Многие подписчики журнала «За рулём» помнят ставшую украшением журнала серию рисунков «Из коллекции «За рулём»», созданную Александром Николаевичем Захаровым (1949-2019). В 1977 г. коллекция была приурочена к празднованию 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. На обложках журналов изображены машины, оставившие след в нашей истории борьбы и побед, истории первого в мире социалистического государства.
1. Броневик «Остин-Путиловский» Путиловского завода на шасси «Остин» (1916 г.).
Считается, что с башни этого броневика 3 апреля 1917 г. Владимир Ильич Ленин обратился с речью к рабочим, солдатам и матросам революционного Питера, собравшимся на площади у Финляндского вокзала, где прозвучали его исторические слова: «Да здравствует социалистическая революция!».
Для этих машин, представлявшим наиболее распространённый тип броневика русской армии тех лет броневые корпуса изготовляли на Путиловском заводе (впоследствии «Красный путиловец» и «Кировский завод»).
2. Грузовой автомобиль «Руссо-Балт-М» (вариант 1913 г.).
В 1917 г. революционные солдаты и матросы встали на сторону большевиков с той техникой, которой располагали. Военные автомобилисты активно участвовали в боях, доставляя красногвардейцев, оружие, продовольствие.
Отечественные грузовики по заказу военного ведомства выпускались Русско-Балтийским заводом с 1911 г. по 1915 г.
3. Танк типа «М» (1920 г.).
В 1919 г. наша промышленность приступила к постройке первых советских танков. Броневые листы для них изготовлял Ижорский завод, двигатели – АМО. Головное предприятие – Сормовский завод. Первую машину, названную «Борец за свободу тов. Ленин», сормовичи собрали в августе 1920 г. За образец был взят танк «Рено-ФТ-17», захваченный у белогвардейцев.
Далее было изготовлено ещё 14 машин, получившие заводское обозначение «Танк типа М». Танк имел заднее расположение двигателя мощностью 33 л. с., «хвост» в кормовой части для преодоления рвов. Экипаж – 2 человека.
4. Легковой автомобиль «Роллс-Ройс-Кегресс» (1919 г.).
Эта машина представляет собой автомобиль «Роллс-Ройс» модели «Сильвер Гоуст» выпуска 1913-1914 гг. С 1919 г. машиной пользовался В.И. Ленин для поездок зимой из Горок в Москву и окрестные сёла.
В 1916-1919 гг. большая партия автомобилей для нужд армии была оборудована на Путиловсков заводе полугусеничным ходом конструкции А. Кергесса. Широкая резиновая гусеничная лента и лыжи у передних колёс обеспечивала автосаням хорошую проходимость по снегу.
5. Легковой автомобиль «Промбронь-С» (1922 г.).
Эвакуированный в 1915 г. из Риги под Москву автомобильный отдел Русско-Балтийского вагонного завода стал ядром, вокруг которого в Филях вырос новый завод – Первый броне-танко-авторемонтный завод (1-й БТАЗ) объединения «Промбронь», развернувшего в 1921 г. подготовку к производству первых советских автомобилей по типу «Руссо-Балта» модели «С». Пробную партию из 5 машин 1-й БТАЗ изготовил в конце 1922 г.
Экземпляр № 1 был подарен 8 октября 1922 г. председателю ВЦИК РСФСР М. И. Калинину.
6. Грузовик АМО-Ф15 (1924 г.).
Завод Автомобильного московского общества (АМО) начали строить в 1916 г., но по-настоящему предприятие заработало после победы Октября. В 1924 г. коллектив национализированного завода приступил к изготовлению грузовиков АМО-Ф15.
7 ноября 1924 г. первые 10 машин вышли в колонне АМО на праздничную демонстрацию.
7. Мотоцикл «Союз» (1925 г.).
Этот первый советский мотоцикл был построен в 1925 г. на Государственном авиационном заводе № 1 (бывший завод «Дукс») в Москве. «Союз» отличали интересные конструктивные решения: пружинная подвеска заднего колеса, четырёхтактный двигатель с расположением клапанов по схеме IOE (подвесной впускной и боковой выпускной).
Коробка передач у мотоцикла стояла отдельно от двигателя, тормоза на переднем колесе не было.
8. Автобус «Лейланд» (1924 г.).
8 августа 1924 г. в Москве начала действовать первая регулярная автобусная линия от Каланчёвской (ныне Комсомольская) площади до Белорусско-Балтийского (ныне Белорусский) вокзала. Отечественная промышленность тогда ещё не строила автобусы, в связи с чем, в Англии были закуплены автобусы «Лейланд» модели GH7 длиной 7830 мм. Автобусы имели 28 посадочных мест и были оснащены 60‑сильным двигателем.
На «лейландах» руль как у всех английских автомобилей, стоял справа, но кузова были сделаны с учётом правостороннего движения. Автобусы «Лейланд» зарекомендовали себя с положительной стороны, как надёжные и долговечные.
9. Грузовой четырёхосный автомобиль ЯГ-12 (1932 г.).
В 1932 г. на Ярославском автомобильном заводе был построен опытный образец грузового четырёхосного автомобиля со всеми ведущими колёсами. Изготовление машины закончили в ноябре, и она прошла по Красной площади во время демонстрации в честь 15-летия Октябрьской революции.
ЯГ-12 был оригинальной отечественной конструкцией с зависимой подвеской двух передних мостов, которые имели подрессоренные редукторы главной передачи, ведущими мостами «проходного» типа, лебёдкой.
10. Легковой автомобиль ГАЗ-А (1932 г.).
В декабре 1932 г. Горьковский автозавод начал производство легкового автомобиля ГАЗ-А. Летом 1933 г. шесть машин этой модели приняли участие в испытательном пробеге (10 000 км, 86 дней), маршрут которого проходил в частности и по пескам пустыни Кара-Кум. Это был первый серьёзный экзамен для молодого советского автомобилестроения.
В ходе пробега на ГАЗ-А испытывались «сверхбаллоны» – шины большого сечения, облегчающие передвижение по песку. Советские автомобили с честью выдержали трудный экзамен и закончили пробег без поломок.
11. Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 (1938 г.).
Первый двухэтажный троллейбус ЯТБ-3, выпущенный Ярославским автомобильным заводом, начал курсировать по улицам Москвы в день выборов (26 июня 1938 г.) в Верховный совет РСФСР. ЯТБ-3 находились в эксплуатации до начала 1950-х гг.
Благодаря продуманной конструкции токоприёмников ЯТБ-3 при его очень высоком кузове эксплуатировался вместе с одноэтажными машинами. На второй этаж троллейбуса вела винтовая лестница.
12. Фаэтон ЗИС-102 (1939 г.).
Машина представляет собой открытую модификацию модели ЗИС-101А. Первый опытный образец автомобиля ЗИС-102 с кузовом «фаэтон» коллектив экспериментального цеха завода собрал в марте 1939 г. к XVIII съезду КПСС. Массовый выпуск ЗИС-102 освоить не удалось: не хватало производственных мощностей.
У ЗИС-102 открытый кузов со складывающимся верхом и съёмными боковинами с целлулоидными окошками на дверях. Передние и задние двери открываются по ходу машины (у ЗИС-101А задние против хода). Оборудование включает подъёмное стекло в перегородке позади переднего сиденья, отопитель, радиоприёмник.
13. Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-61 (1941 г.).
Опытные образцы первого советского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-61 были построены в 1938 г. В 1940г. Государственный автомобильный «Завод имени Молотова» приступил к выпуску двигателя ГАЗ-11, которым оснащали ГАЗ-61. Автомобиль производился один год, 1941-й.
ГАЗ-61 – первая отечественная машина с приводом на все колёса. В начале Великой отечественной войны автомобиль использовался как командирский. На нём ездили такие известные полководцы, как Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. К. Рокосовский.
14. Танк Т-34-76 (1941 г.).
Производство среднего танка Т-34 было начато в 1940 г. Его отличали передовые конструктивные решения: применение дизеля, индивидуальная подвеска всех колёс, бронекорпус из наклонно расположенных листов. Выпуск Т-34 был налажен на нескольких заводах, причём в зависимости от их производственных возможностей, танки имели различные башни и другие элементы.
Т-34-76 выпуска 1941 г. имел пушку калибра 76, 2 мм и 2 пулемёта. Экипаж танка – 4 человека.
15. Грузовик ЗИС-5В (1943 г.).
Выпуск грузовика ЗИС-5 был начат в Москве в 1933 г. В годы Великой отечественной войны его производили 3 предприятия: московский ЗИС (до октября 1941 г. и с июня 1942 г. по май 1948 г.), ульяновский УльЗИС (с мая 1942 г. по сентябрь 1944 г.) и УралЗИС в Миассе (с июня 1944 г. по февраль 1955 г.).
Упрощённый вариант военных лет ЗИС-5В получил сварные гнутые крылья вместо штампованных, деревянную кабину, рулевое колесо с деревянным ободом, кузов без откидных боковых бортов; у него отсутствовали передние тормоза и бампер, а у части машин – правая фара.
16. Бронеавтомобиль БА-64Б (1942 г.).
Бронеавтомобиль БА-64Б строили с 1942 г. на базе агрегатов джипа ГАЗ-67. Его предшественником был БА-64 (на базе ГАЗ-64), который выпускался с конца 1941 г. БА-64Б отличался от БА-64 более широкой (1446 мм против 1250 мм) колеёй.
Экипаж составлял 2 человека, вооружение – 1 пулемёт ДТ. Корпус БА-64Б с большими углами наклона листов, несмотря на сравнительно малую толщину брони, обеспечивал за счёт рикошетирования надёжную защиту экипажа от пуль и осколков. Лёгкие и манёвренные БА-64Б несли в войсках разведывательную и связную службу.
17. Легковой автомобиль ГАЗ-20 «Победа» (1946 г.).
К проектированию нового легкового автомобиля, который предстояло освоить после войны, коллектив ГАЗа приступил в феврале 1944 г. Первый прототип был готов уже в ноябре, а в 1946 г. было начато серийное производство «Победы». Машины выпуска 1946-1948 гг., 1949-1955 гг. и 1956-1958 гг. различались в деталях.
На рисунке ГАЗ-20 самого раннего выпуска, имевшая трёхэтажную облицовку радиатора, коробку передач с напольным рычагом переключения, у неё было иное, чем у более поздних машин, передаточное число главной передачи и ещё не было отопителя.
18. Автобус ЗИС-154 (1946 г.).
Этот городской автобус стал первым отечественным автомобилем серийного производства с двигателем, расположенным сзади, электрической трансмиссией, кузовом вагонного типа. Проектирование машины было начато в марте 1949 г., а первый опытный образец был готов в декабре. Серийно ЗИС-154 выпускался с июля 1947 г. по 1949 г.
ЗИС-154 также вошёл в историю нашего автомобилестроения, как первый автобус, на котором нашли применение дизель, несущая конструкция кузова, алюминиевая обшивка. Для входа пассажиров служила не задняя, а передняя дверь.
19. Карьерный самосвал МАЗ-525 (1951 г.).
Первый советский карьерный самосвал МАЗ-525 был спроектирован в 1950 г. конструкторами Минского автомобильного завода, а в 1951 г. началось производство новых машин. Создатели МАЗ-525 стали пионерами применения в отечественном автомобилестроении двенадцатицилиндрового дизеля, гидроусилителя руля, планетарных редукторов, встроенных в ступицы задних колёс.
С 1951 по 1959 гг. самосвалы МАЗ-525 выпускал Минский автомобильный завод, а с 1959 по 1967 гг. – БелАЗ в г. Жодино.
20. Рекордно-гоночный автомобиль «Звезда-3М» (1950 г.).
В январе 1946 г. было начато проектирование рекордно-гоночного автомобиля «Звезда». В июне приступили к постройке машины, а в сентябре прошли испытания «Звезды-1». В 1949 г. на «Звезде-3» был впервые перекрыт международный рекорд в классе 350 см3 скорости. Вариант «Звезда-3М» появился в 1950 г.
Для всех гоночных автомобилей этого семейства характерно заднее расположение двухтактного двигателя с водяным охлаждением, нагнетатель горючей смеси, независимая подвеска всех колёс, очень малое аэродинамическое сопротивление кузова.
21. Легковой автомобиль ВАЗ-2101 (1970 г.).
В 1967 г. в Тольятти было начато строительство Волжского автомобильного завода. В сентябре 1970 г. с главного конвейера завода сошли первые малолитражки.
Первая модель завода ВАЗ-2101, в отличие от своего прототипа ФИАТ-124, была основательно реконструирована, приспособлена к нашим условиям эксплуатации: получила новый двигатель, усиленный кузов, был увеличен дорожный просвет, задние дисковые тормоза заменены барабанными, введён ряд других изменений.
22. Грузовик КамАЗ-5320 (1976 г.).
16 февраля 1976 г., в канун XXV съезда КПСС, с конвейера Камского автомобильного завода сошли первые бортовые грузовики модели «5320». Автомобилям Камского завода было отведено значительное место в программе производства грузовиков на десятую пятилетку.
Для всех автомобилей марки «КамАЗ» характерна малая нагрузка на ось, современная компоновка, применение передовых технических решений.
23. Легковой автомобиль «Москвич-412» (1967 г.).
Московский завод малолитражных автомобилей с 1967 г. выпускал модель «Москвич-412». После удачного выступления в 1968 г. этих машин в ралли века по маршруту Лондон – Сидней пять автомобилей «Москвич-412» с успехом приняли участие в ралли Лондон – Мехико 1970 г. протяжённостью 25 810 км.
Каждая из этих машин имела специальную комплектацию: стальной масляный картер двигателя, масляный радиатор, защитный поддон под двигателем, баки на 120 литров бензина, 4 противотуманные фары, пневматический звуковой сигнал, трубчатый каркас кузова, штурманское оборудование.
24. Гоночный автомобиль «Эстония-3» (1960 г.).
Таллинский опытный авторемонтный завод в 1958 г. испытал первые образцы, а в 1960 г. приступил к серийному производству гоночных автомобилей «Эстония-3» класса 500 см3. 36 этих машин были созданы для спортивных клубов и секций, и на них завоёваны 6 золотых медалей на чемпионатах страны.
На «Эстонии-3» стояли форсированный мотоциклетный двигатель М-52 и коробка передач от того же мотоцикла. Среди других особенностей – независимая подвеска всех колёс, заднее расположение силового агрегата, реечный рулевой механизм, трубчатая пространственная рама.
В 2003 г. большая часть рисунков, опубликованных с 1977 по 1990 гг. на обложках журналов «За рулём», вошла в авторский альбом «Александр Захаров. Рисунки автомобилей».
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.
Рекомендую посмотреть: