Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Костюмы из сериала «Борджиа». Что с ними не так и почему это хорошо?

Речь идёт о сериале «Борджиа» (2011 – 2013, Канада-Ирландия-Венгрия) с Холлидей Грейнджер в роли Лукреции.

Сериал не очень мне понравился. Но костюмы и причёски там, конечно, блеск. Они меня просто покорили.

Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция.

Их создательница – Габриэлла Пескуччи. Это гениальная женщина. Она создаёт такие костюмы к историческим фильмам, которые, с одной стороны, прекрасно отражают эпоху, а с другой – немного фантазийные. Но эта фантазийность почти незаметна, её можно разглядеть, только если разбираешься в нюансах моды.

Действие сериала начинается в 1490-х. И вот в этих сериях костюмы героинь… Ну, почти такие, как тогда носили.

Завышенные талии, узкие рукава с разрезами, сквозь которые выбивается белоснежная (и наверняка дорогая) ткань сорочки…

Кратко говоря, расхождения с портретами итальянок, написанными в 1490-х, немного.

Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Джулия Фарнезе и Лукреция.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Джулия Фарнезе и Лукреция.
Лоренцо Коста. Портрет дамы, 1490-е годы.
Лоренцо Коста. Портрет дамы, 1490-е годы.

Хотя в сериале причёски более изящные, чем на портретах.

Вот такой флорентийской косы там не встретишь.

Бернардино дей Конти. Женский портрет 1490-е.
Бернардино дей Конти. Женский портрет 1490-е.

Зато есть причёски, на создание которых Габриэллу Пескуччи явно вдохновляли картины Боттичелли.

Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи, между 1475 и 1480 годами.
Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи, между 1475 и 1480 годами.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция с чудесной причёской.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция с чудесной причёской.

Действие развивается дальше. Начинаются 1510-е годы…

И вот в этот период итальянская мода меняется. На мой взгляд – не в лучшую сторону.

Ниже – портрет Джулии Фарнезе, любовницы папы римского Александра VI.

Портрет написан в 1505 году. Как и другой портрет, что я разместила под ним.

Что мы видим здесь?

По мне – ничего красивого. Скучные причёски, платья с рукавами «мешком» – узкими на плечах и очень широкими снизу.

Рафаэль Санти. Портрет Джулии Фарнезе, 1505 – 1506 годы.
Рафаэль Санти. Портрет Джулии Фарнезе, 1505 – 1506 годы.
Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони, около 1506 года.
Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони, около 1506 года.

Наверное, Габриэлле Пескуччи эта мода тоже не понравилась.

А раз так, то лучше обойти её стороной:)

Как? Да очень просто. Перейти от моды 1490-х к той, что появилась в 1520-х.

Ну вот – два портрета итальянок, написанные в 1520-е.

К этому времени дамы перестали носить причёски из длинных волос, которые выглядят «прилизанными». Причёски стали выше. А рукава платьев перестали быть широкими внизу. Теперь они пышны у плеча, снизу – узкие.

Бернардино Луини. Дама с блошиным мехом. Между 1520 и 1525 годами
Бернардино Луини. Дама с блошиным мехом. Между 1520 и 1525 годами
Бернардино Личинио. Женский портрет, около 1530-го года.
Бернардино Личинио. Женский портрет, около 1530-го года.

А теперь смотрите, как этот «прыжок через 20-летний период женской моды» обыграли в фильме.

Очень виртуозно и естественно. Создаётся впечатление, что женская мода именно так и развивалась. И не было того периода, который художники по костюмам проигнорировали.

Разве не логично то, что… сперва рукава платьев были узкими, а потом – немного расширились? А попутно и причёски изменились в соответствии с изменением силуэта платья…

Вот два образа Джулии Фарнезе. Наряды в одной цветовой гамме, и поэтому хорошо видна «преемственность моды и её логическое развитие».

А в реальности-то было не так:) Между этими, несколько похожими стилями, вклинился ещё один (мода периода 1500 – 1520).

Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Джулия Фарнезе в оранжево-красном наряде.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Джулия Фарнезе в оранжево-красном наряде.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Джулия Фарнезе в красном платье по моде около 1530 Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Джулия Фарнезе в платье по моде около 1530 года.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Джулия Фарнезе в красном платье по моде около 1530 Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Джулия Фарнезе в платье по моде около 1530 года.

Почему Габриэлла Пескуччи придумала такой «хитрый ход»? Наряжать героинь по моде 1490-х, а затем – по моде, которая появилась после 1520-го года.

Мне кажется, дело тут не только в симпатии (или антипатии) к той или иной моде, а в стремлении в гармонии.

Ведь и правда получилось лучше, чем если бы историческая достоверность соблюдалась чётко. Как-то гармоничней. Ну и однозначно – красивей.

Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукрпеция в платье, как носили около 1530 года.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукрпеция в платье, как носили около 1530 года.

Ну а если говорить про ткани, отделку нарядов… То вот тут как раз всё достоверное.

Фильм, вообще, затратный. Дорогой. Во многом потому, что ткани нарядов создавали по старинным технологиям, чтобы показать зрителям, какими они были в те годы. В «золотой век» Италии, период её расцвета и могущества.

Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Героини в роскошных нарядах.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Героини в роскошных нарядах.

Костюмы из сериала «Борджиа» как мощный источник вдохновения.

«Три орешка для Золушки». Чьё платье красивей?

«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.

Бургундская мода. Рогатые эскофьоны на «шапочках» и овальные короны.