными властью ревнителями иудаизма. Большая часть действия в трех других Евангелиях сосредоточена в Галилее, где Иисусу приходилось следить за тем, чтобы люди, неправильно понимавшие Его роль Мессии, не подняли «мессианское восстание».

Цель всех четырех Евангелий состояла отнюдь не в том, чтобы дать полное описание «жизни Иисуса». Это следует из того, чего авторы не упомянули, говоря о жизни Иисуса. В современной биографии какой-либо выдающейся личности мы ожидаем найти информацию о начале жизни человека, его образовании и интересах. Евангелия, наоборот, рассказывают нам, главным образом, о трех последних годах жизни Иисуса. Главное внимание уделяется последней неделе, особенно Его смерти и воскресению. Из-за этого акцента на событиях последней недели жизни Иисуса Евангелия иногда называют «Описанием страстей Христовых с длинным вступлением». В частности, эти события занимают последние восемь из двадцати восьми глав Евангелия от Матфея, шесть из шестнадцати глав Евангелия от Марка, последние пять с половиной из двадцати четырех глав Евангелия от Луки и целиком вторую половину Евангелия от Иоанна (гл. 12—21). Ясно, какие моменты из жизни Иисуса авторы считали самыми важными. Только в одном из Евангелий, от Луки, упоминается хоть что-то из детства Иисуса, и то всего лишь один краткий эпизод, когда Ему было двенадцать лет (Лк. 2:41-52). В остальном же ранние годы жизни Иисуса (от двух лет до тридцати) Евангелия обходят полным молчанием.

В Евангелиях мы не найдем ответы на многие наши вопросы, но они и не предназначены для того, чтобы удовлетворить наше любопытство. Их цель — рассказать нам самые важные истины об Иисусе: кем Он был, что Он делал и чего Он достиг Своей жизнью, смертью и воскресением. Без Евангелий мы бы практически ничего не знали об Иисусе.

МОЖЕМ ЛИ МЫ ДОВЕРЯТЬ ЭТИМ ИСТОЧНИКАМ?

Вопрос достоверности в отношении авторов Евангелий (больше, чем в отношении языческих историков вроде Светония и Тацита) поднимается потому, что теперь речь идет о чисто христианской литературе. Можно ли верить Евангелиям? Можно ли считать, что они содержат достоверную историческую информацию об Иисусе, или же они, как заявляют многие, являются просто необъективными религиозными документами, не имеющими никакой исторической ценности? На этот большой, сложный вопрос наилучшим образом ответили выдающиеся историки, но нам все же необходимо высказать несколько важных мыслей.

Почему так много людей подвергают сомнению достоверность Евангелий? Много причин можно привести, но вот основные из них.

Некоторых смущает тот факт, что Евангелия были написаны христианами. Они заключают, что эти авторы не могли быть объективными, когда писали об Иисусе. Это может показаться справедливым замечанием, но давайте разберем его более тщательно. Конечно, возможно, что Матфей, Марк, Лука и Иоанн пытались убедить доверчивых читателей поверить в историю, которую они сами выдумали или исказили. Вспомните, однако, что мы должны спрашивать, что является наиболее вероятным, а не просто возможным. Представляется маловероятным, что Евангелия были написаны для того, чтобы обмануть нас.

Если все, что написано в них, выдумка, то удивительно, что авторы Евангелий включили в свои повествования некоторые из содержащихся в них идей. (1) Возьмите хотя бы историю рождения от девственницы (это сообщение мы находим только в Мф. 1 и Лк. 1). Хотя она значительно отличается от языческих мифов, в которых боги сожительствовали с земными женщинами, на поверхности кажется, что все ужасно похоже, и одно упоминание о таком чудесном зачатии и рождении является камнем преткновения для многих людей. Зачем было Матфею и Луке писать об этом, если они знали, что это неправда? (2) А как насчет крещения Иисуса Иоанном Крестителем? Крещение Иоанна было «крещением покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4), однако Иисус настоял на том, чтобы креститься от него (Мф. 3:14, 15), хотя Новый Завет неизменно говорит, что Иисус был безгрешен (см., например, 2 Кор. 5:21; Евр. 4:15; 1 Пет. 2:22). Зачем было авторам придумывать истории, которые провоцируют такие сложные вопросы, что их до сих пор обсуждают ученые и богословы? (3) Зачем они включили смущающие истории о том, что ученики не могли поверить в то, кем был Иисус, и об их ссорах между собой? Если евангелисты были так честны в этих проблематичных и потенциально смущающих деталях, не указывает ли это на вероятность того, что они рассказали правду также и в других случаях?

Почему надо непременно считать, что если четыре Евангелия были написаны христианами, то они не могут содержать истину? Странное предположение. Это то же самое, как сказать, что для выяснения фактов какого-либо исторического события необходимо поговорить с тем, кто не участвовал в этом событии и кого вообще не интересует данная тема! Если бы вы хотели узнать, что было в Крокус Сити Холле 22 марта 2024 г., пришла бы вам в голову мысль, что единственный способ узнать факты — это поговорить с тем, кто там не был? Разве не разумнее было бы поговорить с очевидцами или с теми, кто разговаривал с очевидцами? Именно так обстоит дело с Евангелиями.

Еще одна причина, по которой некоторые подвергают сомнению достоверность Евангелий, связана со временем, прошедшим между событиями жизни Иисуса и их написанием. Большинство ученых полагает, что самое раннее, когда они, вероятно, были написаны, — это через сорок-семьдесят лет после смерти Иисуса (70–100 гг. н.э., хотя некоторые ученые называют дату на тридцать лет раньше). Скептики говорят, что в этот период рассказ должен был претерпеть значительное «развитие», приведшее к более мифологическому портрету Иисуса, чем было на самом деле. В случае Евангелий используется стандарт, который ни к каким другим документам древности не применяется. Никто, кажется, не подвергает сомнению древние сообщения о Юлии Цезаре и других известных людях того периода, однако мы о них узнаём из документов, написанных приблизительно с таким же разрывом во времени, как и в случае с Евангелиями. Кроме того, у нас есть источник, еще больше приближенный к непосредственным событиям по времени, чем Евангелия: это послания апостола Павла, которые подтверждают многое из того, что написано в Евангелиях. Павел начал писать свои послания в конце 40-х годов I века, что приблизительно на двадцать лет раньше, чем датировка самого раннего из Евангелий. Он подтвердил, что люди верили в божественную природу Иисуса и в Его смерть и воскресение. Если Его историю приукрасили, то это случилось в значительно более короткие сроки, нежели сорок лет. А это означает, что были еще живы люди, которые видели и слышали Иисуса. Если бы то, что говорили Павел, Матфей, Марк, Лука и Иоанн, было ложью, то им было бы очень трудно убедить в этом живых свидетелей истины!

Некоторые подвергают сомнению достоверность Евангелий, говоря: «Разве нет противоречий в самих Евангелиях»? Ответ зависит от того, что имеется в виду под словом «противоречие». Достаточно часто в двух Евангелиях аналогичные слова Иисуса записаны по-разному, но это лишь показывает, что авторы не копировали рабски слова друг друга, чтобы их повествования слово в слово повторяли друг друга. (Разве не вызвало бы подозрения, если бы все четыре Евангелия совпадали во всех деталях?) Некоторые исторические вопросы, затронутые в Евангелиях, нелегко объяснить. Например, в Лк. 2:2 говорится, что Иисус родился в Вифлееме (а не в родном городе Своих родителей Назарете) из-за переписи, которая проходила, когда Квириний был правителем Сирии. Однако, согласно Иосифу Флавию, Квириний был правителем позже (6–9 гг. н.э.) и тогда провел перепись. Было бы странно для такого скрупулезного историка, каким был Лука, допустить такую грубую ошибку, поэтому некоторые считают, что Квириний был правителем Сирии и раньше; но этому нет убедительных свидетельств. Подобные «противоречия» (которые могут иметь вполне веские объяснения, но просто мы не располагаем достаточной исторической информацией) никоим образом не влияют на весть Евангелий относительно того, кто такой Иисус и что Он делал на земле. Тот факт, что люди поднимают эти вопросы в качестве возражения насчет достоверности Евангелий, показывает, что фактически против них возразить нечего.

Возражения против достоверности Евангелий основаны на допущениях, которые при внимательном рассмотрении оказываются несправедливыми и нереалистичными. Одно допущение состоит в том, что первые христиане знали, что вся история об Иисусе или ее большая часть была выдумана, но все равно приняли ее, а затем старались убедить в ее истинности других. По другому предположению, они были обмануты апостолами и другими руководителями церкви. Почему люди думают, что они были либо такими наивными, либо такими нечестными? Ведь это совершенно не вяжется с тем, что мы знаем о них. Вспомните заявление Плиния об их моральном облике и тот факт, что все апостолы, за исключением Иоанна, были казнены за проповедь о том, что Иисус был Сыном Божьим, который был распят и воскрес из мертвых. Если верить скептикам, они знали, что проповедуют ложь. Насколько такое вероятно?

Рассматривая причины, по которым некоторые так скептически настроены к четырем Евангелиям, нужно признать один факт: некоторые люди просто имеют предубеждение против всего сверхъестественного и чудесного. Они заранее решили, что ничего подобного не может быть; поэтому, читая о том, что Иисус был Сыном Божьим и творил чудеса, они автоматически принимают, что это не может быть правдой, и начинают искать альтернативные объяснения. Они предрасположены к неверию.

-2

ЧТО МЫ МОЖЕМ УЗНАТЬ ИЗ НОВОГО ЗАВЕТА, ПОМИМО ЕВАНГЕЛИЙ?

Четыре Евангелия Нового Завета играют первостепенную роль в получении информации об Иисусе. Однако нам не следует упускать из виду тот факт, что весь остальной Новый Завет тоже предоставляет информацию о Нем.

Особенно важны письма Павла. Новый Завет содержит тринадцать посланий, приписываемых Павлу. Эти письма написаны в период примерно с 49 по 65 гг. Как отмечалось выше, это означает, что, исходя из обычной датировки Евангелий (в целом, 50–100 гг.), все послания Павла могли быть написаны раньше любого Евангелия. Книги в Новом Завете идут в логическом, а не хронологическом порядке. Евангелия помещены в начало не потому, что они были написаны раньше всех книг Нового Завета, а потому, что остальные новозаветные документы исходят из рассказанного в них.

Поскольку письма Павла были документами, в которых содержались наставления и способы решения проблем, Павел много не говорил о жизни Иисуса, исходя из того, что это его читателям уже было известно. Но его сочинения содержат сведения об Иисусе, которые христиане, как правило, знали и в которые верили через двадцать-тридцать лет после Него.

Хотя Павел не пересыпал свои послания ссылками на события жизни Иисуса или цитатами из Его изречений, это не означает, что он не знал или замалчивал их. Например, Павел упомянул, что Иисус был потомком Авраама (Гал. 3:16) — что Он был «Сыном» (то есть потомком) Давида (Рим. 1:3), который «родился от женщины». Он показал, что Иисус жил под иудейским законом (Гал. 4:4) и что Он принимал все группы людей (Рим. 15:5-7), живя в уничижении и служении (Фил. 2:7, 8). Павел отметил, что у Иисуса был брат по имени Иаков и другие братья (Гал. 1:19; 1 Кор. 9:5). Он рассказал о том, как оскорбляли Иисуса и как жестоко обращались с Ним (Рим. 15:3), и о том, как Он установил Господню вечерю в ночь предательства (1 Кор. 11:2, 23-25). Еще он сказал, что Иисус предстал перед Пилатом (1 Тим. 6:13), что иудеи приложили руку к Его смерти (1 Фес. 2:14, 15) и что Он был погребен, но на третий день воскрес и после Своего воскресения явился многим (1 Кор. 15:4-8). Эти детали сообщались между прочим, то есть Павел специально не старался пересказывать историю Иисуса. Из этого следует, что он знал больше, чем писал, но не видел нужды в том, чтобы рассказать больше. Кроме того, все эти детали были (позднее) подтверждены Евангелиями без преувеличения или искажения.

Помимо знания жизни Иисуса, Павел также был явно знаком со многими, если не со всеми, учениями Иисуса. Мы уже говорили о повторении им слов Иисуса во время тайной вечери (1 Кор. 11:23-25; см. Мф. 26:26-29). Кроме того, Павел знал мысли Иисуса по поводу развода и повторного брака (1 Кор. 7:10, 11; см. Мк. 10:2-12). Он процитировал Его учение о том, что трудящийся достоин своей заработной платы (1 Кор. 9:14; см. Мф. 10:10), и повторил слова Иисуса о том, что вся пища чистая (1 Кор. 10:27; см. Мк. 7:18-20). Павел основывал свое учение об уплате налогов на том, что сказал Иисус по этому же вопросу (Рим. 13:7; см. Лк. 20:25); он воспользовался образным строем речи Иисуса, сказав, что Его возвращение будет таким же непредсказуемым, как приходит «вор ночью» (1 Фес. 5:2-5; см. Мф. 24:36-44); и он повторил многие этические поучения Иисуса из Нагорной проповеди (Рим. 12:9—13:10; см. Мф. 5:43—7:12).

Поэтому говорить, что Павел не знал многого об Иисусе, значит признать, что говорящий такое сам мало что знает о Павле! Большинство из названных ссылок на писания Павла взяты из писем, подлинность которых не оспаривается никем. Павел не добавил информации об Иисусе, поскольку то, что он сказал, повторяется в Евангелиях, но он подтвердил, что сказанное в этих более поздних документах было уже хорошо известно христианам.

Иногда люди спрашивают: «Как Павел узнал об Иисусе?» Действительно, он не был одним из «Двенадцати», путешествовавших вместе с Иисусом и знавших Его лично. (По крайней мере, у нас нет свидетельств о каких-либо личных контактах, хотя подобное не является исторически невозможным, так как Иисус и Павел были современниками). Информацию Павел мог получить из трех источников. (1) В Гал. 1:18, 19 Павел говорит, что лично общался с теми, кто видел Иисуса, в частности с Петром и Иаковом, братом Иисуса. Несомненно, одной из главных тем их разговора в подобном случае должно было быть то, что Иисус делал и о чем говорил. (2) До написания Евангелий притчи и изречения Иисуса передавались из уст в уста («устная традиция»). Весьма вероятно, что существовала практика, когда каждого новообращенного учитель знакомил со всей устной традицией, какую знал сам; Павел вряд ли был исключением. (3) Сам Павел заявлял, что евангелие получил через божественное откровение, а не через человеческих посредников (Гал. 1:11, 12, 16; 1 Кор. 11:23; 15:3). Это не означает, что он все узнал таким способом, и не исключает двух других источников его информации. Это только говорит о том, что он считал, что суть своей вести он почерпнул непосредственно от Самого Бога. Даже если отбросить вероятность божественного откровения, у Павла было много возможностей узнать истины, которые он возвещал об Иисусе.

Хотя Павел, будучи самым ранним, является и самым важным, наряду с авторами Евангелий, новозаветным источником информации об Иисусе, другие новозаветные авторы также были важными свидетелями Иисуса. Петр, Иоанн и Иаков непосредственно общались с Иисусом. В Книге деяний апостолов, написанной Лукой, представлена картина приблизительно первых тридцати лет движения, начатого Иисусом, — деятельности церкви. (Это должно быть принято во внимание как исторический факт). Хотя каждое из этих писем уникально, все они подтверждают реальность человека, известного как Иисус из Назарета.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

В итоге остается следующий исторический факт: наши главные источники информации об Иисусе — четыре Евангелия, включенные в Новый Завет. Если не доверять им, то мы очень мало можем узнать об Иисусе. Если они заслуживают доверия, что представляется в высшей степени вероятным, то в таком случае мы можем узнать об Иисусе много, хотя не настолько, насколько нам бы, возможно, хотелось. Дополнительные источники полезны, но главным образом потому, что они удостоверяют, что Иисус жил, и подтверждают основное содержание истории, изложенной в Евангелиях. Даже весь остальной Новый Завет мало что добавляет к нашим данным об Иисусе, но он показывает, что другие авторы, некоторые из которых писали раньше, чем были написаны Евангелия, верили в то же и учили тому же.

Новый Завет представил нам документ, записанный в четырех вариантах. Это действительно убедительный документ. Не верьте мне на слово. Прочитайте Евангелия сами!

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн