Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Оклеветать с неудержимой злобой»… Страшный герой из комедии Шекспира

Речь идёт о комедии «Много шума из ничего». Я пересмотрела фильм по ней. Восхитилась им заново. И попутно пришла в тихий ужас.

Не от фильма, а от персонажа Клавдио.

Пару слов о фильме. Мне больше всех нравится музыкальный фильм по мотивам шекспировской пьесы, который называется «Любовью за любовь». Здесь самых интересных героев – Беатриче и Бенедикта – играют Лариса Удовиченко и Леонид Ярмольник.

А если говорить о костюмах, то в фильме хороши женские. Мужские – «условные», а вот женские костюмы и причёски неплохо стилизованы под итальянскую моду последней четверти 15 века.

Кадр из фильма «Любовью за любовь», 1983 год, СССР. Беатриче.
Кадр из фильма «Любовью за любовь», 1983 год, СССР. Беатриче.

Интересно, что похожие прически встречаются в сериале «Борджиа» (2011 – 2014). Там у Лукреции (актриса Холлидей Грейнджер) есть точно такие прически, как в этом фильме у Геро.

Например, вот такая причёска, с такой же самой сеточкой.

Откуда это взято? Не знаю. Мне не попадалось портретов 15 века с такими причёсками.

Кадр из фильма «Любовью за любовь», 1983 год, СССР. Геро и Беатриче на свадьбе.
Кадр из фильма «Любовью за любовь», 1983 год, СССР. Геро и Беатриче на свадьбе.

В общем, фильм задорный, красочный (это только кадры не очень), и женские наряды там вполне историчны и разнообразны.

Кадр из фильма «Любовью за любовь», 1983 год, СССР. Беатриче и Бенедикт.
Кадр из фильма «Любовью за любовь», 1983 год, СССР. Беатриче и Бенедикт.

А теперь о Клавдио и его ужасном поведении.

Содержание пьесы, наверное, многие помнят. Молодой дворянин Клавдио, приближённый принца Арагонского Дона Педро, любит Геро, единственную дочь губернатора Мессины. Любовь оказалась взаимной, влюблённых сосватали, и вот близится свадьба.

Накануне свадьбы брат-бастрад принца, Дон Хуан, сделал подлость. Оклеветал Геро в глазах Клавдио и Дона Педро. Подстроил сцену, где под окна Геро приходит некий мужчина, будто бы её любовник.

И комедия становится трагедией. Клавдио решает публично опозорить Геро во время свадебной церемонии.

Кадр из фильма «Любовью за любовь». Скандал на свадебной церемонии.
Кадр из фильма «Любовью за любовь». Скандал на свадебной церемонии.

Эта сцена ужасна и довольно грязная.

Клавдио на все лады оскорбляет невесту. Называет её «развратной тварью», «гнилым плодом» и т. д.

Принц вторит своему любимчику, называя бедняжку Геро «развратницей публичной»…

В общем, мужики смешали девушку с грязью. Не пожалели ни Геро, ни её почтенного отца. Как «порядочно» и «благородно».

А отец-то в чём виноват? Он же верой и правдой служил отцу принца. Как мог принц так обойтись с ним? Допустить публичные разборки?

Кадр из фильма «Любовью за любовь». Бедняжка Геро.
Кадр из фильма «Любовью за любовь». Бедняжка Геро.

А Клавдио? Это разве – любовь?

Нет, конечно. По-настоящему любящий мужчина не стал бы ломать жизнь любимой. Позорить её публично, топтать без малейшей жалости. Доводить её отца до желания свести счёты с жизнью…

Когда Геро теряет сознание, Клавдио уходит. Она – «тварь», и на неё плевать. Умрёт? Ну, туда и дорога…

Кадр из фильма «Любовью за любовь». Геро лишилась чувств.
Кадр из фильма «Любовью за любовь». Геро лишилась чувств.

В отзывах о пьесе пишут – таковы были нравы того времени.

Но вот интересный вопрос: а как сам Шекспир расценивает поведение Клавдио?

Надо думать, отношение Шекспира к «герою» выражено в словах Бенедикта и Беатриче.

Кто здесь лучше всех? Да вот эти двое.

Показательно, что Бенедикт не уходит вместе с принцем и другом. Он – самый чуткий, добрый, порядочный и умный из всех мужчин в пьесе.

Леонид Ярмольник в роли Бенедикта.
Леонид Ярмольник в роли Бенедикта.

И вот что говорят о Клавдио эти герои.

Беатриче:

«– Разве он не доказал, что он величайший негодяй, тем, что оклеветал, отвергнул и опозорил мою родственницу? О, будь я мужчиной! Как! Носить ее на руках, пока не добился ее руки, и затем публично обвинить, явно оклеветать с неудержимой злобой!»

Бенедикт (несколько позже, обращаясь к Клавдио):

« – Вы негодяй… Вы убили прелестную девушку».

Я так понимаю – это мнение Шекспира о Клавдио.

Лариса Удовиченко в роли Беатриче.
Лариса Удовиченко в роли Беатриче.

Клавдио – человек без сердца. Он не переживает из-за смерти Геро.

И лишь когда выяснилось, что Геро оклеветали, начинает страдать. Потерял хорошую невесту из-за злых людей.

А себя он не винит в смерти Геро:

«Какое вы хотите, искупленье

За этот грех, – хотя лишь тем я грешен,

Что заблуждался»…

Альгис Арлаускас в роли Клавдио.
Альгис Арлаускас в роли Клавдио.

Сомнительная концовка истории.

Отец Геро назначал Клавдио «наказание» – жениться на его приёмной дочери взамен умершей Геро. Не видя её заранее.

Выясняется, что это – Геро, которая, не умерла. Все довольны…

Но какое «счастье» ожидает Геро с таким мужем? С человеком, у которого нет доброты, великодушия, благородства, да и ума тоже?

А вот самолюбия и горячности у него хватает. Именно такие мужья и бьют жён, если что-то не нравится…

А жёны их прощают, потому что они такие, как Геро. Женщины без чувства достоинства. И тоже – без большого ума!

Какие разные образы – Геро и Беатриче, Клавдио и Бенедикт.

Ну и пьеса мудрая. Вроде бы комедия, но… За комичным и лёгким скрыто драматичное и глубокое, актуальное во все времена.

Кадр из фильма «Любовью за любовь». Геро и Беатриче.
Кадр из фильма «Любовью за любовь». Геро и Беатриче.

Почему Анна Бретонская надела на свадьбу белое платье? Версия с горностаем.

Гульфики и узкие штаны… Была ли мужская мода Италии 15 – 16 веков самой откровенной?

Костюмы из сериала «Борджиа». Что с ними не так и почему это хорошо?

«Чёрная стрела»… Можно ли назвать этот фильм неудачным?