Найти в Дзене

Коллекционная модель и история первого советского грузовика АМО-Ф-15

В моей коллекции есть масштабная модель грузовика АМО-Ф-15 образца 1924 г., выпускавшаяся в СССР в 1980-е гг. под торговой маркой «АРЕК» производственным объединением «Элекон» (г. Казань). Предполагается, что начало выпуска этих моделей было приурочено к празднованию 60-летия советской автомобильной промышленности. Модели из Казани продавались во всех уголках страны и выпускались до 2005 г. Данная модель грузовика АМО-Ф-15 в масштабе 1/43 очень качественная и считается одной из лучших масштабных моделей СССР, как по степени копийности, так и по степени проработки. Из металла изготовлены кабина с передними крыльями и рама с картером, бортовой кузов, колёсные диски, радиаторная решётка, подножки, элементы салона, тент и стекло кабины сделаны из пластика. Покрышки колёс выполнены из резины. Первые экземпляры модели АМО-Ф-15 от ПО «Элекон» имели хромированные фары и эмблему «АМО» на радиаторной решётке, приборную доску и имитацию маслёнки на копии дифференциала, затем хромировка пропала, и

В моей коллекции есть масштабная модель грузовика АМО-Ф-15 образца 1924 г., выпускавшаяся в СССР в 1980-е гг. под торговой маркой «АРЕК» производственным объединением «Элекон» (г. Казань). Предполагается, что начало выпуска этих моделей было приурочено к празднованию 60-летия советской автомобильной промышленности. Модели из Казани продавались во всех уголках страны и выпускались до 2005 г.

Коллекционная модель АМО-Ф-15 образца 1924 г. в коробке из моей коллекции.
Коллекционная модель АМО-Ф-15 образца 1924 г. в коробке из моей коллекции.

Данная модель грузовика АМО-Ф-15 в масштабе 1/43 очень качественная и считается одной из лучших масштабных моделей СССР, как по степени копийности, так и по степени проработки. Из металла изготовлены кабина с передними крыльями и рама с картером, бортовой кузов, колёсные диски, радиаторная решётка, подножки, элементы салона, тент и стекло кабины сделаны из пластика. Покрышки колёс выполнены из резины.

Первые экземпляры модели АМО-Ф-15 от ПО «Элекон» имели хромированные фары и эмблему «АМО» на радиаторной решётке, приборную доску и имитацию маслёнки на копии дифференциала, затем хромировка пропала, исчезли и некоторые другие детали. Модели были полностью красные, полностью синие, с рыжей или синей кабиной и красным кузовом. Колёсные диски имели красный, белый, коричневый цвет. Модель упаковывалась в картонную коробку с прозрачным окном.

Коробка из моей коллекции.
Коробка из моей коллекции.

Кстати, аббревиатура АМО часто расшифровывается неправильно – Автомобильное Московское Общество, а правильная расшифровка –Автомобильный МОсковский завод. Завод был основан в 1916 г. братьями Сергеем Павловичем и Степаном Павловичем Рябушинскими совместно с Александром Ивановичем Кузнецовым как Автомобильный Московский завод Акционерного общества «Кузнецов, Рябушинские и Кº».

Сергей и Степан Рябушинские обсуждают план строительства АМО. Тюфелева роща, 1916 г. Источник: https://ru.ruwiki.ru/wiki/FIAT_15_Ter.
Сергей и Степан Рябушинские обсуждают план строительства АМО. Тюфелева роща, 1916 г. Источник: https://ru.ruwiki.ru/wiki/FIAT_15_Ter.

Главное военно-техническое управление и торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и Кº» заключили договор на поставку 1500 автомобилей. К производству на заводе была принята итальянская модель 1916 г. – 1,5-тонный грузовик FIAT 15-Ter («ter» – означает «третья модификация») с 4-цилиндровым двигателем мощностью 35 л. с.

Первые 150 грузовиков планировалось изготовить к 7 марта 1917 г., но к этому времени завод не заработал. Для соблюдения контракта у итальянцев были закуплены 150 готовых комплектов «Фиатов», а недостающее для их сборки оборудование подобрали на месте. Закончить строительство завода помешала революция, а пришедшие к власти большевики получили АМО (впоследствии АМО ЗиЛ) в состоянии 95‑процентной готовности.

Собранный в Москве грузовик FIAT 15-Ter с пулеметным вооружением. 1918 г. Источник: https://www.kolesa.ru/article/vragi-kapitala-inomarki-na-sluzhbe-krasnoj-armii-i-pervye-sovetskie-broneviki.
Собранный в Москве грузовик FIAT 15-Ter с пулеметным вооружением. 1918 г. Источник: https://www.kolesa.ru/article/vragi-kapitala-inomarki-na-sluzhbe-krasnoj-armii-i-pervye-sovetskie-broneviki.

Вплоть до конца 1919 г. в цехах АМО понемногу собирали «Фиаты» из итальянских комплектов, а затем перешли на ремонт разбитых и изношенных автомобилей, главным образом грузовиков марки White («Уайт») – в первую очередь 3-тонных бортовых моделей TAD, закупленных во время Первой мировой войны в Америке.

Трёхтонный грузовик White TAD. Музей отечественной военной истории в деревне Падиково. Источник: https://www.kskdivniy.ru/museum/eksponaty/white-tad/.
Трёхтонный грузовик White TAD. Музей отечественной военной истории в деревне Падиково. Источник: https://www.kskdivniy.ru/museum/eksponaty/white-tad/.

Помимо ремонта, АМО постепенно осваивал собственное производство запасных деталей и узлов для ремонта «Уайтов» и с 1922 г., по существу, не ремонтировал, а изготавливал заново машины, сохраняя лишь раму. Завод сам делал коробки передач, блоки цилиндров, радиаторы, колеса и другие узлы, и детали. Такие машины получили название «Уайт-АМО».

«Уайт-АМО» 1922 г. Рисунок А.Н. Захарова из книги Л.Н. Шугурова «Автомобили России и СССР». М.: ИЛБИ, 1993.
«Уайт-АМО» 1922 г. Рисунок А.Н. Захарова из книги Л.Н. Шугурова «Автомобили России и СССР». М.: ИЛБИ, 1993.

В 1922 г. собрали 51 грузовик «Уайт-АМО», а в 1923 г. – уже 90. Успехи АМО в ремонте грузовиков были бесспорны: пришло время начать выпуск собственных машин. Последние 12 автомобилей «Уайт-АМО» сделали в начале 1924 г. В дальнейшем планировали развернуть производство модернизированной модели АМО У-3 с новой трансмиссией без цепной передачи и на пневматических шинах.

Но, в связи с тем, что оборудование на АМО в основном было рассчитано на сборку FIAT 15-Ter, было решено приступить в Москве к промышленному производству 1,5-тонных грузовиков по образцу машины FIAT 15-Ter. База у автозаводчан была, так как сохранились два эталонных FIAT 15-Ter, более 150 итальянских чертежей и около 500 собственных чертежей. Первый советский грузовик получил название АМО-Ф-15, указывающее на прототип.

Самый первый экземпляр АМО-Ф-15 был собран из отечественных комплектующих кустарным способом бригадой слесаря Николая Степановича Королёва (1892-1984) в ночь на 1 ноября 1924 г. Днём 6 ноября закончили сборку последнего, десятого, автомобиля предсерийной партии. Их покрасили в революционный красный цвет. 7 ноября эти АМО-Ф-15 проехали по Красной площади во время праздничной демонстрации.

АМО-Ф-15 из первой десятки, собранной в ноябре 1924 г. Рисунок А.Н. Захарова из книги Л.Н. Шугурова «Автомобили России и СССР». М.: ИЛБИ, 1993.
АМО-Ф-15 из первой десятки, собранной в ноябре 1924 г. Рисунок А.Н. Захарова из книги Л.Н. Шугурова «Автомобили России и СССР». М.: ИЛБИ, 1993.

Выпустив опытную партию грузовиков, решили испытать новый автомобиль на выносливость. 25 ноября 1924 г. в полдень три машины АМО-Ф-15 (№ 1, № 8 и № 10) стартовали с Красной площади, отправившись в автопробег по маршруту Москва - Тверь - Вышний Волочек - Новгород - Ленинград. Обратно они возвращались через Лугу - Витебск - Смоленск - Рославль.

Маршрут автопробега 1924 г. Источник: https://www.kolesa.ru/article/pervye-gruzoviki-strany-100-let-avtoprobegu-amo-f-15?utm_medium=organic&utm_source=yasmartcamera.
Маршрут автопробега 1924 г. Источник: https://www.kolesa.ru/article/pervye-gruzoviki-strany-100-let-avtoprobegu-amo-f-15?utm_medium=organic&utm_source=yasmartcamera.

9 декабря 1924 г. все машины, совершившие пробег в 2000 вёрст, вернулись в Москву без поломок. Грузовики подтвердили свою надёжность, и в марте 1925 г. началось их серийное производство. Тогда же завод АМО стал называться Государственным автомобильным заводом № 1.

АМО-Ф-15 на испытательном автопробеге 1924 г. Источник: https://www.drom.ru/info/misc/56640.html.
АМО-Ф-15 на испытательном автопробеге 1924 г. Источник: https://www.drom.ru/info/misc/56640.html.

Летом 1925 г. состоялся Первый Всесоюзный Первый Всесоюзный испытательный автомобильный и мотоциклетный пробег по маршруту Ленинград-Москва-Тифлис-Москва. Количество участников пробега в различных источниках разнится. В австрийском журнале Allgemeine Automobil-Zeitung приводятся следующие данные: 87 легковых, 61 грузовая, 21 специальная машина (автобусы, тягачи и пожарные) и 20 мотоциклов.

Участники пробега были представлены десятками передовых зарубежных фирм. Наши два грузовика АМО-Ф-15 с ведущим конструктором Владимиром Ивановичем Ципулиным (1882-1937) за рулём первого и опытным автомобилистом Александром Степановичем Рупневским (1891-1951) – за рулём второго шли вне конкурса.

Стартовал пробег в 9 часов утра 18 августа в Ленинграде. В столицу автоколонна прибыла 20 августа. В Москве к автопробегу присоединились 20 мотоциклистов. 22 августа всех участников автопробега в торжественной обстановке провожали на Красной площади.

Приветствие пробега автомобилей рабочими завода АМО. 22 августа 1925 г. Фото: Russian Look/Global Look Press. Источник: https://www.kp.ru/afisha/msk/obzory/knigi/kniga-zolotoj-telenok/?noredir=true.
Приветствие пробега автомобилей рабочими завода АМО. 22 августа 1925 г. Фото: Russian Look/Global Look Press. Источник: https://www.kp.ru/afisha/msk/obzory/knigi/kniga-zolotoj-telenok/?noredir=true.

Маршрут грузовых машин был протяженностью 1724 км – Ленинград-Москва-Курск-Москва. АМО-Ф-15 шли без поломок, получали мало штрафных очков и демонстрировали соответствие лучшим зарубежным моделям своего класса. 10 сентября пробег финишировал в Москве (грузовые машины – 28 августа).

Автомобили завода АМО на финише автопробега 1925 г. Госкаталог/ Ковровский историко-мемориальный музей. Источник: https://tass.ru/obschestvo/25134137.
Автомобили завода АМО на финише автопробега 1925 г. Госкаталог/ Ковровский историко-мемориальный музей. Источник: https://tass.ru/obschestvo/25134137.

Относительный успех московского грузовика доказал жизнеспособность советского автомобилестроения. В ходе автопробега прекрасно зарекомендовали себя шины, изготовленные легендарным ленинградским предприятием «Красный треугольник».

Достойным завершением пробега стало открытие 24 сентября 1925 г. в Москве первой в СССР автомобильной выставки, на которой демонстрировались машины участников. Кроме грузовиков, участвовавших в автопробеге АМО представил на выставке первый отечественный автобус, сделанный на базе АМО-Ф15. Автобус вышел из сборочного цеха московского автозавода 11 сентября 1925 г.

Первый советский автобус на базе АМО-Ф-15. Источник: https://vikond65.livejournal.com/2455965.html?ysclid=mg68zb6nao55846851.
Первый советский автобус на базе АМО-Ф-15. Источник: https://vikond65.livejournal.com/2455965.html?ysclid=mg68zb6nao55846851.

Первый отечественный грузовик АМО-Ф-15 имел мотор, который являлся лицензионной копией итальянского двигателя FIAT 12-15, в процессе производства которого были сделаны правки, направленные на упрощение конструкции и адаптацию к местным условиям. Этот двигатель стал одним из первых серийно выпускаемых в СССР и базой для многих новых моторов.

Автомобили АМО-Ф-15 выпускались с 1924 по 1931 гг. Машины, построенные в 1924-1926 гг. условно можно назвать первой серией, в 1927-1928 гг. – второй серией, а в 1928-1931 гг. – третьей. Машины каждой следующей серии существенно дорабатывались и становились всё более совершенными.

У машин первой серии не было полноценной жёсткой кабины. Её заменяла конструкция с брезентовым верхом. Руль располагался с правой стороны. Внутри «баранки» имелись два рычажка: для управления акселератором и регулировки угла опережения зажигания. Рычаг переключения скоростей и ручного тормоза находились вне кабины – за её правым бортом, из-за чего из кабины можно было вылезти только с левой стороны.

35-сильный двигатель позволял машине разгоняться максимум до 50 км/час, при этом расход топлива составлял около 28 л бензина на 100 км. У АМО-Ф-15 образца 1924 г. не было стартера, водитель запускал двигатель с помощью заводной рукоятки. Для освещения дороги в темное время суток использовались ацетиленовые фонари. Вместо электрического сигнала – изогнутый раструб с резиновой грушей.

В машинах второй серии кабину сделали жесткой, с боковыми стеклами. Рычаг стояночного тормоза перенесли в кабину, механизм рулевого управления упростили, поставили «сухое» двухдисковое сцепление, а бензобак опустили ниже двигателя, применив вакуумный бензонасос. На грузовиках последней серии установили аккумулятор, электрические фары, стартер и сигнал, вернулись к подаче топлива в карбюратор самотёком, как в машинах первой серии.

Кстати, в июне 2012 г. итальянское издательство De Agistini в серии «Автолегенды СССР» под номером 87 выпустило копию автомобиля АМО-Ф-15 образца 1927 г. Машина окрашена в зелёный цвет – цвет в который в СССР в основном окрашивались грузовые автомобили. Упаковывалась модель в прозрачный блистер и реализовывалась вместе с журналом.

Модель АМО-Ф-15 образца 1927 г. Масштаб: 1/43. Журнальная серия: «Автолегенды СССР» № 87 2012 г. Производитель: DeAgostini.
Модель АМО-Ф-15 образца 1927 г. Масштаб: 1/43. Журнальная серия: «Автолегенды СССР» № 87 2012 г. Производитель: DeAgostini.

За семь лет завод построил 6383 автомобиля марки АМО-Ф-15 или примерно по сериям: 446, 750 и 5187. Весной 1928 г. как большой праздник вся страна отмечала выпуск на АМО тысячного грузовика, а в 1930 г. АМО оставил позади итальянский ФИАТ, который построил тогда 2901 грузовик.

Тысячный АМО-Ф-15, выпущенный 31 марта 1928 г. Фото из журнала «За рулём» № 1 1928 г.
Тысячный АМО-Ф-15, выпущенный 31 марта 1928 г. Фото из журнала «За рулём» № 1 1928 г.

Последний на данный момент сохранившийся АМО-Ф-15 до лета 2024 г. находился в экспозиции «Музея завода ЗИЛ» в московском парке «Сокольники». Этот автомобиль с номером шасси 1338 был выпущен в 1929 г. Несмотря на некоторые несоответствия он изображает первую советскую машину, для чего был покрашен в красный революционный цвет, а на его борта нанесена надпись «1-ый АМО 1-ый».

Это поздняя модификация грузовика с кабиной, оснащённой жёстким верхом, рычагами коробки скоростей и ручного тормоза, перенесёнными внутрь кабины. Он неоднократно принимал участие в выставках и показах автомобильной техники.

Этот грузовик хорошо известен в автомобильной среде. Данный автомобиль всегда принадлежал автозаводу имени И. А. Лихачёва. После закрытия музея автомобиль перевезли в Санкт-Петербург. Сегодня его можно увидеть в экспозиции музея «Центр истории автотранспорта Ленинграда».

АМО-Ф-15 занимает почетное место в истории советского автомобилестроения и представляя собой не просто грузовик, а символ индустриализации и технического прогресса СССР.

Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.

Рекомендую посмотреть: