Найти в Дзене
Небесные истории

Коммунизм по-омански

Привет читателям "Небесных историй"! Я продолжаю публикацию глав из новой книги, в которой рассказываю о начале своей карьеры пилота-гастарбайтера в солнечном Омане, где я провёл семь с половиной лет с перерывом на пандемию. Сегодня на очереди шестая глава. Ссылки на предыдущие части: Делай что должно и будь что будет!
"Мы семья!"
Вагончики и путь назад, который был
От разочарования к восхищению
Учёба. Первые впечатления Началась учёба. Каждое утро мы добирались до HQ 2, благо от отеля пешком было идти минут семь, а на автомобиле – минуту ехать. В начале марта было уже довольно жарко*, и арендованными автомобилями мы обзавелись буквально сразу, как только получили на руки резидентские карты. *Впоследствии выяснилось, что год на год не приходится, но март 2017 и 2018 были очень жаркими. Та самая бюрократия, которой я побаивался, оказалась не такой уж и мудрёной. Для получения резидентских карт мы что-то дружно заполнили и подписали в HQ 1, потом нам назначили посещение госучреждения по
Оглавление

Привет читателям "Небесных историй"!

Я продолжаю публикацию глав из новой книги, в которой рассказываю о начале своей карьеры пилота-гастарбайтера в солнечном Омане, где я провёл семь с половиной лет с перерывом на пандемию. Сегодня на очереди шестая глава.

Ссылки на предыдущие части:

Делай что должно и будь что будет!
"Мы семья!"
Вагончики и путь назад, который был
От разочарования к восхищению
Учёба. Первые впечатления

Коммунизм по-омански

Началась учёба. Каждое утро мы добирались до HQ 2, благо от отеля пешком было идти минут семь, а на автомобиле – минуту ехать. В начале марта было уже довольно жарко*, и арендованными автомобилями мы обзавелись буквально сразу, как только получили на руки резидентские карты.

*Впоследствии выяснилось, что год на год не приходится, но март 2017 и 2018 были очень жаркими.

Та самая бюрократия, которой я побаивался, оказалась не такой уж и мудрёной. Для получения резидентских карт мы что-то дружно заполнили и подписали в HQ 1, потом нам назначили посещение госучреждения по вопросам миграции, где нас радушно встретил специально обученный работник авиакомпании и буквально за руку сопроводил куда надо. В итоге каждого сфотографировали, взяли отпечатки пальцев, мы что-то опять подписали, оплатили пошлину, после чего немного подождали и получили пластиковые карты. На всё ушло не больше часа.

Вот тебе и восточная неторопливость!

Успел сделать занятное наблюдение. Практически в каждом офисе авиакомпании (а позже выяснилось, что в банках, поликлиниках и других общественных местах) стоят столики с красивыми кофейниками, внутри которых горячий арабский кофе, весьма интересный на вкус, рядом обязательно лежат финики. Бери, угощайся! Более того, оманцы считают честью угостить тебя лично. Очень и очень гостеприимные ребята!

-2

Приятный сюрприз ждал в местном ГИБДД. Россияне в Омане просто приходят и меняют российское водительское удостоверение на местное – вообще нет заморочек. Надо всего лишь заплатить пошлину и пройти офтальмолога, кабинет которого расположен в том же зале, либо пройти его в любой клинике или даже в моллах. Двадцать пять минут от входа до выхода – и местная водительская карточка в кармане. Здорово!

Но не всем в нашей группе так повезло. Андрею, украинцу, пришлось оплачивать учёбу, вождение и экзамен.

Занятно, что в соседних с Оманом Эмиратах ситуация противоположная. Украинцу просто поменяют лицензию, а россиянину придётся сдавать. Более того, англичанину, ни разу в жизни не водившему автомобиль на правильной стороне дороги*, права поменяют, а россиянину с оманскими правами и большим опытом вождения в тех же Эмиратах – нет.

*В Великобритании и многих других странах, бывших колониях Соединённого королевства, левостороннее движение.

Забавным было то, как мы выглядели в толпе смуглолицых индийцев, пакистанцев и филиппинцев – а их было очень, очень много. Для моего ещё не привыкшего зрения они казались жителями других планет.

Нас, гастарбайтеров-боингистов, как я уже писал, было шестнадцать человек. Двое русских (Илья и я), украинец Андрей, Дмитрий – эстонец с более чем русскими корнями, индонезиец с удивительным именем Иван, а все остальные были из стран Латинской Америки. У одного из них было ещё и гражданство США.

Следует, наконец, написать, что в странах Залива местные, коренные, жители составляют меньше половины в общем количестве проживающих. Остальные – гастарбайтеры, среди которых индийцы и пакистанцы составляют львиную долю. Первые работают, как правило, в профессиях, требующих какой-никакой квалификации, а пакистанцы в своей массе – простые работяги, трудятся на стройках, на дорогах – под палящим солнцем! – и получают за работу очень и очень немного. Да и квалифицированные индийцы не сказать чтобы жировали. Нефтяники, врачи (подчеркну: хорошие врачи) и пилоты – вот самые высокооплачиваемые относительно массовые профессии на Ближнем Востоке. Помимо зарплат, они имеют и социальное обеспечение, вроде медицинских страховок от работодателя и оплаты школ. Где-то больше, где-то меньше.

У пилотов «Оман Эйр» была очень неплохая медицинская страховка на всех членов семьи (до трёх детей включительно, до достижения 18 лет), были очень хорошие условия по больничным отпускам. До пандемии авиакомпания компенсировала до 75% школьных расходов. Возможно, это были лучшие условия во всём Омане! Но бо́льшая часть гастарбайтеров здесь, да и во всей Песочнице, совсем не жирует. Медицинские услуги стоят недёшево, и без страховки жить довольно проблематично. Хотя часть услуг можно получить и в муниципальных поликлиниках – таковые тоже имеются.

-3

В общем, в начале марта мы с Илюхой были уже «на колёсах» и, разумеется, начали вовсю эти колёса использовать. По окончании занятий и на выходных катались по окрестностям – как с целью посмотреть страну, где предстояло жить, так и подыскать жилье. Авиакомпания обеспечивала проживанием в отеле только в течение первого месяца, к окончанию которого ожидалось, что ты найдешь, где жить, и съедешь. Жильём пилотов авиакомпания не обеспечивала, но выплачивала командирам компенсацию в 700 риалов, вторым – 600, чего, в принципе, было более чем достаточно, если не искать «лакшери».

И мы очень неплохо наколесили на маленькой белой «Тойоте-Ярис» в течение марта. Прокатились по окрестностям Маската с заездом в старый город, впечатливший своим арабским колоритом и влюбивший в себя очень красивой дорогой вдоль побережья. Зимой в Маскате всё что возможно украшают цветами, и эта дорога была образчиком красоты. Слева океан, справа горы, на разделительной полосе клумбы, по бокам насаждения зелени и, опять же, клумбы. Потрясающе!

Там же, на одной из горушек стоит узнаваемый символ Маската – маяк в форме летающей тарелки. Почему-то именно такая ассоциация возникла у меня, когда ещё до прибытия в Оман искал информацию о Маскате. На самом деле это и не маяк вовсе, и не летающая тарелка, разумеется. Это сооружение, стилизованное под курительницу, в которой разжигают благовония. Оно построено в начале 90-х в честь двадцатилетия правления Султана Кабуса. "Курительница" органично вписывается в окружающую красоту – как раз мимо неё проходит дорога, которой я восхищался, тут же под боком чудный парк и, разумеется, горы и океан.

Да, благовония – ещё один бренд Омана, а стилизованный дымок ладана является эмблемой авиакомпании «Оман Эйр».

Посмотрели старый Маскат, побродили по площади перед дворцом Султана, восхищаясь красотой, отражавшейся в натёртых до блеска каменных плитах.

Затем прокатились до курорта Барр Аль Джисса сети Шангри-Ла, о котором нам рассказали более опытные товарищи и в который я немедленно влюбился, как только увидел. Если будете в Маскате и не знаете, где провести пару незабываемых ночей – рекомендую максимально. Очень красивое и душевное место!

По горам покатались, которые рядом с городом, по самому Маскату – ездили по автосалонам, присматривались, приценивались к автомобилям. Илюха фанат «Ауди», я – конкретной модели «Форд-Эксплорер». В итоге в конце марта он стал обладателем семилетней Q7, хотя очень облизывался на новенький (но куда более дорогой), я же решил гулять на все и парой неделей позже взял свежайший «Эксплорер» в почти топовой комплектации в кредит на четыре года.

Да, я был оптимистом. Учёба ещё даже к тренажёрам не подошла, мы только-только подыскали жильё, на обустройство которого предстояло неплохо потратиться, а я взял кредит на четыре года.

Надо сказать, покупка была выгодной. Во-первых, цена на пятиметровый «Эксплорер» была разумной – ниже, чем такая же машина стоила в России, несмотря на отечественную сборку. Во-вторых, за кредит давали хорошую скидку, чем я и воспользовался. В-третьих, в подарок предлагалось бесплатное сервисное обслуживание на три года, что сэкономило приличную сумму в будущем и с лихвой перекрыло выплаты по процентам за кредит, которые были смешными – порядка 4%. Просто скажу, что по гарантии мне поменяли аккумулятор, а по плану техобслуживания – дворники. За бесплатно. Вы когда-нибудь слышали о том, чтобы на ТО меняли дворники? Слышали о том, что слово «бесплатное» в ТО означает именно бесплатное, включая стоимость работ и всё прочее?

Я – не слышал.

Коммунизм да и только.

Опыт покупки был незабываемым. В салоне мне пришлось плотно общаться с индийцем и арабкой, у обоих был весьма интересный акцент, и я понимал их с большим трудом. К тому же они использовали английские термины, о существовании которых я не догадывался и в итоге пополнил словарный запас словечками вроде downpayment и installment*. Но как-то понять сумел и в конце концов стал обладателем белоснежного «Бегемота» – такое прозвище «Эксплорер» имеет среди фанатов модели, коим я давно являюсь.

*Первый платёж и ежемесячный платёж соответственно.


И снова удивление: бюрократии при оформлении кредита и регистрации машины в полиции было куда меньше, чем в России. Моё участие было минимальным.

Улыбаюсь, вспоминая, в какой ступор я впал, когда арабка повезла меня оформлять страховку в прикормленную страховую компанию. Усадила в свою «Тойоту», села за руль и… мы поехали. Нет, к тому моменту мои предубеждения уже успели в очередной раз треснуть – женщин-водителей в никабах, бурках и абаях на дорогах тьма тьмущая. Никто их здесь не притесняет, да более того – они сами кого хочешь так притеснят, что мало не покажется! Не советую косо смотреть на оманских женщин. Но чтобы вот так вот запросто сесть в автомобиль рядом с арабкой без её мужчины – и куда-то поехать?

До этой поездки я был уверен (спасибо предрассудкам! что за подобное в исламской стране как минимум отрубят голову. Тем более если ты «неверный».

А мы сели и поехали.

Очень, очень много тараканов было в моей оставшейся на плечах голове, но очень быстро они её покидали.

В будущем я ещё и в одной кабине самолёта с оманками поработал, и не могу сказать ничего плохого об этом опыте.

Продолжение

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!

В следующей главе расскажу об опыте поиска жилья, об удивительной местной "иншаалле" и финиках - стратегическом товаре арабских стран.

Нарезка из видео, записанных в первую прогулку 17 марта 2017 г. Знаю, что оператору надо руки оторвать, но только такие есть.

Курсом на рассвет

Серии книг "Небесные истории" и "Пилот гражданской авиации":
Издательство "Эксмо" ("Небесные истории" 1-3)
Издательство "Ридеро" ("Небесные истории" 4-6, все книги "Пилот ГА")
Книги на Литрес (книги в электронном виде)