Найти в Дзене

Серия рисунков А. Захарова «Из коллекции «За рулём»» 1977 г.

Многие подписчики журнала «За рулём» помнят ставшую украшением журнала серию рисунков «Из коллекции «За рулём»», созданную Александром Николаевичем Захаровым (1949-2019). В 1977 г. коллекция была приурочена к празднованию 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. На обложках журналов изображены машины, оставившие след в нашей истории борьбы и побед, истории первого в мире социалистического государства. 1. Броневик «Остин-Путиловский» Путиловского завода на шасси «Остин» (1916 г.). Считается, что с башни этого броневика 3 апреля 1917 г. Владимир Ильич Ленин обратился с речью к рабочим, солдатам и матросам революционного Питера, собравшимся на площади у Финляндского вокзала, где прозвучали его исторические слова: «Да здравствует социалистическая революция!». Для этих машин, представлявшим наиболее распространённый тип броневика русской армии тех лет броневые корпуса изготовляли на Путиловском заводе (впоследствии «Красный путиловец» и «Кировский завод»). 2. Грузовой автомо

Многие подписчики журнала «За рулём» помнят ставшую украшением журнала серию рисунков «Из коллекции «За рулём»», созданную Александром Николаевичем Захаровым (1949-2019). В 1977 г. коллекция была приурочена к празднованию 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. На обложках журналов изображены машины, оставившие след в нашей истории борьбы и побед, истории первого в мире социалистического государства.

1. Броневик «Остин-Путиловский» Путиловского завода на шасси «Остин» (1916 г.).

Считается, что с башни этого броневика 3 апреля 1917 г. Владимир Ильич Ленин обратился с речью к рабочим, солдатам и матросам революционного Питера, собравшимся на площади у Финляндского вокзала, где прозвучали его исторические слова: «Да здравствует социалистическая революция!».

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 1 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 1 1977 г.

Для этих машин, представлявшим наиболее распространённый тип броневика русской армии тех лет броневые корпуса изготовляли на Путиловском заводе (впоследствии «Красный путиловец» и «Кировский завод»).

2. Грузовой автомобиль «Руссо-Балт-М» (вариант 1913 г.).

В 1917 г. революционные солдаты и матросы встали на сторону большевиков с той техникой, которой располагали. Военные автомобилисты активно участвовали в боях, доставляя красногвардейцев, оружие, продовольствие.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 1 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 1 1977 г.

Отечественные грузовики по заказу военного ведомства выпускались Русско-Балтийским заводом с 1911 г. по 1915 г.

3. Танк типа «М» (1920 г.).

В 1919 г. наша промышленность приступила к постройке первых советских танков. Броневые листы для них изготовлял Ижорский завод, двигатели – АМО. Головное предприятие – Сормовский завод. Первую машину, названную «Борец за свободу тов. Ленин», сормовичи собрали в августе 1920 г. За образец был взят танк «Рено-ФТ-17», захваченный у белогвардейцев.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 2 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 2 1977 г.

Далее было изготовлено ещё 14 машин, получившие заводское обозначение «Танк типа М». Танк имел заднее расположение двигателя мощностью 33 л. с., «хвост» в кормовой части для преодоления рвов. Экипаж – 2 человека.

4. Легковой автомобиль «Роллс-Ройс-Кегресс» (1919 г.).

Эта машина представляет собой автомобиль «Роллс-Ройс» модели «Сильвер Гоуст» выпуска 1913-1914 гг. С 1919 г. машиной пользовался В.И. Ленин для поездок зимой из Горок в Москву и окрестные сёла.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 2 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 2 1977 г.

В 1916-1919 гг. большая партия автомобилей для нужд армии была оборудована на Путиловсков заводе полугусеничным ходом конструкции А. Кергесса. Широкая резиновая гусеничная лента и лыжи у передних колёс обеспечивала автосаням хорошую проходимость по снегу.

5. Легковой автомобиль «Промбронь-С» (1922 г.).

Эвакуированный в 1915 г. из Риги под Москву автомобильный отдел Русско-Балтийского вагонного завода стал ядром, вокруг которого в Филях вырос новый завод – Первый броне-танко-авторемонтный завод (1-й БТАЗ) объединения «Промбронь», развернувшего в 1921 г. подготовку к производству первых советских автомобилей по типу «Руссо-Балта» модели «С». Пробную партию из 5 машин 1-й БТАЗ изготовил в конце 1922 г.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 3 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 3 1977 г.

Экземпляр № 1 был подарен 8 октября 1922 г. председателю ВЦИК РСФСР М. И. Калинину.

6. Грузовик АМО-Ф15 (1924 г.).

Завод Автомобильного московского общества (АМО) начали строить в 1916 г., но по-настоящему предприятие заработало после победы Октября. В 1924 г. коллектив национализированного завода приступил к изготовлению грузовиков АМО-Ф15.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 3 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 3 1977 г.

7 ноября 1924 г. первые 10 машин вышли в колонне АМО на праздничную демонстрацию.

7. Мотоцикл «Союз» (1925 г.).

Этот первый советский мотоцикл был построен в 1925 г. на Государственном авиационном заводе № 1 (бывший завод «Дукс») в Москве. «Союз» отличали интересные конструктивные решения: пружинная подвеска заднего колеса, четырёхтактный двигатель с расположением клапанов по схеме IOE (подвесной впускной и боковой выпускной).

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 4 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 4 1977 г.

Коробка передач у мотоцикла стояла отдельно от двигателя, тормоза на переднем колесе не было.

8. Автобус «Лейланд» (1924 г.).

8 августа 1924 г. в Москве начала действовать первая регулярная автобусная линия от Каланчёвской (ныне Комсомольская) площади до Белорусско-Балтийского (ныне Белорусский) вокзала. Отечественная промышленность тогда ещё не строила автобусы, в связи с чем, в Англии были закуплены автобусы «Лейланд» модели GH7 длиной 7830 мм. Автобусы имели 28 посадочных мест и были оснащены 60‑сильным двигателем.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 4 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 4 1977 г.

На «лейландах» руль как у всех английских автомобилей, стоял справа, но кузова были сделаны с учётом правостороннего движения. Автобусы «Лейланд» зарекомендовали себя с положительной стороны, как надёжные и долговечные.

9. Грузовой четырёхосный автомобиль ЯГ-12 (1932 г.).

В 1932 г. на Ярославском автомобильном заводе был построен опытный образец грузового четырёхосного автомобиля со всеми ведущими колёсами. Изготовление машины закончили в ноябре, и она прошла по Красной площади во время демонстрации в честь 15-летия Октябрьской революции.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 5 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 5 1977 г.

ЯГ-12 был оригинальной отечественной конструкцией с зависимой подвеской двух передних мостов, которые имели подрессоренные редукторы главной передачи, ведущими мостами «проходного» типа, лебёдкой.

10. Легковой автомобиль ГАЗ-А (1932 г.).

В декабре 1932 г. Горьковский автозавод начал производство легкового автомобиля ГАЗ-А. Летом 1933 г. шесть машин этой модели приняли участие в испытательном пробеге (10 000 км, 86 дней), маршрут которого проходил в частности и по пескам пустыни Кара-Кум. Это был первый серьёзный экзамен для молодого советского автомобилестроения.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 5 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 5 1977 г.

В ходе пробега на ГАЗ-А испытывались «сверхбаллоны» – шины большого сечения, облегчающие передвижение по песку. Советские автомобили с честью выдержали трудный экзамен и закончили пробег без поломок.

11. Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 (1938 г.).

Первый двухэтажный троллейбус ЯТБ-3, выпущенный Ярославским автомобильным заводом, начал курсировать по улицам Москвы в день выборов (26 июня 1938 г.) в Верховный совет РСФСР. ЯТБ-3 находились в эксплуатации до начала 1950-х гг.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 6 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 6 1977 г.

Благодаря продуманной конструкции токоприёмников ЯТБ-3 при его очень высоком кузове эксплуатировался вместе с одноэтажными машинами. На второй этаж троллейбуса вела винтовая лестница.

12. Фаэтон ЗИС-102 (1939 г.).

Машина представляет собой открытую модификацию модели ЗИС-101А. Первый опытный образец автомобиля ЗИС-102 с кузовом «фаэтон» коллектив экспериментального цеха завода собрал в марте 1939 г. к XVIII съезду КПСС. Массовый выпуск ЗИС-102 освоить не удалось: не хватало производственных мощностей.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 6 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 6 1977 г.

У ЗИС-102 открытый кузов со складывающимся верхом и съёмными боковинами с целлулоидными окошками на дверях. Передние и задние двери открываются по ходу машины (у ЗИС-101А задние против хода). Оборудование включает подъёмное стекло в перегородке позади переднего сиденья, отопитель, радиоприёмник.

13. Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-61 (1941 г.).

Опытные образцы первого советского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-61 были построены в 1938 г. В 1940г. Государственный автомобильный «Завод имени Молотова» приступил к выпуску двигателя ГАЗ-11, которым оснащали ГАЗ-61. Автомобиль производился один год, 1941-й.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 7 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 7 1977 г.

ГАЗ-61 – первая отечественная машина с приводом на все колёса. В начале Великой отечественной войны автомобиль использовался как командирский. На нём ездили такие известные полководцы, как Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. К. Рокосовский.

14. Танк Т-34-76 (1941 г.).

Производство среднего танка Т-34 было начато в 1940 г. Его отличали передовые конструктивные решения: применение дизеля, индивидуальная подвеска всех колёс, бронекорпус из наклонно расположенных листов. Выпуск Т-34 был налажен на нескольких заводах, причём в зависимости от их производственных возможностей, танки имели различные башни и другие элементы.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 7 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 7 1977 г.

Т-34-76 выпуска 1941 г. имел пушку калибра 76, 2 мм и 2 пулемёта. Экипаж танка – 4 человека.

15. Грузовик ЗИС-5В (1943 г.).

Выпуск грузовика ЗИС-5 был начат в Москве в 1933 г. В годы Великой отечественной войны его производили 3 предприятия: московский ЗИС (до октября 1941 г. и с июня 1942 г. по май 1948 г.), ульяновский УльЗИС (с мая 1942 г. по сентябрь 1944 г.) и УралЗИС в Миассе (с июня 1944 г. по февраль 1955 г.).

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 8 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 8 1977 г.

Упрощённый вариант военных лет ЗИС-5В получил сварные гнутые крылья вместо штампованных, деревянную кабину, рулевое колесо с деревянным ободом, кузов без откидных боковых бортов; у него отсутствовали передние тормоза и бампер, а у части машин – правая фара.

16. Бронеавтомобиль БА-64Б (1942 г.).

Бронеавтомобиль БА-64Б строили с 1942 г. на базе агрегатов джипа ГАЗ-67. Его предшественником был БА-64 (на базе ГАЗ-64), который выпускался с конца 1941 г. БА-64Б отличался от БА-64 более широкой (1446 мм против 1250 мм) колеёй.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 8 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 8 1977 г.

Экипаж составлял 2 человека, вооружение – 1 пулемёт ДТ. Корпус БА-64Б с большими углами наклона листов, несмотря на сравнительно малую толщину брони, обеспечивал за счёт рикошетирования надёжную защиту экипажа от пуль и осколков. Лёгкие и манёвренные БА-64Б несли в войсках разведывательную и связную службу.

17. Легковой автомобиль ГАЗ-20 «Победа» (1946 г.).

К проектированию нового легкового автомобиля, который предстояло освоить после войны, коллектив ГАЗа приступил в феврале 1944 г. Первый прототип был готов уже в ноябре, а в 1946 г. было начато серийное производство «Победы». Машины выпуска 1946-1948 гг., 1949-1955 гг. и 1956-1958 гг. различались в деталях.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 9 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 9 1977 г.

На рисунке ГАЗ-20 самого раннего выпуска, имевшая трёхэтажную облицовку радиатора, коробку передач с напольным рычагом переключения, у неё было иное, чем у более поздних машин, передаточное число главной передачи и ещё не было отопителя.

18. Автобус ЗИС-154 (1946 г.).

Этот городской автобус стал первым отечественным автомобилем серийного производства с двигателем, расположенным сзади, электрической трансмиссией, кузовом вагонного типа. Проектирование машины было начато в марте 1949 г., а первый опытный образец был готов в декабре. Серийно ЗИС-154 выпускался с июля 1947 г. по 1949 г.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 9 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 9 1977 г.

ЗИС-154 также вошёл в историю нашего автомобилестроения, как первый автобус, на котором нашли применение дизель, несущая конструкция кузова, алюминиевая обшивка. Для входа пассажиров служила не задняя, а передняя дверь.

19. Карьерный самосвал МАЗ-525 (1951 г.).

Первый советский карьерный самосвал МАЗ-525 был спроектирован в 1950 г. конструкторами Минского автомобильного завода, а в 1951 г. началось производство новых машин. Создатели МАЗ-525 стали пионерами применения в отечественном автомобилестроении двенадцатицилиндрового дизеля, гидроусилителя руля, планетарных редукторов, встроенных в ступицы задних колёс.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 10 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 10 1977 г.

С 1951 по 1959 гг. самосвалы МАЗ-525 выпускал Минский автомобильный завод, а с 1959 по 1967 гг. – БелАЗ в г. Жодино.

20. Рекордно-гоночный автомобиль «Звезда-3М» (1950 г.).

В январе 1946 г. было начато проектирование рекордно-гоночного автомобиля «Звезда». В июне приступили к постройке машины, а в сентябре прошли испытания «Звезды-1». В 1949 г. на «Звезде-3» был впервые перекрыт международный рекорд в классе 350 см3 скорости. Вариант «Звезда-3М» появился в 1950 г.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 10 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 10 1977 г.

Для всех гоночных автомобилей этого семейства характерно заднее расположение двухтактного двигателя с водяным охлаждением, нагнетатель горючей смеси, независимая подвеска всех колёс, очень малое аэродинамическое сопротивление кузова.

21. Легковой автомобиль ВАЗ-2101 (1970 г.).

В 1967 г. в Тольятти было начато строительство Волжского автомобильного завода. В сентябре 1970 г. с главного конвейера завода сошли первые малолитражки.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 11 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 11 1977 г.

Первая модель завода ВАЗ-2101, в отличие от своего прототипа ФИАТ-124, была основательно реконструирована, приспособлена к нашим условиям эксплуатации: получила новый двигатель, усиленный кузов, был увеличен дорожный просвет, задние дисковые тормоза заменены барабанными, введён ряд других изменений.

22. Грузовик КамАЗ-5320 (1976 г.).

16 февраля 1976 г., в канун XXV съезда КПСС, с конвейера Камского автомобильного завода сошли первые бортовые грузовики модели «5320». Автомобилям Камского завода было отведено значительное место в программе производства грузовиков на десятую пятилетку.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 11 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 11 1977 г.

Для всех автомобилей марки «КамАЗ» характерна малая нагрузка на ось, современная компоновка, применение передовых технических решений.

23. Легковой автомобиль «Москвич-412» (1967 г.).

Московский завод малолитражных автомобилей с 1967 г. выпускал модель «Москвич-412». После удачного выступления в 1968 г. этих машин в ралли века по маршруту Лондон – Сидней пять автомобилей «Москвич-412» с успехом приняли участие в ралли Лондон – Мехико 1970 г. протяжённостью 25 810 км.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 12 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 12 1977 г.

Каждая из этих машин имела специальную комплектацию: стальной масляный картер двигателя, масляный радиатор, защитный поддон под двигателем, баки на 120 литров бензина, 4 противотуманные фары, пневматический звуковой сигнал, трубчатый каркас кузова, штурманское оборудование.

24. Гоночный автомобиль «Эстония-3» (1960 г.).

Таллинский опытный авторемонтный завод в 1958 г. испытал первые образцы, а в 1960 г. приступил к серийному производству гоночных автомобилей «Эстония-3» класса 500 см3. 36 этих машин были созданы для спортивных клубов и секций, и на них завоёваны 6 золотых медалей на чемпионатах страны.

Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 12 1977 г.
Рисунок А. Захарова с обложки журнала «За рулём», № 12 1977 г.

На «Эстонии-3» стояли форсированный мотоциклетный двигатель М-52 и коробка передач от того же мотоцикла. Среди других особенностей – независимая подвеска всех колёс, заднее расположение силового агрегата, реечный рулевой механизм, трубчатая пространственная рама.

В 2003 г. большая часть рисунков, опубликованных с 1977 по 1990 гг. на обложках журналов «За рулём», вошла в авторский альбом «Александр Захаров. Рисунки автомобилей».

Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.

Рекомендую посмотреть: