Найти в Дзене
Sunny Blues

Почему «THE BEATLES» прекратили гастроли?

Оглавление

Трудно себе представить, что группа, которая когда-то набирала обороты в барах, вдруг полностью прекратит гастроли и при этом выживет. Но так и случилось с THE BEATLES в 1966 году. Правда, не слишком долгое существование ливерпульской группы после этого решения заставляет задуматься. Может быть, THE ROLLING STONES сих пор существуют, потому что никогда не прекращали свою гастрольную деятельность?

THE BEATLES
THE BEATLES

Официально они ещё не объявляли об отказе от концертов, но к 1966 году ливерпульская четвёрка ясно осознала, что недолго продержится как гастрольный коллектив. Ринго Старр сказал в интервью: «THE BEATLES никуда не уходили. И они могли бы вернуться». Да, они действительно вернулись для короткого выступления на крыше штаб-квартиры Apple на Сэвилл-Роу.

В 1966 году группа отправилась в свой третий тур из 19 концертов по Северной Америке. Ливерпульская группа, совсем недавно начинавшая довольно-таки скромно, столкнулась с некоторыми проблемами мировой массовой истерии.

Решение прекратить гастрольную деятельность было обусловлено целым рядом причин, которые можно свести к основным трём.

  • Во-первых, группа переросла площадки, на которых развитие звуковых систем не поспевало за масштабами и задумками концертов THE BEATLES.
  • Во-вторых, они были измотаны непрерывными выступлениями.
  • В-третьих, их третий тур по Северной Америке совпал с крайне не острожными высказываниями Джона Леннона о том, что рок-н-ролл переживёт христианство. Волна негодования поднялась не только в Америке, и великолепная четвёрка просто боялась за свою жизнь, а учитывая экстремизм радикальных сект, опасения группы были не напрасны.

Парни из Ливерпуля пережили настоящий момент озарения во время своего последнего концерта в парке Кэндлстик в Сан-Франциско в 1966 году. Тогда из соображений безопасности группу перевозили из аэропорта на концертную площадку и обратно в бронированном автомобиле. «Было похоже на какую-то загадочную научно-фантастическую историю какого-нибудь 2001-го года», - сказал Пол Маккартни. «Эти автомобили - очень странное место. Мне это напомнило… Знаете, как будто полицейские сажают тебя в свой фургон, тебя болтает внутри него, и ты не пристегнут» - добавил он.

«Мы скользим туда-сюда по фургону, это было похоже на: «О, к чёрту!» Ребята, Джон и Джордж, немного поворчали о гастролях, но, наконец, все мы, как один, подумали: «К чёрту!». Вот это был тот самый момент».

-2

Почему THE BEATLES прекратили гастролировать?

Они не слышали себя во время концертов. Это становится настоящей проблемой, когда барабанщику группы приходится стучать, ориентируясь на ритмичные движения его товарищей. Из-за примитивного усилителя на подзвучке, громкости которого обычно хватало на небольших площадках, на стадионах Ринго Старр не слышал, что играют остальные битлы.

В начале карьеры, выступая в таких клубах, как Cavern в Ливерпуле или The Indra Club в Гамбурге, THE BEATLES превратились в отлично отлаженный механизм.

Дэвид Бирн из группы TALKING HEADS в своей книге «Как работает музыка» метко заметил, что то, как и почему создаётся музыка, во многом зависит от доступных концертных площадок.

«В каком-то смысле пространство, платформа и программное обеспечение «творят» искусство, музыку и прочее. Если что-то становится успешным, под него строятся новые площадки соответствующего размера и формы. И со временем формат произведений, преобладающих в этих пространствах, становится для всех само собой разумеющимся, то есть симфонии мы, конечно, слушаем в основном в симфонических залах».

Другими словами, музыкант пишет песню в своей спальне, записывает её с группой в студии, держа в голове то, как эта песня в итоге сможет быть исполнена вживую, если конечно он вообще собирается её исполнять. Чаще всего его представление ограничивается тем, что вообще существует на текущий момент.

Так, в случае с THE BEATLES, они по сути инициировали потребность в более крупных площадках. В начале 1960-х годов Великолепная четверка и Элвис Пресли были первыми музыкантами, перенесшими свои рок-концерты на полноразмерные спортивные стадионы, просто в силу экспоненциального роста их популярности.

До этой революции звуковое оборудование, включая PA-системы и гитарные усилители, разрабатывалось только для небольших площадок.

-3

THE BEATLES играют на Shea Stadium – рок-концерт на стадионе

Феномен, названный битломанией, принёс ливерпульским ребятам астрономический, невиданный доселе мировой успех. От грязных ночных клубов Гамбурга с публикой непонятного рода занятий до гигантских спортивных арен.

Их часто позиционируют как рокеров, первыми сыгравших на стадионе. Нет, первым был Элвис, десятью годами ранее.

Но именно начиная с их концерта в 1965 году на Shea Stadium в Нью-Йорке начался стадионный рок, это была революция в мире живых выступлений.

На концерте присутствовало более 55 тысяч человек, на тот момент это был самый масштабный концерт. Он оставался рекордным по посещаемости в США до 1973 года, когда LED ZEPPELIN побили рекорд во время своего шоу во Флориде, собрав на несколько сотен зрителей больше.

-4

Они были измотаны

«К 1966 году гастроли стали довольно-таки скучными», - вспоминал Ринго Старр. «Это должно было закончиться. Никто не слушал нас на наших концертах. Когда мы начинали, всё было лучше, но мы тогда играли очень плохо», - добавил он. Неискушённому слушателю могло показаться, что группа работает на пределе своих возможностей, но по словам самой Великолепной четвёрки, они считали, что то, что они делали, уже несколько устарело.

Дело было, конечно же, не в отсутствии выступлений - их было более, чем достаточно, а в том, что как уже упоминалось выше, они не слышали то, что играли. А играли они практически без перерыва с 1961 по 1964 год, с очень редкими паузами между турами. К 1966 году они начали выдыхаться.

«Мы всегда хотели сохранить хоть немного радости для себя. Это необходимо абсолютно в любом деле, и у нас получалось неплохо», - рассказывал Маккартни. «Но теперь даже Америка начала надоедать, в том числе из-за условий гастролей и от того, что мы были там уже много раз».

Усталость была связана не только с годами выступлений перед постоянно растущей аудиторией, размах которой давно уже перерос их примитивное звуковое оборудование.

Не менее значимым фактором, побудившим «Великолепную четвёрку» в конечном итоге прекратить гастроли, стала также постоянная нараставшая реальная опасность для их жизни, связанная, с одной стороны, со слишком фанатичными поклонниками, а с другой - с появлением некоторого количества недоброжелателей группы, сильно настроенных против них, в частности, против Джона Леннона.

И ключевым моментом оказалось то самое спорное высказывание Джона 4 марта 1966 года. «Христианство уйдёт», - заметил Леннон. «Оно исчезнет… А мы сейчас популярнее Иисуса». На самом деле, интервью было намного длиннее, с широким спектром различных комментариев, но в результате в один из американских журналов попала лишь фраза: «Мы популярнее Иисуса».

Пять месяцев спустя, накануне их очередного тура по Северной Америке, состоявшего из 19 концертов, поднялась волна возмущения среди верующих американцев, особенно в южных штатах. Не говоря уже о том, что в других странах обстановка также накалилась, а насчет обеспечения безопасности там были далеко не лучшие условия.

-5

Хаос на Филиппинах

Так во время их однодневного пребывания в Маниле, Филиппины, BEATLES четвертого июля должны были дать два концерта на футбольном стадионе в рамках мирового турне 1966 года.

Самолет с группой приземлился в аэропорту 3 июля, и ситуация сразу же стала довольно сомнительной. «Мы прибыли на стадион одновременно с тысячами и тысячами людей, и сотнями и сотнями полицейских, было довольно подозрительно то, что у всех было оружие», – вспоминал Старр.

Последовавшие за этим недоразумения оказались примером того, каким может стать менталитет толпы, подогреваемой прессой. BEATLES были приглашены на утреннюю пресс-конференцию с первой леди Филиппин Имельдой Маркос, но самим участникам группы почему-то не сообщили об этом вовремя, и Брайан Эпстайн заявил официальным лицам, что они не будут присутствовать.

На следующий день местная газета Manila Times опубликовала на первой полосе статью, обвиняющую группу в «пренебрежительном отношении к первой леди и троим детям Маркос». «Мы включили телевизор, а там было ужасное шоу, где мадам Маркос кричала: «Они меня обманули!», - рассказывает Старр. «И эти кадры, где оператор фокусировал камеру на пустых тарелках, а затем на лицах маленьких детей, которые плакали, потому что BEATLES не пришли».

С того момента, как BEATLES сели в машину, чтобы отправиться назад в аэропорт, и до самой посадки в самолет, их жизнь по сути находились под угрозой. Полиция не сопровождала их, а гастрольного директора группы Мэла Эванса просто избили, вот тут они всерьёз задумались, стоит ли всё это продолжать.

Когда самолёт взлетел, они аплодировали, радуясь тому, что им удалось избежать опасности и продумывая план побега, который предполагал приятное времяпрепровождение в Индии, чтобы хоть немного отдохнуть там от хаоса, но по прибытии в Нью-Дели всё оказалось ненамного лучше. Ненависть к BEATLES становилась столь же распространённой, как и любовь к ним.

-6

Месяц спустя, сразу после того, как Леннон неосторожно высказался о христианстве, группа отправилась в Штаты, где их безопасность вновь оказалась под угрозой. Вот тогда они окончательно решили прекратить гастрольную деятельность.

Когда THE BEATLES в последний раз выступали вживую?

30 января 1969 года на крыше штаб-квартиры Apple. По их словам, они получили от этого огромное удовольствие, но основной причиной этого концерта были съёмки фильма Let it Be режиссёром Майклом Линдси-Хоггом.

Последним концертом их североамериканского тура 1966 года было выступление в Candlestick Park в Сан-Франциско.

После этого концерта Леннон сказал: «Я подумал, что это действительно финал. Гастролей больше не будет. А это значит, что в будущем будет пустота. Именно тогда я и начал задумываться о жизни без THE BEATLES, какой она может быть? И именно тогда появилась мысль, что мне нужно как-то выбираться из THE BEATLES».

Читать также:

.