Адыги, народ, который еще совсем недавно занимал значительные территории на Северном Кавказе, включая обширные районы вплоть до низовий реки Дон, в XIX веке оказался в состоянии глубокого геополитического упадка. Этот период был отмечен значительными изменениями в их этнической территории, которая в результате наступления Российской империи на Кавказ в конце XVIII века сократилась почти вдвое. Теперь земли адыгов стали ограничены более труднодоступными районами, чем равнинные территории Предкавказья, и охватывали в основном Кабарду, а также часть горных и лесостепных земель, расположенных между рекой Кубань и Черным морем.
Кабарда, одна из ключевых областей, практически полностью присягнула на верность российскому императору, что значительно упростило задачу российской армии в продвижении на юг. В это время Россия активно продолжала свои военные действия, направленные на завоевание Закубанья, региона, который был стратегически важен для расширения влияния империи. Важно отметить, что Россия обосновывала свои притязания на эти земли тем, что, согласно Адрианопольскому договору 1829 года, османский султан передал ей права на территории между Кубанью и Черным морем. Однако реальная власть над адыгами у султана отсутствовала, и он считал их своими подданными лишь на основании духовных связей.
Таким образом, в условиях нарастающего давления со стороны Российской империи адыги столкнулись с угрозой утраты своей независимости и культурной идентичности. Их земли постепенно переходили под контроль России, что не только изменяло политическую карту региона, но и оказывало значительное влияние на образ жизни адыгского народа. Этот процесс, в свою очередь, вызывал сопротивление и протесты со стороны местного населения, стремившегося сохранить свои традиции и независимость. В результате, период, когда адыги были вынуждены адаптироваться к новым условиям, стал важной вехой в их истории, определившей дальнейшую судьбу народа и его территории.
Адыги, которые в большинстве своем приняли ислам относительно недавно, в то время еще не придерживались исламских норм в своей повседневной и политической жизни. Для большинства из них ислам сводился лишь к вере в единого Бога (Аллаха) и признанию пророчества Мухаммеда, а также к выполнению ежедневной пятикратной молитвы (намаза) и соблюдению нескольких других основ. В остальном адыгское общество продолжало жить по древним неписаным законам, которые зачастую противоречили исламским предписаниям, и многие языческие обряды все еще оставались актуальными.
Адыгский этнос, обладая богатой историей и уникальной культурой, делился на двенадцать различных территориально-племенных групп. Несмотря на то что различия в языке, культуре и быте между этими группами были незначительными, за исключением особого адыгского субэтноса кабардинцев, каждая из них имела свои характерные черты. Адыги в целом были известны своей консервативностью и гордостью за принадлежность к единому этносу. Однако, несмотря на общую идентичность, племена были весьма замкнутыми и часто враждовали друг с другом. Каждое племя считало себя самым выдающимся среди остальных, и такая гордость порой приводила к конфликтам, которые могли перерасти в настоящие войны между адыгскими племенами.
Интересно, что даже внутри одного племени существовали феодальные владетели, которые могли вести вражду между собой. Селения и родовые общины часто оказывались в состоянии конфликта, и в таких случаях они не стеснялись обращаться за помощью к представителям других племен, а иногда даже к людям из других народов. Это подчеркивало не только племенные различия, но и сложные социальные отношения внутри адыгского общества. В то же время, все адыги были едины в своей приверженности к свободе и независимости. Они высоко ценили древние обычаи и уклад жизни, которые складывались на протяжении веков, и не мыслили своего существования без этих основ. Готовность защищать свою независимость и образ жизни была настолько сильной, что адыги были готовы отдать жизнь за эти идеалы.
В контексте исторических событий, многие кабардинцы, не смирившиеся с присоединением своих земель к Российской империи, переселились в земли закубанских адыгов. Эта миграция была вызвана стремлением сохранить свою идентичность и независимость. За рекой Кубань находились владения некоторых кабардинских князей, известные как Закубанская Кабарда, а также земли родственного кабардинцам горного адыгского племени бесленеевцев. Оба эти народа не желали считать себя подданными Российской империи, что подчеркивало их стремление к автономии и сохранению культурных традиций. Таким образом, адыгский этнос, несмотря на свою внутреннюю разобщенность, демонстрировал сильную приверженность к своим корням и традициям, что оставалось важной частью их идентичности на протяжении всей истории.
В равнинных регионах, известных как Закубань, существовали племена адыгов, которые управлялись наследственными князьями. Эти князья не просто занимали свои позиции, но и передавали их по наследству, что означало, что титул князя присваивался ребенку с самого рождения. Внутри княжеской семьи главным всегда был отец, а после его смерти роль главы семьи переходила к старшему брату. Князья, обладая властью, распределяли земли между представителями высшего дворянства, которые, в свою очередь, передавали участки земли дворянам среднего ранга. Эти дворяне имели возможность делить свои более скромные земельные наделы между дворянами младшего ранга.
Важную роль в поддержании власти князей играли дружинники, которые формировали княжеские дружины и выступали в качестве их защитников. Интересно, что одним племенем могло управлять несколько княжеских родов, и в этом случае один из них признавался старшим, что добавляло дополнительные сложности в структуру власти. В результате такой феодальной раздробленности знать часто не была значительно богаче своих подданных. Разница между домом князя и домом простолюдина заключалась в основном в размерах: княжеские усадьбы были просто больше, но не всегда более роскошными.
Однако, несмотря на схожесть в материальном положении, важнейшее отличие знати от простого народа заключалось в образовании и подготовке. Князья и дворяне с раннего возраста обучались различным боевым искусствам и приемам, что делало их воинским классом, способным противостоять любым угрозам. Их навыкам мог бы позавидовать даже современный спецназ. Тем не менее, они не занимались производительным трудом или торговлей. Их основная функция заключалась в разрешении споров и конфликтов внутри племени, а также в том, чтобы быть основной ударной силой в случае войны. Взамен на свою защиту и управление, трудовой народ обеспечивал их всем необходимым для жизни.
Кроме того, у феодалов в услужении находились крепостные пастухи и земледельцы, которые были вынуждены подчиниться им из-за тяжёлых условий жизни и нужды. Также в их распоряжении были рабы, которые в основном происходили из числа военнопленных или же были наказаны за различные проступки. Однако основную часть адыгского населения составляли свободные пастухи и земледельцы, которые жили в родовых и соседских общинах.
Что касается большинства адыгских племен, которые обитали в горных районах и на побережье Черного моря, то они, как правило, не имели князей. Вместо этого во главе племени стояла родоплеменная знать, но её полномочия были значительно ограничены влиянием народной власти. В повседневной жизни бытовые вопросы часто решались родовыми старейшинами, которые пользовались уважением и авторитетом среди членов общины. Таким образом, несмотря на наличие знати, в таких племенах существовала более демократичная система управления, основанная на традициях и обычаях.
В системе власти адыгских племен высшим органом управления считалось хасэ, представляющее собой собрание делегатов от всех общин племени. Однако, несмотря на его значимость, часто решения, принятые на этих собраниях, не исполнялись всеми без исключения. Это происходило из-за отсутствия четкого механизма, который мог бы обеспечить административное принуждение к соблюдению постановлений. Таким образом, хасэ оставалось важным, но не всегда эффективным органом власти.
С начала XIX века в жизни адыгов произошли значительные изменения, касающиеся собственности на землю. Ранее земля считалась общинным достоянием, но с течением времени у адыгов появилась частная собственность. Это привело к формированию зажиточной прослойки среди трудового народа, которая смогла разбогатеть благодаря торговле с соседними племенами и народами. Однако, в то же время, начиная с конца XVIII века, наблюдается усиление власти князей и дворян, что создает значительный социальный разрыв между знатью и простыми людьми.
Младшие князья, стремясь к большей независимости, начали проявлять сепаратистские настроения, желая освободиться от влияния старших. В то же время, знатные племенные вожди активно организовывали грабительские походы в соседние земли. Они захватывали добычу и продавали её на рынках Османской империи и России, что способствовало их обогащению. Однако такое поведение негативно сказывалось на простом народе. Феодалы, злоупотребляя древними обычаями, которые определяли отношения между знатью и подданными, разоряли собственное трудовое население. Например, когда князья со своей дружиной останавливались в селениях простолюдинов, те были обязаны за свой счет содержать своих предводителей, что влекло за собой значительные финансовые потери.
Систематические угоны скота также приводили к ухудшению положения крестьян. Разорившиеся пастухи и земледельцы оказывались вынуждены подчиняться феодалам, становясь их крепостными. Число крепостных увеличивалось, и среди свободных тружеников нарастало недовольство. В равнинных племенах князям удавалось подавлять это недовольство, так как народ, сталкиваясь с постоянными русскими экспедициями, воспринимал свою знать как необходимую военную силу, способную защитить их дома. Однако в горных адыгских племенах наблюдался обратный процесс.
В горных районах, где из-за сложного рельефа и обилия лесов было меньше пахотных и пастбищных угодий, влияние знать оказывалось менее значительным. Российские войска появлялись здесь не так часто, и трудовой народ, ощущая давление со стороны знатной верхушки, решительно выступал против попыток расширения её полномочий. Эти выступления становились все более частыми и организованными, что свидетельствовало о нарастающем недовольстве и желании простых людей отстоять свои права и интересы.
Таким образом, в условиях меняющейся социально-экономической структуры адыгского общества, борьба между знатью и трудовым народом обострялась, что предвещало дальнейшие изменения в политической и социальной жизни региона.
В конце XVIII века, после затяжной и кровопролитной войны, в которой участвовал собственный народ, родовая знать адыгского племени шапсугов, обитавшего в горах и на побережье Черного моря, приняла решение отказаться от своих притязаний на более высокие привилегии. Этот период ознаменовался значительными изменениями в социальной структуре адыгских племен, особенно в XIX веке. В конце 30-х годов XIX века, под давлением трудового населения, дворяне, проживавшие в невысоких лесистых горах и на Черноморском побережье, лишились своих привилегий. Их крепостные и рабы, которые ранее находились в зависимости от них, были освобождены. Это событие стало важной вехой в истории племени натухайцев, которые также столкнулись с потерей своих традиционных прав и статуса.
В это же время знатные вожди абадзехов, одного из самых высокогорных адыгских племен, были уравнены в правах с простым народом. Несмотря на это, по традиции они продолжали оставаться политическими предводителями, сохраняя определенные позиции в обществе. Потеря привилегированного положения адыгской знати была обусловлена не только внутренними социально-политическими изменениями, но и влиянием ислама. Учение о равенстве всех мусульман, которое распространялось среди горных народов, способствовало ослаблению власти родовых вождей. Адыги, особенно горцы, имели тесные контакты с представителями Османского Халифата, что также способствовало распространению исламских идей. Однако это взаимодействие изменилось, когда крепости на побережье Черного моря отошли к России.
Внутренняя обстановка среди закубанских адыгов, населявших Северо-Западный Кавказ, была довольно сложной. Социальные и политические изменения, происходившие в регионе, создали почву для дальнейших конфликтов. Когда Россия начала активное наступление на эти земли, адыги столкнулись с новыми вызовами. Привилегированное положение знати, которое они долгое время удерживали, стало под угрозой, и это вызвало недовольство среди различных слоев населения. В результате этих событий произошли значительные изменения в общественной структуре адыгских племен, что в конечном итоге привело к новым формам организации и взаимодействия между различными группами населения.
Таким образом, события конца XVIII и начала XIX века стали поворотным моментом в истории адыгских племен, когда старые традиции и социальные структуры начали рушиться под давлением новых реалий и идей, которые пришли с внешними влияниями и внутренними конфликтами.
В 1835 году на пост начальника Кубанской линии был назначен генерал Г. Засс, который разработал стратегию, направленную на активные военные действия против закубанских адыгов, проживавших на землях Закубанской Кабарды и среди бесленеевцев. Его план заключался в том, чтобы захватить предгорные лесостепные районы на востоке Закубанья, известные также как Черкесия, и тем самым вытеснить адыгов в горные районы. Генерал Засс открыто заявлял о том, что для достижения успеха в этом начинании он готов пренебречь даже российскими законами, утверждая: «Лучше подвергнуться ответственности, нежели оставить хищников без преследования». Это заявление подчеркивало его решимость и готовность действовать вне рамок закона ради достижения поставленных целей.
Под его руководством российские военные экспедиции начали интенсивное наступление на закубанских адыгов. В течение всего лишь одного года генерал Засс организовал ряд опустошительных военных операций на северо-восточных территориях, населенных адыгами. Следует отметить, что адыги, в отличие от многих других народов Кавказа, не строили свои дома из камня. Их жилища представляли собой плетеные конструкции, обмазываемые глиной, а селения защищались не каменными, а бревенчатыми стенами. Это делало их постройки легкими для восстановления в случае разрушения. Однако данная оборонительная тактика, которая ранее была эффективна против ногайцев и крымских татар, не сработала против хорошо организованных российских войск.
В это время адыги не имели политического единства: каждый князь действовал по своему усмотрению, что ослабляло их сопротивление. Адыгские ополчения не могли взять штурмом укрепления Кубанской линии; они лишь совершали набеги, обстреливая врага, и затем были вынуждены отступать в свои леса и степи под огнем русской артиллерии. Хотя адыги прекрасно владели искусством рукопашного боя, их тактика конных набегов оказалась устаревшей и неэффективной против мощной российской армии, которая использовала современные тактические приемы.
К 1836 году, не выдержав постоянного давления со стороны войск Г. Засса, адыги были вынуждены оставить обширные лесостепные земли между реками Кубань и Лаба (Лаба является левым и самым крупным притоком Кубани) и переселиться глубже в Закубанье, что привело к вытеснению их соплеменников, уже проживавших в тех районах. Это переселение стало серьезной утратой для адыгского этноса, так как они потеряли один из своих самых плодородных регионов, где многие племена традиционно закупали зерно.
В соответствии с планом, разработанным Г. Зассом, была возведена новая укрепленная линия вдоль реки Лаба — Лабинская линия, с командным центром в Зассовском укреплении, которое в настоящее время находится на территории современной станицы Зассовской в Краснодарском крае. Адыги, жившие в непосредственной близости от этой линии, были вынуждены принести присягу на верность Российской империи. Однако самым тяжелым ударом для них, прежде всего с моральной точки зрения, стал приказ о разоружении. Сдача оружия российским властям воспринималась адыгами как предательство их многовековой традиции борьбы с завоевателями и налетчиками, что нанесло серьезный удар по их духу и самосознанию.
Таким образом, действия Г. Засса и российской армии привели к значительным изменениям в жизни адыгского народа, изменив их привычный уклад жизни и поставив под угрозу их существование как этноса. В результате этих военных действий адыги оказались в ситуации, когда их традиционные способы ведения войны и защиты своих земель оказались неэффективными против организованной и мощной российской армии. Это стало началом долгого и тяжелого периода в истории адыгов, который повлиял на их будущее и культурную идентичность.
С Лабинской линии российские войска получили доступ к проведению экспедиций в высокие и лесистые горные районы, населенные адыгским племенем абадзехов. Это племя является потомками адыгов, которые переселились сюда много веков назад и восприняли язык и культуру абхазов и крымских татар. Тем не менее, штурмовать эти труднодоступные горные и лесные районы оказалось для российских войск значительно сложнее. Леса Западного Кавказа, в которых пряталось местное население, были даже более густыми, чем в Чечне. Это объяснялось увлажняющим климатом, обусловленным близостью Азовского и Черного морей.
Абадзехи характеризовались как «менее всех склонные к буйству». Это определение вполне точно отражает их образ жизни и менталитет. В основном они вели натуральное хозяйство, что означало, что их существование в значительной мере зависело от природы и ресурсов, которые она им предоставляла. Основными занятиями абадзехов были полукочевое скотоводство и охота. Летом они отгоняли свои стада овец на высокогорные пастбища, где животные могли находить свежую траву и воду. Это позволяло им поддерживать свое скотоводство на должном уровне и обеспечивать себя необходимыми продуктами.
Торговля у абадзехов была незначительной. Они выращивали хлеб на небольших участках земли, расположенных в горных долинах, и в целом старались быть самодостаточными. Знатная прослойка в их обществе была выражена довольно слабо, что подчеркивало их простоту и близость к природе. Абадзехи, будучи в основном пастухами и охотниками, не были склонны к грабительским набегам на соседние территории. Однако они очень ценили свою свободу и привязанность к родной земле, которая сохраняла свою первозданную красоту.
Эта любовь к свободе и земле привела к тому, что абадзехи яростно сопротивлялись любым попыткам подчинить их своей власти. Они использовали все доступные им средства для защиты своей территории, включая горные кручи и густые леса, которые служили естественными укрытиями и защитными рубежами. С раннего возраста мальчики обучались искусству охоты и меткой стрельбе. С семи лет они уже ходили на охоту вместе с отцами, что было важной частью их воспитания и подготовки к взрослой жизни.
Г. Засс, был достаточно реалистичным военачальником, чтобы рисковать без необходимости. Ограничивался периодическими карательными экспедициями против абадзехов, что свидетельствовало о его осторожности и понимании сложности ситуации. За свои успехи в завоевании Восточного Закубанья он был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, что подчеркивало его достижения, но также указывало на постоянное сопротивление абадзехов, которые не собирались сдаваться без боя.
На территории, которая была отвоевана у адыгов, в месте, где река Уруп впадает в Кубань, Г. Засс предоставил земли черкесогаям — потомкам переселенцев из Армении, которые поселились здесь с XIV века. Черкесогаи, исповедовавшие христианство (хотя и не православное), хорошо восприняли приход России, приняли российское подданство и основали поселение в устье Урупа, которое назвали Армавир. В этом поселении также разместили несколько сотен крепостных адыгов, которые были переданы в услужение черкесогаям. В наше время Армавир стал крупным промышленным городом в восточной части Краснодарского края и важным железнодорожным узлом.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!