Музыкальное наследие LED ZEPPELIN сложно переоценить. Пионеры тяжёлого рока 1970-х Роберт Плант, Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс и Джон Бонэм написали множество любимых поклонниками гитарных изысков песен, от культовой Stairway to Heaven до энергичной Immigrant Song
На протяжении десятилетия квартет постоянно подтверждал свой талант в написании как коротких, ярких песен, так и в сочинении продолжительных по времени, размашистых звуковых ландшафтов. Некоторые из их песен столь же продолжительны, как и всё их наследие, но какой из студийных треков обошел по времени все остальные?
Пятое место по продолжительности занимает песня In the Light, на альбоме 1975 года Physical Graffiti она звучит восемь минут 46 секунд.
Открывающая третью сторону двойного LP песня построена вокруг психоделического «жужжащего» вступления, постепенно вся группа несколько небрежно погружается в туман созданного ими звука. Звучит зловещий вокал Роберта Планта, и только через три минуты ритм-секция наконец-таки шумно врывается в композицию.
Медленный грув нарастает сам по себе и становится всё более интересным по мере развития темы. Хотя группа не имеет прямого отношения к эпохе психоделики, элементы этого жанра органично вплетены в некоторые треки LED ZEPPELIN и, пожалуй, наиболее очевидно - в этой потрясающей песне.
Динамика трека то нарастает, то угасает, тяжёлые элементы уступают место более воздушным фрагментам, а затем возвращаются вновь, и так на протяжении всей песни. Это тот контраст, в котором группа всегда преуспевала. Умение отлично ориентироваться в подобном балансе привело к тому, что они стали столь масштабными, что вряд ли их можно было ограничивать такими терминами, как «хеви-метал» или «хард-рок». Продолжительность трека чуть меньше девяти минут, увлекательное путешествие в мир сложной завораживающей музыки, которое легко могло бы длиться и гораздо дольше!
Джимми Пейдж играл на гитаре смычком в первой части песни, его фирменный приём, который он также использовал в песнях Dazed And Confused и How Many More Times.: «Как только вокальные партии и фразировка проработаны, начинаешь понимать, где не стоит играть, что не менее важно, как и понимание того, когда играть. Так, например, было с песней In The Light, мы точно знали, как она будет построена, но тем не менее я понятия не имел, что Джон Пол Джонс придумает такое потрясающее синтезаторное вступление, и я добавил все эти смычковые гитары в начале. Всё это вместе создало общий эффект дрона. Мы использовали подобную идею также в In The Evening, но когда было готово это начало для In The Light, звучало просто невероятно».
Именно обилие синтезаторов в песне стало основной причиной того, что группа не исполняла её на концертах.
Это одна из любимых песен Джимми Пейджа с пластинки Physical Graffiti. В интервью накануне выхода альбома он называл её продолжением Stairway To Heaven.
Tea for One, заключительный трек седьмого студийного альбома группы Presence, вышедшего в 1976 году, длится девять минут 28 секунд, занимая четвёртое место по продолжительности среди песен LED ZEPPELIN. Минорный блюз, который Джимми Пейдж хотел сделать по-настоящему непринуждённым, как он заявил в интервью.
Ещё одна развернутая песня LED ZEPPELIN открывает тот же альбом, который завершила Tea for One.
Десять минут 31 секунда монументального мифологического эпоса Achilles Last Stand. Плант в интервью сказал об этой песне, что «мы здесь наименее привлекательные, но наиболее искусные, трек в стиле Бонзо, когда никто не мог поверить, что человек способен на такое».
Одна из любимых песен Джимми Пейджа и неотъемлемая часть концертного сета группы конца 70-х, была написана после того, как Плант получил в Греции тяжёлую травму ноги в автокатастрофе. Прикованный к инвалидному креслу, он вместе с Пейджем за месяц сочинил этот величественный трек.
Позже, в ретроспективе, Плант не раз жаловался на своё вымученное, по его мнению, невыразительное пение, но для многих слушателей - это одна из его самых эмоциональных вокальных записей. Джон Пол Джонс, сыгравший на изготовленной на заказ восьмиструнной бас-гитаре, и Джон Бонэм наворотили шумную ритмическую основу, а Пейдж записал настоящий оркестр из наложений соло-электрогитар, что ещё более впечатляет, когда узнаешь, что он сделал все это за одну ночь.
Он наложил шесть гитарных партий. В 2007 году в интервью его спросили, что он помнит о том, как работал над этим в студии, и вот что он ответил: «Всю аранжировку мы сделали за один вечер. Честно говоря, остальные ребята не до конца понимали, что происходит: «Он что, с ума сошёл? Он вообще понимает, что делает?» Но в конце концов запись состоялась и картина прояснилась».
В основу повествования песни положен миф, согласно которому Ахиллеса в детстве окунули в реку Стикс, чтобы он стал бессмертным. Его мать держала его за пятку, которая таким образом осталась единственным уязвимым местом греческого героя. Во время Троянской войны Парис, поддерживаемый богами Афродитой и Аполлоном, убил его, поразив стрелой в эту пятку.
Роберт Плант написал текст песни, вдохновленный своими путешествиями по Марокко, Греции и Испании, а также некоторыми стихами, которые он читал в то время, в частности Уильямом Блейком. «Альбион спит, чтобы воскреснуть» - отсылка к произведениям Уильяма Блейка об Альбионе.
Пейдж очень гордится этим треком. Вот что он рассказал в 1977 году: «Мой контроль над всеми факторами, связанными с Presencе, помог, альбом был сделан за три недели. Он был очень полезен для всех и для всего, даже несмотря на большое беспокойство в группе: «А сможет ли Роберт снова ходить после автокатастрофы в Греции?» И, думаю, соло Achilles' Last Stand выдержано в той же традиции, что и соло Stairway to Heaven с нашего четвёртого альбома. Лично для меня оно на том же уровне, я очень доволен».
LED ZEPPELIN играли эту композицию на последующих концертах.
На три секунды дольше длится Carouselambra - 10 минут 34 секунды, песня была написана в период, когда группа испытывала большие трудности. Плант вспоминал в интервью: «Мне казалось, что многие части Carouselambra были хороши, особенно те грустные мелодии, которые написал Пейджи. Текст Carouselambra на самом деле был об обстановке и ситуации в LED ZEPPELIN последних лет. Вся история того времени в этой песне… И я не могу сейчас спокойно слушать эти слова!»
Роберт Плант действительно написал текст песни о внутренних проблемах в группе. Джимми Пейдж и Джон Бонэм проводили много времени вместе, наслаждаясь жизнью рок-звёзд и не спеша возвращаться в студию. Плант и Джон Пол Джонс приходили на сессии вовремя, как на работу, и выполнили большую часть работы над альбомом In Through The Out Door 1979 года.
Так что группа мало работала вместе, но Пейдж и Бонэм дописывали свои партии обычно глубокой ночью. Текст песни в результате тонул в миксе, забитый в основном гитарой Пейджа, и не всегда можно было понять, о чем поет Плант.
Джимми Пейдж записывал партии на своей двухгрифовой гитаре Gibson через дисторшн Gizmotron.
А звание самой длинной песни LED ZEPPELIN достаётся In My Time of Dying из альбома Physical Graffiti 1975 года, она звучит в студийном варианте 11 минут 8 секунд. Эта переработка одноимённого госпел-блюза «Слепого» Вилли Джонсона. Боб Дилан записал кавер на эту песню для своего дебютного одноимённого альбома, хотя у него она и не столь протяжённая, как версия ZEPPELIN.
В плане звучания британский квартет и американский автор-исполнитель принадлежат, конечно же, к совершенно разным мирам, так что сказать, что Дилан оказал огромное влияние на Роберта Планта, Джимми Пейджа, Джона Пола Джонса и Джона Бонэма, было бы, пожалуй, преувеличением.
Тем не менее влияние Дилана на многих музыкантов, которые впоследствии доминировали в мире музыки 1960-х и последующих лет, общеизвестно. Он, несомненно, повлиял на THE BEATLES в первую очередь в том, что подтолкнул их к написанию более личных поп-песен. ZEPPELIN же двигались совершенно в ином направлении.
Но их версия песни Джонсона скорее всего не увидела бы свет, если бы не Боб.
Однако стоит сказать, что у LED ZEPPELIN и Боба Дилана довольно-таки неоднозначная история взаимоотношений, и Дилан никогда не питал особой любви к этим своим британским современникам. Согласно легенде, когда менеджер LED ZEP Питер Грант попытался представиться Дилану в Лос-Анджелесе в 1974 году, он произнес роковую фразу: «Привет, Боб. Я Питер Грант, менеджер LED ZEPPELIN». Дилан ответил очень грубо: «Разве я приходил к тебе со своими проблемами?»
Если кто-то думает, что рок-н-ролл - это такой конгломерат банд, воюющих с истеблишментом, то достаточно взглянуть на историю и увидеть немалое количество разгневанных эго, ссорящихся друг с другом по совершенно никчёмному поводу.
Короче, Боб Дилан недвусмысленно выразил свое отношение, но только вот LED ZEPPELIN отреагировали с точностью до наоборот, решив проявить к нему уважение, включив в свой следующий альбом Physical Graffiti 1975 года трек In My Time Of Dying, ассоциировавшийся в рок-мире именно с именем Боба.. Но это не только самая длинная песня LED ZEPPELIN, скорее всего, если бы не Боб Дилан, мы бы никогда не услышали этот рок-мастер-класс.
Трек родился из старой блюзовой мелодии, которая изначально называлась Jesus Make Up My Dying Bed, предположительно впервые она была исполнена в 1928 году.
Прожив десятилетия в безвестности, она дождалась своего часа, когда Боб Дилан записал версию для своего одноимённого дебютного альбома, изменив название на In My Time Of Dying.
Согласно аннотации к альбому, Дилан никогда не исполнял In My Time of Dying до cессий записи, и даже не помнил, когда и где впервые услышал её, по его словам, она просто пришла к нему из ниоткуда.
«Что-то произошло, когда появился Дилан», - сказал Плант в 2007 году. «Мне пришлось разбираться с тем, о чём он говорил. Его музыка отсылает к Вуди Гатри, Ричарду и Мими Фарине, преподобному Гэри Дэвису, Дэйву Ван Ронку и многим великим американским исполнителям, о которых я вообще ничего не знал».
«Он впитывал в себя суть Америки и выплескивал наружу без каких-либо ограничений, пробуждая во многих людях общественное сознание. В наших англосаксонских краях мы могли лишь таращиться на услышанное, потому что совершенно не представляли того, о чём он пел. Дилан был первым, кто сказал: «Привет, реальность». Я понял, что мне нужно быстро избавиться от моих остроносых ботинок и надеть сандалии».
Именно версию Боба Дилана LED ZEPPELIN использовали в качестве основы для своего варианта In My Time Of Dying.
Когда они начали записывать песню, финальная часть не была продумана. Они импровизировали и импровизировали, пока барабанщик Джон Бонэм не сказал: «Это, должно быть, то самое», реплика попала на окончательную запись.
Джимми Пейдж играл здесь на своей чёрно-белой гитаре Danelectro.
Из других интересных версий этой песни можно отметить запись группы PRIDE & GLORY, которую сформировал в 1994-м гитарист Оззи Осборна Зак Уайлд.