Речь идёт о комедии «Много шума из ничего». Я пересмотрела фильм по ней. Восхитилась им заново. И попутно пришла в тихий ужас.
Не от фильма, а от персонажа Клавдио.
Пару слов о фильме. Мне больше всех нравится музыкальный фильм по мотивам шекспировской пьесы, который называется «Любовью за любовь». Здесь самых интересных героев – Беатриче и Бенедикта – играют Лариса Удовиченко и Леонид Ярмольник.
А если говорить о костюмах, то в фильме хороши женские. Мужские – «условные», а вот женские костюмы и причёски неплохо стилизованы под итальянскую моду последней четверти 15 века.
Интересно, что похожие прически встречаются в сериале «Борджиа» (2011 – 2014). Там у Лукреции (актриса Холлидей Грейнджер) есть точно такие прически, как в этом фильме у Геро.
Например, вот такая причёска, с такой же самой сеточкой.
Откуда это взято? Не знаю. Мне не попадалось портретов 15 века с такими причёсками.
В общем, фильм задорный, красочный (это только кадры не очень), и женские наряды там вполне историчны и разнообразны.
А теперь о Клавдио и его ужасном поведении.
Содержание пьесы, наверное, многие помнят. Молодой дворянин Клавдио, приближённый принца Арагонского Дона Педро, любит Геро, единственную дочь губернатора Мессины. Любовь оказалась взаимной, влюблённых сосватали, и вот близится свадьба.
Накануне свадьбы брат-бастрад принца, Дон Хуан, сделал подлость. Оклеветал Геро в глазах Клавдио и Дона Педро. Подстроил сцену, где под окна Геро приходит некий мужчина, будто бы её любовник.
И комедия становится трагедией. Клавдио решает публично опозорить Геро во время свадебной церемонии.
Эта сцена ужасна и довольно грязная.
Клавдио на все лады оскорбляет невесту. Называет её «развратной тварью», «гнилым плодом» и т. д.
Принц вторит своему любимчику, называя бедняжку Геро «развратницей публичной»…
В общем, мужики смешали девушку с грязью. Не пожалели ни Геро, ни её почтенного отца. Как «порядочно» и «благородно».
А отец-то в чём виноват? Он же верой и правдой служил отцу принца. Как мог принц так обойтись с ним? Допустить публичные разборки?
А Клавдио? Это разве – любовь?
Нет, конечно. По-настоящему любящий мужчина не стал бы ломать жизнь любимой. Позорить её публично, топтать без малейшей жалости. Доводить её отца до желания свести счёты с жизнью…
Когда Геро теряет сознание, Клавдио уходит. Она – «тварь», и на неё плевать. Умрёт? Ну, туда и дорога…
В отзывах о пьесе пишут – таковы были нравы того времени.
Но вот интересный вопрос: а как сам Шекспир расценивает поведение Клавдио?
Надо думать, отношение Шекспира к «герою» выражено в словах Бенедикта и Беатриче.
Кто здесь лучше всех? Да вот эти двое.
Показательно, что Бенедикт не уходит вместе с принцем и другом. Он – самый чуткий, добрый, порядочный и умный из всех мужчин в пьесе.
И вот что говорят о Клавдио эти герои.
Беатриче:
«– Разве он не доказал, что он величайший негодяй, тем, что оклеветал, отвергнул и опозорил мою родственницу? О, будь я мужчиной! Как! Носить ее на руках, пока не добился ее руки, и затем публично обвинить, явно оклеветать с неудержимой злобой!»
Бенедикт (несколько позже, обращаясь к Клавдио):
« – Вы негодяй… Вы убили прелестную девушку».
Я так понимаю – это мнение Шекспира о Клавдио.
Клавдио – человек без сердца. Он не переживает из-за смерти Геро.
И лишь когда выяснилось, что Геро оклеветали, начинает страдать. Потерял хорошую невесту из-за злых людей.
А себя он не винит в смерти Геро:
«Какое вы хотите, искупленье
За этот грех, – хотя лишь тем я грешен,
Что заблуждался»…
Сомнительная концовка истории.
Отец Геро назначал Клавдио «наказание» – жениться на его приёмной дочери взамен умершей Геро. Не видя её заранее.
Выясняется, что это – Геро, которая, не умерла. Все довольны…
Но какое «счастье» ожидает Геро с таким мужем? С человеком, у которого нет доброты, великодушия, благородства, да и ума тоже?
А вот самолюбия и горячности у него хватает. Именно такие мужья и бьют жён, если что-то не нравится…
А жёны их прощают, потому что они такие, как Геро. Женщины без чувства достоинства. И тоже – без большого ума!
Какие разные образы – Геро и Беатриче, Клавдио и Бенедикт.
Ну и пьеса мудрая. Вроде бы комедия, но… За комичным и лёгким скрыто драматичное и глубокое, актуальное во все времена.
Почему Анна Бретонская надела на свадьбу белое платье? Версия с горностаем.
Гульфики и узкие штаны… Была ли мужская мода Италии 15 – 16 веков самой откровенной?
Костюмы из сериала «Борджиа». Что с ними не так и почему это хорошо?
«Чёрная стрела»… Можно ли назвать этот фильм неудачным?