Мы подошли к третьему изложению Евангелия — монографии, которую называют самой прекрасной из всех когда-либо написанных книг. (См. также Евангелие от Матфея и Евангелие от Марка).
Автор книги
Автор Евангелия от Луки в самой книге не указан, но большинство сходится на том, что это Лука, “врач возлюбленный” (Кол. 4:14).
Человек, написавший Евангелие от Луки, написал также и книгу Деяний (ср. Лк. 1:1-4 и Деян. 1:1). По всей видимости, эти две книги были задуманы как два тома одного произведения. Если считать по объему, то автор Евангелия от Луки и Деяний внес самый большой вклад в Новый Завет. Из книги “Деяния апостолов” мы узнаем, что ее автор часто путешествовал с апостолом Павлом (см. Деян. 16:10; 20:5; 21:1). Из числа возможных авторов можно исключить всех известных спутников Павла, кроме Луки. Тот вывод, что д-р Лука является автором Евангелия от Луки и Деяний, согласуется с самыми ранними (невдохновенными) преданиями церкви.
Кто же такой Лука? У него греческое имя; скорее всего, по происхождению он был греком (см. Кол. 4:10, 11, 14). Это делает его единственным языческим автором, внесшим свой вклад в написание книг Нового Завета. Возможно, он был одним из первых обращенных в Антиохии. В таком случае это может означать, что христианином он стал в первые пятнадцать лет существования церкви. Вступление в Лк. 1:1-4 указывает на то, что Лука лично не знал Иисуса, но слова “с самого начала” (употребленные дважды в этом отрывке) говорят о том, что он стал христианином на раннем этапе существования церкви.
Как мы уже отмечали, Лука был врачом (Кол. 4:14) и одним из спутников Павла в его путешествиях. Местоимение “мы” в Деяниях появляется с Деян. 16, когда Павел оставляет Троаду (ок. 51 г.) и направляется в Филиппы. Очевидно, после ухода Павла Лука остается в Филиппах, потому что здесь местоимение “мы” исчезает. По всей видимости, с филиппской общиной он работает до прихода Павла. Далее “мы” снова появляется: Лука путешествует с Павлом до четырехлетнего тюремного заключения апостола в палестинском портовом городе Кесарии. Все эти четыре года Лука, вероятно, находится где-то неподалеку — потому что, когда Павел отправляется из Кесарии в Рим, снова появляется “мы”. (Находясь в Палестине, Лука мог проделать большую часть исследований, упомянутых в Лк. 1:1-4). В Риме Лука — один из “сотрудников” Павла (Флм. 24). Позже, когда Павел был вторично арестован и ожидал смерти, Лука опять-таки был с ним (2 Тим. 4:11).
Лука был интереснейшей личностью — образованный грек, соратник Павла, активный проповедник и миссионер. Как автор Евангелия и Деяний, он был первым великим историком церкви и литературным апологетом христианства.
Датирование книги
В датировании книги Луки нам поставлены пределы с двух сторон. С одной стороны, со смерти Иисуса и обращения Луки прошло какое-то время — достаточное для появления нескольких повествований о жизни Иисуса (Лк. 1:1). С другой стороны, Деяния (второй том книги) явно написаны в конце первых двух лет пребывания Павла в Риме (Деян. 28:30), то есть около 62 г. Большинство консервативных писателей датирует написание книги Луки приблизительно 60 годом. (В 1 Тим. 5:18, написанном ок. 65 г., Павел цитирует либо из Мф. 10:10, либо из Лк. 10:7).
Вступление к книге
Книга Луки имеет уникальное вступление:
«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:1-4).
Давайте разберем некоторые основные моменты этого вступления:
“Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях”: очевидно, уже существовали основные догматы учения об Иисусе, общие для всей церкви.
“...как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями слова”: “очевидцы и служители” — это, вероятно, в первую очередь апостолы (см. Деян. 1:21, 22), но эти слова указывают также на единство догматов.
“...то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего”: это может говорить о том, что рассказы о жизни Христа писались без тщательного исследования. (Матфей, Марк и Иоанн не относятся к их числу). До настоящего времени сохранилось несколько ранних невдохновенных произведений, претендующих на то, чтобы считаться повествованиями о жизни Иисуса, но они наполнены всяким вздором.
“...сначала”: складывается впечатление, что Лука общался с этими “очевидцами” в ранний период истории церкви.
“…по порядку описать тебе”: это может указывать на то, что, в отличие от других евангелистов, Лука предпринял более сознательную попытку дать хронологическое описание жизни Христа. Но даже книга Луки не везде следует хронологии. Поэтому слова “по порядку”, вероятно, означают написание упорядоченного рассказа — хорошо продуманного и логически выстроенного.
“...достопочтенный Феофил”: “достопочтенный” — так уважительно обращались к представителю власти. Слово “Феофил” — греческое имя, означающее “любящий Бога”. Оно может относиться ко всем, кто любит Бога, но скорее всего означает конкретное лицо. Возможно, этот человек покровительствовал Луке и финансировал издание книги.
“...чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен”: некоторые полагают, что фраза “в котором был наставлен” означает формальное обучение. Во всяком случае, эти слова еще раз подчеркивают существование общепринятого в ранней церкви канона веры.
Луку можно считать первым формальным “критиком” христианства: он не просто принимал ходившие тогда разные повествования, но тщательно проверял все факты. Поэтому все, что он писал, имело под собой “твердое основание”. Он как бы приглашает своих читателей проверить его повествование, потому что постоянно приводит исторические сведения, достоверность которых можно доказать (см. 1:5; 2:1, 2; 3:1; 13:1, 2). Археологические открытия подтверждают, что Лука был точным историком, очень серьезно относившимся к своему описанию жизни Христа и деятельности ранней церкви.
Особый источник книги
Что касается источников, к которым прибегал Лука, то следует особо отметить его связь с апостолом Павлом. По общему признанию, ключевыми фигурами в ранней церкви были Петр и Павел. Соответственно, можно предположить, что задача описания жизни и учения Иисуса не могла быть осуществлена без их влияния. Если верить древним (невдохновенным) преданиям, оба апостола приняли участие в этой важной работе. Как упоминалось в уроке по Евангелию от Марка, считается, что Марк записал евангелие от Петра. Подобным образом, ранние предания утверждают, что Лука записал евангелие от Павла.
Павел не был учеником Иисуса в период Его земного служения, но он получил основные сведения о жизни Христа через откровение (см. 1 Кор. 11:23; 15:3-8; Деян. 20:35). Лука много раз мог слышать его проповеди на великие темы об Иисусе.
Это вовсе не означает, что Лука полагался только лишь на информацию Павла. Он добавил свое собственное тщательное исследование. Тем не менее, все древние невдохновенные писатели единодушно заявляют, что Лука записал благовествование Павла. Это придает дополнительную значимость тому факту, что книга Луки была явно написана для язычников вообще и для греков в частности: Павел был апостолом для язычников (Деян. 26:16-18) и, по всей видимости, первым из тех, кто благовествовал грекам (Деян. 17).
Акценты книги
Свое повествование Лука адресует язычникам: рассказывая о Нагорной проповеди (или подобной ей), он не упоминает “закона и пророков”. Он избегает явно иудейских выражений типа “равви” или “осанна”. Он старается объяснить своим читателям географию Палестины. Кроме того, принято считать, что в качестве своей особой аудитории он имеет в виду греков. (Как уже отмечалось, сам Лука был, скорее всего, греком и обе свои книги адресовал греческому чиновнику).
Современные Луке греки были образованными людьми, любителями красоты и искусства. Не удивительно, что повествование Луки имеет четко выраженные литературные свойства. Оно характеризуется завершенностью, последовательностью и строгостью стиля. Даже если не принимать во внимание его отношения к спасению человека, это утонченное произведение. Согласно древней традиции, Лука был художником. Писал он в самом деле красками на холсте или нет, одно можно сказать наверняка: он был изумительным художником слова. Прочтите четыре прекрасные песни в главах 1 и 2, которые есть только у Луки. А чего стоят такие трогательные истории, как рассказ о блудном сыне в главе 15! Рассказы Луки — образец простоты и глубины.
Греки также восхищались совершенством человека. Они настолько боготворили совершенного человека, что своих богов создавали по его образу. Людям, обладавшим подобным складом ума, и представляет Лука Иисуса совершенным Сыном Человеческим. В книге Луки преобладают человеческие качества Иисуса. Вот несколько иллюстраций:
• Исторические ссылки Луки показывают, что Иисус участвовал в истории человечества.
• Родословие в книге Луки (Лк. 3) отличается от того, что дано Матфеем (Мф. 1): Матфей подчеркивает линию Иисуса по закону — через Иосифа. В противоположность ему, Лука, как представляется, выделяет линию Иисуса по плоти — через Марию — и прослеживает ее до Адама. Таким образом, Лука показывает, что Иисус несет в Себе человеческую природу всех людей.
• Только Лука описал рождение Иисуса (Лк. 2). Детали подчеркивают Его человеческую природу. Его родители отправились в Вифлеем для участия в переписи (как и все остальные). Иисус родился в обычном хлеву. Первыми пришли к Нему пастухи.
• Только Лука рассказывает о детстве Иисуса. Его развитие выделяло Его среди других, но не было необычным. Он рос так, как растут другие дети (2:40, 52).
• Лука подчеркивает, что Иисус крестился вместе со всем народом (3:21).
• Когда Иисус был искушаем (4:1-13), Его искушения были типичными для всего человечества.
• На протяжении всего служения Иисуса подчеркиваются Его человеческие качества: Он плакал (19:41); Он молился (3:21; 5:16; 6:12); Он сострадал (7:13; 10:33; 15:20); Он умер (23:46).
Это не означает, что Лука изобразил Иисуса просто Человеком. Иисус был совершенным Человеком; Он был Богочеловеком; Он — наш Спаситель. Все мы рождаемся невинными, но Он был святым (Лк. 1:35). Повествование Луки подчеркивает работу Святого Духа в Его жизни. В Евангелии от Луки больше ссылок на Святого Духа, чем в книгах Матфея и Марка, вместе взятых.
Особенности книги
Большинство особенностей книги связано с теми характеристиками, которые мы уже обсудили.
В книге Луки чувствуется уникальный медицинский подход. Повествование Луки часто обнаруживает профессиональное мышление врача. Он иногда употребляет медицинские термины. (К примеру, в 18:25 он использует греческое название хирургической иглы). Только у Луки мы находим запись о том, что “был пот [Иисуса], как капли крови, падающие на землю” (Лк. 22:44). Рассказывая о женщине, двенадцать лет страдавшей кровотечением, Лука демонстрирует больше сочувствия к врачам, чем Марк (ср. Мк. 5:25, 26 и Лк. 8:43). Лично меня радует, что непорочное зачатие, чудеса исцеления, тот факт, что Иисус действительно умер, и то, что Иисус воскрес в теле, подтверждены врачом.
Как повествование о жизни Христа, Евангелие от Луки — наиболее полное. Ни одно благовествование не говорит нам всего, что можно было бы рассказать (Ин. 21:25), но книга Луки — самая представительная из всех жизнеописаний Иисуса. И она самая объемная из всех Евангелий.
Это Евангелие содержит больше уникального материала, чем другие синоптические повествования. Как уже отмечалось, только Лука описывает рождение и детство Иисуса. За исключением отдельных отрывков, материал, изложенный в 9:51—18:30, есть только у Луки и больше ни у кого. Только Лука приводит подробности явления воскресшего Иисуса ученикам из Эммауса (24:13-35) и Его вознесения (24:50-53; см. также Деян. 1:9-11).
Повествование Луки делает особый акцент на молитве. Книга показывает, что во время важных событий Своей жизни Иисус молился (3:21; 6:12, 13; 9:18, 28, 29).
В своем повествовании Лука уделяет особое внимание слабым, нуждающимся и отверженным. Неоднократно изображаются женщины. (Отметьте рассказ о Марии и Елисавете в главах 1 и 2 плюс рассказы о вдове из Наина и грешнице в главе 7). Отверженные обществом изображены в положительном свете (добрый самарянин [10:30-37], блудный сын [15:11-32], смиренный мытарь [18:13, 14], Закхей [19:2-10] и разбойник на кресте [23:43]). Иисус был “друг мытарям и грешникам” (Лк. 7:34).
Цель книги
Комментаторы называют книгу Луки “Евангелием спасения” и “Евангелием для грешников”. Только в этом синоптическом Евангелии Иисус назван “Спасителем” (Лк. 2:11). Ключевой стих в книге — 19:10: “Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее”.
Разделы книги
Книга Луки естественным образом делится на (1) раннюю жизнь Христа, (2) Его служение, (3) события вокруг Его смерти и (4) Его воскресение. Второй раздел — Его служение — в свою очередь распадается на две ясно различимые части. Отсюда пять основных разделов, представленных в плане ниже.
В раннем периоде служения Иисуса, представленном в 4:14—9:50, акцентируется Его деятельность и чудеса, хотя в некоторой степени приводится и учение. В этом разделе рассказывается о Его служении в Галилее. Большая часть материала сходна с материалом других синоптических повествований.
Вторая часть, 9:51—18:30, характерна только для Луки. (В других Евангелиях этого материала почти нет). Данный раздел показывает, что Иисус “восхотел идти в Иерусалим” — во всяком случае, мысленно (см. 9:51). Этот период обычно называют иудейско-перейским служением, описанным Лукой. В указанных главах хоть и говорится о чудесах и деяниях, главный упор делается на учении. На первый взгляд, раздел кажется случайным собранием учений и притч, но в нем Лука на свежем материале поясняет своим читателям из язычников смысл миссии Иисуса.
ПЛАН К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ЛУКИ
I. ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (1:1—4:13)
A. Вступление (1:1-4).
Б. Рождение и младенчество.
1. Возвещение Захарии рождения Иоанна Крестителя (1:5-25).
2. Возвещение Марии рождения Иисуса (1:26-38).
3. Мария и Елисавета (1:39-56).
4. Рождение и младенчество Иоанна (1:57-80).
5. Рождение Иисуса (2:1-7).
6. Возвещение пастухам о рождении Иисуса (2:8-20).
7. Внесение Иисуса в храм (2:21-39).
B. Возвращение в Назарет и раннее возрастание Иисуса (2:39, 40).
Г. Посещение храма двенадцатилетним Иисусом (2:41-50).
Д. Возвращение и дальнейшее возрастание Иисуса (2:51, 52).
Е. Начало служения Иисуса, когда Ему было около тридцати. (Только Лука сообщает возраст Иисуса [3:23]).
1. Служение Иоанна (сообщается о будущем аресте Иоанна) (3:1-20).
2. Крещение и родословная Иисуса (3:21-38).
3. Искушение Иисуса (4:1-13).
II. СИЛА СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (4:14—9:50)
А. Начало служения.
1. Возвращение в Галилею: начало проповеди Иисуса (4:14, 15).
2. Первое отвержение в Назарете (4:16-30).
3. Проповедование и исцеление в Капернауме (4:31-41).
4. Удаление в пустынное место, затем служение в Галилее (4:42-44).
5. Чудесная ловля рыбы — и призвание рыбаков (5:1-11).
6. Исцеление прокаженного; удаление для молитвы (5:12-16).
Б. Критика служения.
1. Человек, спущенный через кровлю (5:17-26).
2. Призвание Левия и обед с грешниками (5:27-32).
3. Критика по поводу поста (5:33-39).
4. Неоднократная критика за субботу (6:1-11).
В. Дальнейшее служение (со все возрастающей скоростью).
1. Молитва и последующее избрание двенадцати (6:12-16).
2. Проповедь на равнине (6:17-49).
3. Приход в Капернаум; исцеление слуги сотника (7:1-10).
4. Приход в Наин; воскрешение сына вдовы (7:11-17).
5. Свидетельство Иисуса Иоанну и об Иоанне (7:18-35).
6. В доме фарисея по имени Симон (7:36-50) (ст. 41-43 есть только у Луки).
7. Еще одно хождение по Галилее (8:1-3).
8. Притчи (о сеятеле и светильнике) и истинные родственники Иисуса (8:4-21).
9. Переправа через море и усмирение бури (8:22-25).
10. В земле гадаринской: человек с нечистым духом (8:26-39).
11. Возвращение по морю; исцеление дочери Иаира и попутное чудо (8:40-56).
Г. Кульминация служения.
1. Иисус посылает двенадцать учеников (что привлекает внимание Ирода) (9:1-10).
2. Удаление в пустынное место близ Вифсаиды; насыщение пяти тысяч (9:10-17).
3. Молитва — и великое исповедание (9:18-22). Призыв к ученикам каждому нести свой крест (9:23-27).
4. Преображение (9:28-36).
5. Иисус сходит с горы; исцеление отрока с нечистым духом; повторное сообщение о смерти Иисуса (9:37-45).
6. Непонимание учеников: спор о том, кто больше (и желание наказать того, кто не ходит с ними) (9:46-50).
III. ПРОПОВЕДЬ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (9:51—18:30)
А. Иисус “восхотел идти в Иерусалим” (см. 9:51).
1. Следование через Самарию (желание учеников, “чтобы огонь сошел с неба”) (9:51-56).
2. Несостоявшиеся ученики (9:57-62).
3. Поручение семидесяти ученикам (10:1-24).
4. Искушение со стороны законника и рассказ о добром самарянине (10:25-37).
5. В Вифании: выбор Марией “благой части” (10:38-42).
6. Общее учение (11:1-13:9).
7. Исцеление скорченной женщины; критика (13:10-17).
8. Сравнение царства с горчичным зерном и закваской (13:18-21).
Б. Иисус “держит путь в Иерусалим” (13:22).
1. Учение о том, что лишь немногие спасутся (13:23-30).
2. Очевидно, снова в Галилее; Иисуса предупреждают об Ироде; слова Иисуса о том, что Он должен умереть в Иерусалиме (“Иерусалим! Иерусалим!”; ст. 34) (13:31-35).
3. Обед с фарисеем в субботу и исцеление человека, страдавшего водянкой (14:1-6). Несколько учений о праздниках (14:7-24).
4. Цена ученичества (14:25-35).
5. Критика за то, что ест с грешниками (15:1, 2). Серия уроков против фарисеев и книжников, которые больше заботились о материальном, нежели о погибших душах (15:3-17:10).
В. По дороге в Иерусалим; Иисус проходит через Самарию и Галилею (17:11).
1. Десять прокаженных (17:11-19).
2. Учение о пришествии царства и о Его втором пришествии (17:20-37).
3. Притчи о молитве (18:1-14).
4. Благословение детей (18:15-17).
5. Богатый молодой правитель и награда тем, кто следует за Христом (18:18-30).
IV. СТРАДАНИЯ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (18:31—23:56)
А. Последнее путешествие (все другие указывают на это):
1. Иисус говорит Своим ученикам, что в Иерусалиме Его ждет смерть (18:31-34).
2. В Иерихоне: исцеление слепого (18:35-43).
3. В Иерихоне: Закхей (19:1-10).
4. Близ Иерусалима: притча о минах (19:11-27).
Б. Последняя неделя:
1. Воскресенье: триумфальный вход (19:28-40).
2. Понедельник (19:41-48).
3. Вторник: день вопросов (20:1-21:38).
4. Сговор в пасхальные дни (22:16).
5. Четверг (22:17-46).
В. Последний день:
1. Предательство (22:47-53).
2. Суд перед первосвященником (и отречение Петра) (22:54-65).
3. Решение синедриона (22:66-71).
4. Перед Пилатом (23:1-5).
5. Перед Иродом (23:6-12).
6. Снова перед Пилатом: “Варавва или Иисус?” (23:13-25).
7. По дороге на Голгофу (23:26-31).
8. Иисус распят вместо меня (23:32-49)! (Рассказ о раскаявшемся разбойнике на кресте имеется только у Луки).
9. Погребение Иосифом Аримафейским (23:50-56).
V. СОВЕРШЕНСТВО СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (24:1-53). (Воскресение Иисуса показало, что Он больше, нежели просто человек; см. Рим. 1:4).
A. Пустая гробница.
1. Женщины идут к гробнице (24:1-11).
2. Петр бежит к пустому гробу (24:12).
Б. Явления после воскресения:
1. Двоим по дороге в Эммаус (24:13-35). (Иисус показан таким же любящим другом, которым они знали Его прежде).
2. Одиннадцати ученикам: Великое поручение; наказ ждать в Иерусалиме (24:36-49).
B. Вознесение (24:50, 51).
Г. Возвращение учеников в Иерусалим для ожидания (24:52, 53). (Здесь Лука кладет свое перо — чтобы вскоре опять взять его и продолжить историю в книге Деяний).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А. Так заканчивается повествование Луки “обо всем, что Иисус делал и чему учил от начала” (Деян. 1:1).
Б. Этот совершенный Сын Человеческий по-прежнему жив и может помочь вам (см. Евр. 4:15, 16).