Найти в Дзене
Sunny Blues

«Немного побаивался». Гитарное соло, над которым Джимми Пейджу пришлось основательно поработать

В 1970-х многие хард-рок-группы изо всех сил пытались реализовать не просто взрывное, но ещё и сложное, и обязательно оригинальное звучание. Резко возросшая конкуренция на сцене привела к тому, что каждый отчаянно боролся за место на вершине, соревнуясь с другими талантами, настолько выдающимися, что порой стремление к совершенству становилось контрпродуктивным. Возможно, никто не знает об этом лучше, чем Джимми Пейдж В 60-х бесчисленные группы пытались стать столь же харизматичными и неотразимыми, как и их любимые исполнители, чтобы добиться не меньшей, чем их кумиры, популярности. В следующее десятилетие рок-музыка окунулась во времена более серьёзной борьбы, группы, такие как LED ZEPPELIN, начали усердно работать над тем, чтобы стать лидерами движения как такового. В том числе - опираясь на гитарное мастерство основоположников рок-н-ролла. Пейдж в глубине души чувствовал всё это, и ко времени работы над альбомом Presence быть просто гитаристом с базовыми знаниями, повторяющим ст

В 1970-х многие хард-рок-группы изо всех сил пытались реализовать не просто взрывное, но ещё и сложное, и обязательно оригинальное звучание. Резко возросшая конкуренция на сцене привела к тому, что каждый отчаянно боролся за место на вершине, соревнуясь с другими талантами, настолько выдающимися, что порой стремление к совершенству становилось контрпродуктивным. Возможно, никто не знает об этом лучше, чем Джимми Пейдж

Джимми Пейдж
Джимми Пейдж

В 60-х бесчисленные группы пытались стать столь же харизматичными и неотразимыми, как и их любимые исполнители, чтобы добиться не меньшей, чем их кумиры, популярности.

В следующее десятилетие рок-музыка окунулась во времена более серьёзной борьбы, группы, такие как LED ZEPPELIN, начали усердно работать над тем, чтобы стать лидерами движения как такового. В том числе - опираясь на гитарное мастерство основоположников рок-н-ролла.

Пейдж в глубине души чувствовал всё это, и ко времени работы над альбомом Presence быть просто гитаристом с базовыми знаниями, повторяющим старые фразы и приёмы, уже не сулило ничего хорошего.

Нужно было предложить нечто новое и очень стоящее, например, масштабное, непревзойдённое гитарное соло.

К тому моменту гитарное соло стало одним из важнейших аспектов любой серьёзной хард-роковой песни. Многие пытались, но далеко не всегда успешно, не только сочинить классную мелодию, но и произвести революцию в музыкальном пространстве, привлекая порой для записи больших гитарных маэстро, чтобы они совершили настоящий подвиг, записав невообразимое соло. Вот в таком настрое Пейдж и приступил к работе над Tea For One.

Песню основательно раскритиковали за похожесть на более ранний суперхит ZEPPELIN - Since I’ve Been Loving You.

Вот что Пейдж рассказал об обоих треках в 1977 году: «Tea For One была единственным случаем, когда мы приблизились к повторению настроения другой нашей композиции, Since I've Been Loving You. Аккордовая структура похожая, минорный блюз».

«Но мы захотели добиться по-настоящему расслабленного блюзового настроения. В итоге мы сделали два дубля: один с гитарным соло, а другой - без. А я сидел и думал: «Мне нужно придумать это гитарное соло», просто потому что блюзовые гитарные соло были в роке ещё со времён Эрика на Five Live Yardbirds, и все играли их хорошо. Так что я действительно немного боялся. Я думал: «Что же мне делать?» Я не хотел, чтобы соло гремело как локомотив, совершенно не соответствуя атмосфере остальной части трека. Но я прекрасно понимал, что мне нужно сыграть что-то совсем другое, чем просто несколько фраз в стиле Би Би Кинга».

В конце концов, он достал откуда-то из себя это соло, которое в результате определило всю композицию, несмотря на все трудности в создании чего-то оригинального, и в то же время вписывающегося в рамки того рок-направления, к которому они стремились в тот момент.

Момент, когда многие в музыке просто довольствовались банальной коммерциализацией, но Джимми Пейдж в очередной раз доказал, что его интересует совсем другое.

В целом же, период работы над Presence воспринимается как время, когда LED ZEPPELIN остановились, чтобы ностальгично обернуться назад, чувствуя медленное падение в неизвестное, группа просто вернулась к своим блюзовым корням.

1976
1976

Всё само собой сложилось для такого шага, Роберт Плант, прикованный к инвалидному креслу, восстанавливался после серьёзной автокатастрофы. Это положение вещей очень поспособствовало самоанализу, а меланхолии не было. Напротив, LED ZEP были настроены очень решительно.

«У него нога была в гипсе, но он хотел записать альбом», - позже рассказывал Джимми Пейдж. «Когда он пел, он уже сидел на табурете. Он не хотел петь из инвалидного кресла. Так что Presence записывали в условиях, когда мы все хотели записать альбом для того, чтобы выпустить пар».

Тем не менее гастроли временно отменили, и они сосредоточились на студийной работе. «Это был альбом, диктуемый обстоятельствами. Крик из глубины, это единственное, что мы могли тогда сделать», - заметил Плант. «Честно говоря, я не знал, что получится, да и все остальные тоже. ... Это просто вырвалось из груди, понимаете?»

Они записали и свели Presence менее чем за 20 дней, самый быстрый альбом со времён одноимённого дебютного Led Zeppelin, возвративший их к хард-блюзовому настроению октября 1968-го.

-3

На самом деле сроки определялись не ими, «следующими этой студией должны были воспользоваться ROLLING STONES», – рассказал Пейдж в интервью. «Поэтому я спросил Мика Джаггера, можно ли нам задержаться ещё на пару дней. А они в то время как раз пробовали разных гитаристов для альбома Black and Blue, и Мик согласился».

Presence вышел 31 марта 1976 года, и сразу стало ясно, что сжатые сроки никак не помешали ZEPPELIN опробовать что-то новое, несмотря на то, что возвращение к более блюзовому звучанию могло бы легко привести к простой ностальгической пластинке.

Achilles Last Stand, которую Пейдж назвал «авангардной вещью с целым гитарным оркестром», предложила меняющийся размер такта, что вскоре возьмут на вооружение представители Новой волны британского хеви-метал.

«Они играют, подключая гитару через фэйзер, сложно, с паузами и остановками», – отмечал Пейдж в интервью. «Слышу это и думаю: «Боже мой, да эти ребята просто огонь!»

Возвращаясь к Presence - на протяжении всего альбома барабанщик группы Джон Бонэм предлагает навороченную, чудовищную, но удивительно пластичную полиритмию, звучащую по новому в явных отсылках к прошлому, таких как вышеупомянутая Tea for One и, пожалуй, самая тяжелая на альбоме For Your Life.

Но самые навороченные барабаны демонстрирует Achilles Last Stand, в которой примерно половину темы Бонэм играет ведущую роль, даже фирменное звучание наложений «армии гитар» Пейджа не сравнится с его энергичными заполнениями.

Вполне возможно, что годом позже UFO почерпнули отсюда основу для своей культовой Light out.

Хорошо цепляют также Hats On for Nowhere

и Royal Orleans.

Простенький по сути буги-номер Candy Store Rock построен на отличном бите Бонэма.

Незамысловатость Candy компенсирует титаническая Nobody's Fault but Mine с одним из самых вязких соло на губной гармошке в роке. «Nobody's Fault but Mine была очень колючей - со стиснутыми зубами», - отметил Плант позднее.

Чего же не хватает в этом творческом великолепии? Пожалуй, только Джона Пол Джонса, который, уйдя на время в тень, двигался к своему прорыву с Yamaha GX-1, инструментом, который определит следующий альбом группы, In Through the Out Door 1979 года.

Но тогда они не думали о будущем. График работы над Presence практически не оставлял места для самоанализа. «Роберт очень хотел записать альбом, как и мы все, потому что тогда мы ничего другого не могли сделать», - рассказал Пейдж. «Мы были едины в своем желании записать этот альбом. Роберт поет от всего сердца, и это главное. Мы не думали о завтрашнем дне, все вместе мы думали о текущем моменте».

Они больше никогда не прозвучат столь яростно, как на Presence.

Presence
Presence

На знаменитой обложке альбома изображена семья, сидящая за обеденным столом вокруг таинственного чёрного объекта на фоне пристани для яхт. На не менее загадочном внутреннем конверте находится ещё одна, более выразительная фотография подобия обелиска, под которой он назван просто как «Объект».

-5

Обложку и конверт разрабатывали фирма Hipgnosis и Джордж Харди. Оглядываясь назад, Сторм Торгерсон, соучредитель этого легендарного арт-лейбла, рассказывал, что «Объект» олицетворял группу, которая была уже «настолько сильна, что им уже не нужно было присутствовать на конверте».

Сами LED ZEPPELIN говорили, что этот образ чёрной сущности, как и сама музыка пластинки, предлагает людям поразмышлять о правде и вымысле.

Кстати, интересно, что фон обложки - это не настоящая пристань для яхт, а фотография инсталляции на лондонской арене «Эрлс-Корт», где зимой 1974-1975 года была ежегодная выставка лодок.

Читать также: