Привет читателям "Небесных историй"!
Я продолжаю публикацию глав из новой книги, в которой рассказываю о начале своей карьеры пилота-гастарбайтера в Омане. Сегодня на очереди четвертая глава.
Ссылки на предыдущие части:
Делай что должно и будь что будет!
"Мы семья!"
Вагончики и путь назад, который был
От разочарования к восхищению
В первое свое оманское утро 26 февраля, не увидев небоскрёбы за окном и посидев-подумав на краешке огромной кровати в номере отеля «Голден Тулип», ставшем моим пристанищем на следующий месяц, я спустился на завтрак. День предстоял интересный – Олег пообещал устроить экскурсию по городу, а также отвезти в район обитания пилотов-россиян, коих в «Оман Эйр» вместе с Олегом и Дмитрием было уже четверо. Дима присоединился раньше всех, после него пришли Олег, Виктор и Алексей. Последнего я хорошо знал, так как он работал в «Глобусе». Пару лет назад Алексей попал под каток Росавиации, охотившейся на пилотов без скрепного образования*, его пилотское свидетельство было аннулировано, несмотря на то что он выпускник самого что ни на есть государственного Университета гражданской авиации Санкт-Петербурга. Да, каток у авиавластей весьма неизбирателен**.
*В авиационных кругах это часто встречающийся сарказм в адрес авиационных властей, которые, невзирая на нормы и правила, признают пилотами лишь тех, кто имеет на руках диплом об очном образовании в одном из государственных летных учебных заведений России.
**Не могу не написать, что практически все чиновники, участвовавшие в беспределе, несколько позже были обвинены в коррупции. Правда, не все в итоге получили по заслугам. Выводы делайте сами.
Много лет Алексею потребовалось для того, чтобы восстановить справедливость и получить от Росавиации новое российское пилотское свидетельство. Чиновники всячески противились логике, здравому смыслу и решению суда. А пока всё это вертелось, он отучился на пилота за рубежом, благо это не заняло много времени, смог пробиться в Корею, где был шокирован местными порядками настолько, что при первой же возможности сбежал в Оман, где мы и встретились. Лёша присоединился к авиакомпании на месяц раньше меня.
Хорошо помню эпизод из офисного прошлого, связанный с Алексеем и его нелёгкой судьбой. Сидел я на одном из ненавистных совещаний, как вдруг зазвонил телефон. На экране высветился неизвестный международный номер.
“Хм. Кому, интересно, я потребовался?”
Я извинился, вышел из кабинета, ответил на звонок. На том конце «провода» со мной поздоровался дяденька, представился пилотом-инструктором авиакомпании «Кориан Эйр», спросил, не Денис ли Окань ему отвечает. Мне стало очень интересно, и я согласился с тем, что я Денис Окань.
- Простите за беспокойство, один из наших кандидатов на должность второго пилота указал вас в качестве того, кто может дать ему характеристику. Я представляю отдел по подбору персонала, мне необходимо провести обычную проверку.
- Да-да, я понимаю. Чем могу помочь?
- Скажите, какую вы должность занимаете и в какой авиакомпании?
- Заместитель лётного директора, авиакомпания «Глобус».
- Спасибо! Значит, вы являетесь инструктором в вашей авиакомпании?
- Да, и экзаменатором тоже. На самолёте Боинг-737.
- Замечательно, всё сходится. Знакомы ли вы с пилотом… - дяденька назвал имя и фамилию Алексея. И только теперь я начал, наконец, что-то понимать.
Мы не были близкими друзьями с Алексеем, но о его злоключениях я знал, а в прошлом, пока он не попал под каток Росавиации, несколько раз летали вместе. Работал парень неплохо, разве что ворчать любил (с годами не изменился). Летал уверенно.
- Да, знаком, он работал в нашей авиакомпании.
- Очень хорошо! Скажите, вам доводилось с ним летать или встречаться на тренажёре?
- Да, неоднократно. И летал с ним, и проводил тренировку на тренажёре, и наземные занятия тоже. Я хорошо знаю его как пилота, могу сказать, что он очень серьёзно и ответственно относился к работе, никаких замечаний с моей стороны к нему не было.
- Большое спасибо, это всё, что мы хотели узнать. Извините за беспокойство! Хорошего дня!
- И вам тоже!
Чуть позже история получила продолжение. В конце одного из рабочих дней, в часы, когда начальникам обычно нечего делать и они чешут языками о том, о сем за кружкой чая, один из старожилов, который заслужил звание легенды ещё с «добоинговских» времен «Сибири*», поделился историей:
- Я тут на днях сижу, значит, никого не трогаю. И тут звонок! Отвечаю, а там иностранец какой-то. Что-то лопочет, рассказывает. Понимаю, что он про пилота нашего спрашивает, мол, летал я с ним или нет. Тот, говорит, на вас указал. Ну а я что? Сказал, пилота знаю, летать с ним не летал. Положил трубку. Это что за дела вообще, зачем меня указал? Я не давал ему такого разрешения!
И дальше в том же духе, сводя рассказ к тому, какой Алексей нехороший негодяй. Без спроса его указал!
Меня злость взяла. Как можно вежливее высказал “легенде”, что думаю по этому поводу и…
Разумеется, остался непонятым. Да мне не привыкать. Звание инопланетянина, высказывающего непонятные окружающим вещи, мне присвоили ещё в 2008 году, когда я заявил командиру лётного отряда, что «классы – это атавизм, их скоро отменят**».
Разумеется, летал он с ним. Только на всякий случай испугался.
*Авиакомпания «Сибирь» в 2005 году начала выполнение полётов под брендом S7 Airlines. В 2008 году собственники «Сибири» создали авиакомпанию «Глобус», изначально ориентированную на чартерные авиаперевозки, но уже с осени 2008 концепция изменилась, и вплоть до перевода всех самолётов обратно в «Сибирь» в конце 2019 года, «Глобус» выполнял полёты под брендом S7 Airlines, как и старшая авиакомпания.
**До отмены соответствующей инструкции, действовавшей с советских времен, пилоты гражданской авиации РФ делились на три класса, от 1 до 3, где наивысшим был первый. Я успел получить первый класс в начале 2009 года, после чего их отменили.
На завтраке я познакомился с Джонни, бразильцем, который так же, как и я, вчера прилетел в Маскат. Только он был пилотом «Эмбраера». Посидели, пообщались. Заодно попрактиковал английский.
Последние полтора года я только и делал, что пытался поднять свой уровень английского. Переводил свои старые рассказы, мама (преподаватель английского) их проверяла, указывала на ошибки. Регулярно занимался с американкой по скайпу – по часу болтали на разные темы. В октябре 2015 провёл три недели на Мальте, две из которых посещал языковую школу. Да просто пытался строить фразы на английском в свободное время. Укладываясь спать, на английском языке рассказывал самому себе о том, что сегодня было – мысленно, разумеется.
Сразу по возвращении из Мальты я полетел в Париж, где получил неплохую практику, выступив докладчиком на семинаре ИКАО, а потом общаясь с маститыми коллегами в неформальной обстановке.
Всё это дало плоды. Зимой 2016, когда подошёл срок сдачи на уровень, мои знания английского оценили на уровне 5 по шкале ИКАО. Выше только «нативный» шестой уровень. Правда, сам я был более скромен и оценивал свой уровень всего лишь на уверенный четвёртый.
Смешно, но до поездки в Дубай я считал свой тогдашний четвёртый «недооцененным». Мне казалось, что с английским у меня всё в порядке – ведь я не испытывал проблем в освоении «Боинга» и в полётах за рубеж. Моей базы – средней школы с углубленным изучением английского языка - было вполне достаточно для этого, и мне, чего стесняться, было куда проще, чем большинству коллег, у которых уровень, записанный в пилотское свидетельство, тоже был четвёртым.
Несколько дней интенсивного общения с иностранцами в Дубае показали, что говорить с диспетчером и лишь изредка болтать с иностранцами на бытовые темы это одно, а постоянно поддерживать сплошь бытовые, отвлеченные темы – совсем другое. Понимать понимал, но очень сложно было самому говорить, строить фразы. И дело не в том, что мне не хватало словарного запаса. Я натурально ощутил, что язык (который во рту) не натренирован, чтобы использовать этот запас! Мозг закипал от общения на непривычном языке и начинал забывать слова в неподходящий момент, от чего я начинал волноваться и становилось только хуже.
Да, в мае 2015 я прекрасно и очень воворемя понял, над чем следует поработать по возвращении в Москву. У меня не было практики разговорного английского, и вот над устранением этой проблемы я и поработал как мог, заодно расширяя словарный запас.
Пока ждал Олега, прогулялся по отелю. Он оказался вполне приличным, с бассейном, не очень большим спортзалом и двумя теннисными кортами. С террасы, где располагался бассейн, открывался вид на город и горы.
Горы? Да, я знал, что Маскат неподалёку от гор находится, и всё равно увидеть их настолько близко было немного необычно. Отчего-то мне думалось, что они или ниже, или дальше.
Занятно, но до памятной поездки в Дубай я был отчего-то уверен, что весь Аравийский полуостров представляет собой песчаную пустыню. Мои представления поколебались во время брифинга, который авиакомпания устроила кандидатам перед тем, как отправить на проверку на тренажёре. Седой инструктор провёл очень подробный брифинг, и одним из важных моментов было подумать о действиях при отказе двигателя на взлёте. Не надо, мол, далеко улетать в сторону Маската (это был первый раз, когда я услышал про этот город), - там «высокий рельеф».
В следующий раз я задумался о горах в районе Маската лишь в сентябре 2016 года, когда, будучи ещё в Москве, готовился к проверке на тренажёре уже в качестве кандидата в «Оман Эйр». Воспользовавшись служебным положением (шучу – на самом деле просто использовал свободное время, оставшееся после тренировки), я сделал круг на тренажёре вокруг аэропорта Маската, но виртуальные горы показались не очень впечатляющими.
Да они и с террасы отеля не казались Гималаями, но были куда ближе, чем я о них думал.
Маскат зажат между морем и этими горами, что обеспечивает уникальный для Аравийского полуострова климат. Здесь в принципе мягче, чем, к примеру, в Дубае, который действительно растёт в песках. Особенно заметна разница осенью и зимой – осенью в Маскате прохладнее, а вот зимой теплее. А в Салале, городе на юге Омана, ещё более зажатой горами, климат совершенно особенный, там даже летом температура редко поднимается выше +35 градусов, часто бывает облачность, идут дожди. В конце августа всё резко зеленеет, расцветает, в горах появляются водопады, наполняя озёра – начинается сезон Хариф, «зелёный сезон», в Салалу съезжаются тысячи туристов, в большинстве своём из арабских стран. Салала – это жемчужина Ближнего Востока.
Но это мне ещё предстояло узнать, когда я разглядывал город, простиравшийся между мной и лысыми, без намёка на зелень, горами. Практически все строения были ниже, чем терраса отеля, так как большинство были виллами в два этажа.
Вот в эти горы меня Олег и свозил, правда, впечатлить не получилось. Я, скорее, загрустил от марсианских пейзажей, открывшихся с возвышения с той стороны гор. Дима-то мне все глаза проел текстами про «курорт», но выглядевшие абсолютно безжизненными просторы, на которых по какому-то недоразумению россыпью стояли домики, на курорт никак не тянули.
Да и горами удивить меня, выросшего на Алтае, было сложно.
В общем, эти горы меня не впечатлили*. Но я решил не расстраиваться, раз уж «назвался груздем». Чего грустить? Я не за горами сюда приехал, а за опытом.
*Я специально выделил «эти», так как в Омане есть и другие, куда более впечатляющие.
Сам же город Маскат, по которому меня Олег покатал, оставил двоякое впечатление. С одной стороны, я увидел много… нет, - охренительно много вилл, некоторые были очень даже «лакшери». С другой стороны, город ну никак не походил на образ мегаполиса, упорно ассоциировавшийся в моём сознании со столицей нефтедолларового Персидского Залива. Да, многоэтажных зданий в городе достаточно, но этажность редко где выше четырех-пяти уровней. Всё благодаря указу Султана Кабуса, не разрешающему строить дома выше определенной высоты с целью сохранения наследия оманской культуры.
Да, второй после гостеприимства отличительной особенностью Омана и оманцев является бережная забота о культуре и наследии. Что, пожалуй и делает Маскат уникальным городом. Сейчас, по прошествии лет, я влюблён в его архитектуру, которую один знакомый русский оманец (да-да, и такие там встретились!) однажды назвал «старообрядческой», но в первые дни то, что видели мои глаза, отчаянно диссонировало с представлениями о хай-тековском Ближнем Востоке, с которыми я прилетел из Москвы. И ведь читал про Оман и Маскат, но всё равно убеждения были сильнее.
С уровня земли город выглядел даже зелёным благодаря посадкам деревьев вдоль основных дорог и газонам. Очень много цветов, радующих глаз. В целом, вид был приятным, но царивший в голове диссонанс сильно мешал. Я ждал «хай-тек», а увидел… ну, если не деревню, то посёлок городского типа. К тому же, встречались районы без какой-либо обработки человеком, и выглядели они грустно: какие-то клочья растительности, камни, местами валялся строительный мусор. Да, если разобраться – обычные городские виды, в любом городе любой страны такие можно встретить, но я-то приехал в Оман в ожидании «лакшери»! Ну или хотя бы цветущего курорта. Да, цветов вдоль дорог было много, но по первым впечатлениям город на моё представление о курорте не тянул…
До того момента, пока мы не приехали в Аль Мудж*.
- Вот с этого и надо было начинать! – восторженно произнёс я через сто метров после въезда в район обитания российских и не только пилотов «Оман Эйр».
Район на все сто попал в мои представления и о «лакшери», и о курорте. Нет, там не стояли небоскрёбы или виллы из золота, но всё было очень и очень аккуратно, стильно, зелено. Аль Мудж простирается вдоль берега океана**, и первое, что я увидел помимо красивых строений и множества пальм, была марина – морской портик для лодочек и яхт, коих было приличное множество.
*В переводе с арабского – «Волна».
**Если быть географически точным, то Оманского залива (чуть позже его повысят до моря) Аравийского моря Индийского океана.
Но до марины надо было добраться, а пока что Олег провёл меня через двор, в котором оказался очень уютный бассейн, окружённый пальмами. Выяснилось, что такая красота здесь в каждом кластере. Кластер – это несколько четырёх-пятиэтажных строений, как бы окружающих бассейн. В Аль Мудж несколько вариаций кластеров в зависимости от года постройки, в некоторых даже два бассейна – детский и взрослый. В новых домах и фитнес-зал есть, а в самых новых – лонж, сауна и детская комната.
Разумеется, на территории есть супермаркет, кафе и рестораны. Как раз незадолго до моего приезда сдали площадь перед мариной, стройка которой мешала Диме жить – его окна выходили на неё, было весьма шумно, - но теперь там шик, блеск и красота в придачу.
Всё хорошо и замечательно, только ценник соответствовал этому удовольствию. За однушку Олег платил что-то около 600 риалов*, что уже было много. Правда, однушка та была площадью в сто квадратных метров, в России она была бы двушкой, так как комната (спальня) отделена от зала, объединенного с кухней. В наличии два туалета и подземный паркинг.
А Дима за свои три с плюсом** комнаты платил тысячу. Сверху идут расходы на коммунальные услуги – ещё сто риалов каждый месяц. При подписании контракта (обычно не менее чем на год) надо сразу за три месяца вперёд заплатить, оставив возвращаемый залог за последний месяц. И далее платишь раз в квартал. Неподготовленного человека суммы разовых платежей впечатляют очень сильно.
*1 оманский риал равен 2,58 доллара США.
**В этих странах очень популярно нанимать maid, горничную. Многие квартиры, и практически все виллы имеют maid room, комнату для горничной, которая в общем количестве комнат не учитывается, они говорят: «Плюс». Например, «два плюс» означает квартиру с двумя спальнями, комнатой для горничной и большим залом, который может быть объединён с кухней, либо кухня может быть отдельной.
Что ж, «лакшери» есть «лакшери». За удовольствие и комфорт надо платить, но моё сознание не было способно переварить идею о том, что за аренду квартиры можно платить две с половиной тысячи долларов в месяц! И это не было пределом – ведь в Аль Мудж были не только квартиры, но и таунхаусы и огромные виллы. Ценник на последние, расположенные вдоль пляжа, легко переваливал за пять тысяч долларов в месяц!
Да, был там ещё и пляж. И детские площадки. И спортивные площадки. Всё в пределах пешей доступности – район не сказать чтобы огромный.
Всё это мне друзья рассказали, показали. А потом мы, как водится, устроили банкет по поводу встречи.
А пока «летали» за рюмкой коньяка, небеса разверзлись и пролился ливень, самый настоящий – с грозой и молниями. Затем стих, и в наступившую паузу друзья усадили меня в такси, после чего началось незабываемое путешествие в отель. Ехать-то всего не более пятнадцати минут, но стоило тронуться, как по стеклу забарабанили капли, через пару минут превратившиеся в струи, а ещё через несколько минут сменившиеся стеной воды! Водитель оказался к этому не готов, да и все вокруг, очевидно, тоже. Кто-то осторожно продолжал движение, а некоторые просто встали на дороге, включив аварийку. Мой таксист был в числе смелых, но вот незадача – лобовое стекло начало потеть!
Во многих местных машинах прямо на торпедо можно увидеть коробку с бумажными салфетками. На это я уже потом стал обращать внимание, а сейчас мой водитель, очень волнуясь и что-то бормоча, начал тянуть салфетки и протирать стекло. Без особого, правда, успеха - стёкла закрыты, а кондиционер на стареньком «Ниссане» не справлялся. Коньяк у друзей был хорошим, а пар – что надо.
Говорю:
- Простите, могу ли я дать вам совет? – показываю пальцем на кнопку обдува лобового стекла. – Вот этот режим включите, поможет.
До этого момента кондиционер дул в грудь. Водитель моему предложению удивился, начал что-то лопотать про «обогрев». Отвечаю:
- Да-да, всё правильно. Обогрев стекла. И кондиционер. Попробуйте!
Убедил. Тот попробовал и – о, чудо! – стекло очистилось.
Спокойно доехали до отеля.
Позже я понял, насколько большой удачей было попасть под дождь – да ещё и такой силы - в первый же день в Маскате. Это крайне редкое явление в этих местах. К дождю местные жители действительно не приспособлены, но воспринимают его чуть ли не как праздник, особенно дети. Стоит появиться прогнозу о дожде, не обязательно даже сильном, как школы закрываются, от чего дети счастливы вдвойне.
Но иногда – редко, но случается – небеса здесь извергаются с огромной мощью. Мне «повезло» присутствовать при одном таком вот штормике в Маскате, который вывернул кучу пальм по городу, свалил вывески на дорогах, нанёс прочие разрушения и залил всё, что можно, водой. От начала и до окончания прошло не более пятнадцати минут.
А ещё больше «повезло» в апреле 2024 года присутствовать в Дубае во время рекордного за все годы наблюдения ливня… Но это уже другая история.
***
Меня привезли в отель, где я встретился со старым знакомым Ильёй, который только что прибыл в Маскат с той же целью – работать в «Оман Эйр» командиром Боинг-737.
Илья тоже был экс-глобусником, но покинул его несколько лет назад. Мы очень часто летали вместе, дружили семьями, но любопытно, что я узнал о том, что Илья собрался в Оман, буквально накануне. Вот такое забавное совпадение во времени получилось!
Еще более весёлым было то, что Илья прилетел покорять Оман с двумя сотнями долларов в кармане. Ну вот так получилось. Ещё долгое время этот факт давал повод для подшучивания.
Разумеется, раз уж судьба так занятно свела старых знакомых, покорение Омана мы начали вместе.
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Серии книг "Небесные истории" и "Пилот гражданской авиации":
| Издательство "Эксмо" ("Небесные истории" 1-3)
| Издательство "Ридеро" ("Небесные истории" 4-6, все книги "Пилот ГА")
| Книги на Литрес (книги в электронном виде)