9 сентября стартует первичное размещение облигаций КАМАЗа с ориентировочной ставкой купона 14–14,5% годовых. На первый взгляд купон выглядит привлекательным, особенно с учётом того, что речь идёт о системообразующем автопроизводителе, входящем в топ-15 мировых производителей тяжёлых грузовиков. Но за цифрами скрываются нюансы, которые стоит разобрать.
💡 Я уже 5 лет я пишу в Telegram то, что не успевает дойти до новостей: инсайды, цифры, разборы, мысли на ходу. Один день — инфа про майнинг Бутана. Другой — как выбрать трейдинг-бота или почему кофе — новый биткоин. Без воды и по делу
Параметры выпуска
- Срок: 2 года
- Купон: ключевая ставка ЦБ РФ + до 400 б.п. (сейчас это около 14–14,5%)
- Выплаты: ежемесячно
- Номинал: 1000 ₽
- Оферта: отсутствует
- Амортизация: нет
- Рейтинги: ruAA (Эксперт РА), AA-(RU) (АКРА)
- Минимальная сумма участия: 10 000 ₽ через Тбанк (комиссия: 0,15%. Для тех у кого нет счета для инвестиций от Т-Банка, то по условиям программы предусмотрен бонус до 5000 ₽, что формально перекрывает расходы на брокерскую комиссию. Пользуйтесь!)
💡 Купон плавающий, то есть инвестор фактически «делает ставку» на то, что ЦБ РФ долго будет держать высокую ключевую ставку.
Финансовое состояние
КАМАЗ занимает 47% российского рынка тяжёлых грузовиков и производит до 71 тыс. машин в год. Однако результаты за 1П2025 тревожные:
- Выручка: 127,6 млрд ₽ (−18,4% г/г)
- Валовая прибыль: 2,9 млрд ₽ (−73,5% г/г)
- Чистая прибыль: убыток −20,8 млрд ₽ (годом ранее была прибыль)
Рейтинги «стабильные», но баланс явно под давлением. В отличие от СИБУРа (чистый долг/EBITDA 1,78х) или Полипласта (3,1х), по КАМАЗу долговая нагрузка не раскрыта так подробно, но убытки в операционной деятельности делают любые займы более рискованными.
Гос-поддержка и отраслевые риски
У автопрома есть своя специфика:
- Государство поддерживает КАМАЗ через госзаказы, льготные программы автокредитования и экспортные субсидии. Это снижает вероятность дефолта.
- Но отрасль страдает от импортозависимости (особенно в электронике и комплектующих), что может привести к перебоям в производстве.
- Санкционное давление и дорогие кредиты создают риск продолжения убытков в 2025–2026 гг.
Сравнение с другими размещениями
КАМАЗ на этом фоне — «середнячок»: доходность выше Полипласта, но заметно ниже металлургов и нефтесервиса. Однако в отличие от них, у компании уже зафиксирован убыток, что приближает её по рисковому профилю скорее к третьему эшелону.
Итог: кому подойдут облигации КАМАЗа
- ✅ Тем, кто верит, что ЦБ РФ будет долго удерживать ключевую ставку на уровне 16–18%, и хочет зафиксировать относительно высокую доходность в рублях.
- ✅ Инвесторам, готовым терпеть риски автопрома ради стабильного крупного эмитента с господдержкой.
- ❌ Тем, кто ищет безрисковую альтернативу депозиту: тут возможна просадка купона при снижении ставки.
- ❌ Инвесторам, которых смущают убытки компании и зависимость от господдержки.
⚠️ Дисклеймер: информация носит справочный характер и не является инвестиционной рекомендацией.
Кстати
В своём Telegram-канале я разбираю реальные сделки: какие корпоративные облигации дают стабильные 20–25% годовых, как оценивать риски до покупки, какие бумаги я беру в портфель и почему. Без воды, с расчётами и аргументами. Если интересна практическая сторона инвестиций — присоединяйтесь!