Найти в Дзене
Sunny Blues

Первый альбом прог-рока в истории. Версия Иэна Андерсона («JETHRO TULL»)

По-видимому не так-то легко точно определить, что превращает просто «рок» в «прогрессивный рок», но можно определённо сказать, что до конца 1960-х он ещё не был слишком уж заметным явлением Рок только ещё начинал обретать свои позиции в начале десятилетия, а к его окончанию он уже разветвился на огромное количество различных направлений, вобрав в себя элементы других стилей. Сама концепция слова «прогресс» заключается в том, чтобы взять какую-то идею и развить её дальше, и если принять такое определение, то всё, что уходит от традиции, могло бы называться прогрессивным роком. В реальности же появилось некоторое количество музыкантов, как казалось, одержимых расширением границ жанра, использовавших свою любовь и знание джаза, фолка и классической музыки для создания по-настоящему масштабных и сложных шедевров. Британские коллективы, такие как THE NICE, FAMILY и SOFT MACHINE, многие критики считают одними из первых, кто начал работать в этом стиле, но Иэн Андерсон из JETHRO TULL готов

По-видимому не так-то легко точно определить, что превращает просто «рок» в «прогрессивный рок», но можно определённо сказать, что до конца 1960-х он ещё не был слишком уж заметным явлением

Рок только ещё начинал обретать свои позиции в начале десятилетия, а к его окончанию он уже разветвился на огромное количество различных направлений, вобрав в себя элементы других стилей.

Сама концепция слова «прогресс» заключается в том, чтобы взять какую-то идею и развить её дальше, и если принять такое определение, то всё, что уходит от традиции, могло бы называться прогрессивным роком. В реальности же появилось некоторое количество музыкантов, как казалось, одержимых расширением границ жанра, использовавших свою любовь и знание джаза, фолка и классической музыки для создания по-настоящему масштабных и сложных шедевров.

Британские коллективы, такие как THE NICE, FAMILY и SOFT MACHINE, многие критики считают одними из первых, кто начал работать в этом стиле, но Иэн Андерсон из JETHRO TULL готов поспорить, что этот термин появился именно благодаря им.

Они собрались в 1967-м и изначально играли блюз-рок, при этом немало экспериментируя, что отражено на их дебютном альбоме This Was, вышедшем годом позже. Числиться блюз-рок-группой, углубляясь при этом в джаз-фьюжн и фолк - о да, это было необычно для той эпохи, но терминология пока что отсутствовала, и к ним применяли традиционные определения, применявшиеся в 60-е.

-2

Группа продолжила оттачивать своё фирменное звучание, привлекая к себе всё больше внимания (пока что только британской прессы), становилось сложно найти подходящий способ описать их уникальность, так что когда в 1969 году вышел их второй альбом Stand Up, критикам пришлось почесать в затылке, чтобы как-то обозначить эти новаторские музыкальные формы.

В интервью 2018 года Андерсон заявил, что именно после выхода этой пластинки впервые появился и вошёл в употребление термин «прогрессивный рок». «Летом 68-го я начал писать музыку, которая затем вошла в альбом Stand Up. Это было время очень серьёзных изменений, я не отказался полностью от блюзовой музыки, но она появилась лишь в контексте одной-двух песен нового альбома», - объяснил он.

И добавил: «А всё остальное на Stand Up британская пресса назвала «прогрессивный рок». Вот тогда я впервые и услышал этот термин в Британии от музыкального журналиста. И мне показалось, что это очень точное описание».

Альбом был записан после разногласий насчет дальнейшего музыкального движения группы, оригинальный гитарист Мик Абрахамс покинул JETHRO TULL, разойдясь в вопросах музыкальной философии с вокалистом и основным композитором коллектива Иэном Андерсоном. Дебютный альбом группы, как указано выше, преимущественно тяготел к блюз-року, и Абрахамс хотел продолжать в этом же ключе, но Андерсон упорно двигался в сторону фолка, джаза и классического рок-н-ролла. в результате Stand Up отлично сбалансировал между всеми этими музыкальными направлениями, найдя отклик у меломанов, и достиг первого места в британских чартах.

Stand Up
Stand Up

Оглянувшись назад, истоки группы можно увидеть в начале 1960-х годов. Несколько будущих участников JETHRO TULL играли в составе группы из семи человек в стиле, получившем название «голубоглазый соул», в английском городе Блэкпуле. В 1967 году Андерсон и басист Гленн Корник переехали в Лондон и, объединившись с Абрахамсом и барабанщиком Клайвом Банкером, сформировали группу, названную в честь английского агронома и изобретателем сеялки, жившего в XVIII веке, Джетро Талла.

Андерсон, к тому моменту разочарованный тем, что достаточно долго осваивая гитару, он не мог играть на ней, как Эрик Клэптон, выбрал себе новый инструмент, флейту. Во время записи дебютного альбома Андерсон и Абрахамс на равных определяли музыкальную палитру группы, пока Андерсон не решил, что хочет полностью контролировать музыку и тексты песен для Stand Up.

Для замены Абрахамса они сначала выбрали гитариста Тони Айомми из EARTH, позже переименованных в BLACK SABBATH. В конце 1968 года Айомми отыграл с JETHRO TULL на телешоу The Rolling Stones Rock and Roll Circus, а вскоре после этого вернулся в свою прежнюю группу. Андерсон пригласил на прослушивание ещё нескольких музыкантов, включая будущего гитариста YES Стива Хоу, но в конечном итоге выбрал Мартина Барре, который надолго остался в составе, отыграв без перерывов до 2012 года.

Накануне выпуска альбома Stand Up они записали Living In the Past, первую песню с Барре. Она стала одной из самых популярных песен JETHRO TULL, хотя изначально была выпущена только как сингл. Эта очень мелодичная композиция, известная своим размером 5/4, стала первым хитом группы, вошедшим в Топ-20, песня достигла 11-го места в США и 3-го в Британии.

Что касается Stand Up, его открывает A New Day Yesterday - медленный блюз-рок с почти психоделическим звучанием и бесконечно повторяющимся риффом. Андерсон добавляет заполнения на губной гармошке в куплетах, а также солирует на флейте, но в песне доминирует именно рифф, усиленный реверберацией и панорамированием.

Песня явно взята с огорода CREAM, звучит нетипично для JETHRO TULL, но очень свежо.

Jeffrey Goes to Leicester Square - вторая из целой серии песен, посвящённых Джеффри Хаммонду, приятелю Андерсона, который в 1971-м станет басистом JETHRO TULL. Песня начинается с гитарного и басового риффов, подводя к фолк-мелодии куплета в очень необычном и асимметричном стиле.

Bourée - единственная инструментальная композиция на альбоме, а также единственная, написанная не Андерсоном. Человек по имени Иоганн Себастьян Бах сочинил её несколькими столетиями ранее, заложив основы для популярного французского народного танца бурре. Конечно же флейта на протяжении всего трека играет ведущую роль, но настоящая его изюминка - басовая партия Корника, ближе к середине переходящая в соло в джаз-роковом стиле, эффектное завершение песни усиливает наложение двух флейт.

Медленное лёгкое вступление Back to the Family ведет к очередным великолепным басовым риффам и расслабленным куплетам, чередующимся с более прямолинейными роковыми ходами, каждый из которых заканчивается ярким соло флейты Андерсона, иногда дублируемым гитарой Барре.

Великолепную первую сторону LP завершает акустическая баллада Look into the Sun. Настоящая фолк-баллада с красивейшими акустическими гитарами Андерсона на протяжении всего трека, к которым добавляются электрическая гитара и проходы бас-гитары.

Nothing Is Easy - рок-джем, нарастающий к финалу. Барабаны Банкера выдают рудимент за рудиментом между джемовыми куплетами и соло. Рифф Барре ведет в середине вместе с флейтой Андерсона, есть и коротенькое гитарное соло, группа явно очень усердно пыталась добрать прогрессивности, перемешивая партии, в результате получилась отличная джем-композиция.

Fat Man - с элементами индийской музыки, ситаром и насыщенной перкуссией.

Ещё одна замечательная акустическая баллада Андерсона We Used to Know построена на повторяющихся аккордовых паттернах и включает пару великолепных соло Барре, в какой-то момент перекликающихся по мелодии с далеким будущим Отеля Калифорния.

В целом вторая сторона несколько слабее первой, но зато здесь есть Reasons for Waiting (явно претендующая на звание лучшей песни альбома) с красивейшей мелодией и интересным звучанием. По сути это снова баллада с небольшими инструментальными включениями.

Андерсон играет на двух флейтах в сопровождении струнных, аранжировку для которых написал Дэвид Палмер.

For a Thousand Mothers начинается с ненавязчивого барабанного вступления Банкера, после чего песня уходит в ту же степь, что и открывающая New Day Yesterday, как бы невзначай прокладывая дорожку для хард-рока 1970-х. Грандиозный фейковый финал, и Банкер отправляет нас в настоящую заключительную инструментальную часть, представляющую около 30 секунд интенсивного джема.

До выхода Stand Up однозначно были и другие альбомы, записанные в похожем ключе, но шильдик прога им присвоили, видимо лишь задним числом. Можно, конечно, оспаривать первенство, однако у JETHRO TULL есть достаточно веские аргументы в пользу того, что именно они выпустили первый официальный альбом в стиле «прогрессивного рока». Так или иначе, нет сомнений, что это уже ПРОГ.

Читать также: