Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Средний танк Т-44 — техника перемен, 1943

Средний танк Т-44, изначально разработанный на замену стандартной “тридцатьчетверке”, не получил широкого распространения, и более того — остался в тени своего “культового” предка. Тем не менее, этот танк можно считать ключевой точкой, от которой конструкторы уверенно двинулись в сторону создания первых советских ОБТ. Что же это за танк такой? Летом 1943 года средний танк Т-34, еще вооруженный 76-мм пушкой Ф-34, был признан окончательно устаревшим и не отвечающим требованиям современной войны. Новые танки противника (“Тигры” и “Пантеры”) были куда лучше вооружены, а их бронирование становилось все более непробиваемым для 76-мм пушки. На фоне этого были разработаны 85-мм танковая пушка Д-5 и ЗИС-С-53, вокруг которых строили обновленную версию “тридцатьчетверки”, а также начали разработку новых тяжелых танков серии ИС. Однако ниша средних танков фактически оставалась вакантной - все понимали, что слегка “подрихтованный” танк не будет адекватной заменой Т-34. Нужно было что-то абсолютно н
Оглавление

Средний танк Т-44, изначально разработанный на замену стандартной “тридцатьчетверке”, не получил широкого распространения, и более того — остался в тени своего “культового” предка. Тем не менее, этот танк можно считать ключевой точкой, от которой конструкторы уверенно двинулись в сторону создания первых советских ОБТ. Что же это за танк такой?

Средний танк Т-44 знаменский в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Фотография в свободном доступе.
Средний танк Т-44 знаменский в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Фотография в свободном доступе.

История создания

Летом 1943 года средний танк Т-34, еще вооруженный 76-мм пушкой Ф-34, был признан окончательно устаревшим и не отвечающим требованиям современной войны. Новые танки противника (“Тигры” и “Пантеры”) были куда лучше вооружены, а их бронирование становилось все более непробиваемым для 76-мм пушки. На фоне этого были разработаны 85-мм танковая пушка Д-5 и ЗИС-С-53, вокруг которых строили обновленную версию “тридцатьчетверки”, а также начали разработку новых тяжелых танков серии ИС. Однако ниша средних танков фактически оставалась вакантной - все понимали, что слегка “подрихтованный” танк не будет адекватной заменой Т-34. Нужно было что-то абсолютно новое, что станет в некотором смысле советским аналогом Pz.Kpfv.V “Panther” — рационально продуманным танком, с мощным вооружением и хорошей защитой.

"Тридцатьчетверка" была хороша, но война расставила свои коррективы — конструкция Т-34 быстро устарела. Фотография в свободном доступе.
"Тридцатьчетверка" была хороша, но война расставила свои коррективы — конструкция Т-34 быстро устарела. Фотография в свободном доступе.

Примерно с такими мыслями начал свои работы прославленный конструктор Александр Морозов, один из конструкторов той самой “тридцатьчетверки”. Фактически он задумал не то, чтобы новую машину — его новый проект был в своем роде симбиозом между не пошедшим в серию средним танком Т-43 и будущим серийным Т-34 образца 1944 года, вооруженным 85-мм пушкой ЗИС-С-53, с множественным включением новых узлов и деталей оборудования. Тем не менее, все эти элементы Морозов планировал доработать для увеличения эффективности боевой машины. Задумывалось, по некоторым данным, многое, однако до реализации дошли не все задумки конструктора — сказывались очень высокие требования к производственным базам. Однако Морозову удалось создать настоящий ОБТ по меркам середины 40-х годов — проведя расчеты, он переработал конструкцию таким образом, что высота корпуса уменьшилась сразу на тридцать сантиметров (прятать корпус за рельефом местности стало еще удобнее), танк стал шире, что повысило устойчивость при маневрах и стрельбе при повороте башни, башня была смещена к центру (что позволило усилить лобовую защиту корпуса без перегрузки ходовой), а также Морозов задумал установку 122-мм пушки. Неплохо так для среднего танка?

Сказать, что работы по новому танку Морозов начал самостоятельно, нельзя — не то время для подобных решений было. В ГКО считали, и причем довольно справедливо, что растрачивать драгоценные ресурсы в сложное для государства время, занятие преступное. Но тем не менее, полноценные конструкторские работы по танку начались с подачи конструктора — он подал документы с предложениями по новой машине, которые были рассмотрены в ГАБТУ и признаны довольно интересными. Тогда и был дан старт по ОКР для нового танка, которые прошли достаточно быстро, а всю проектную документацию утвердили для производства и испытания опытных образцов уже спустя несколько месяцев после предложения по новой машине! То есть, два готовых образца для обкатки и отстрела были построены уже в январе 1944 года. Один из них имел башенный погон диаметром 1600 мм, второй — 1800 мм. Оба были вооружены 85-мм пушкой Д-5Т. Тогда же собрали третью машину с погоном 1800 мм и 122-мм пушкой Д-25-44. В мае 1944 построили еще два опытных танка с погоном 1600 мм и с пушкой ЗИС-С-53. Наконец в июле 1944 был собран Т-44А, который стал прототипом серийного танка.

Слева направо - опытные образцы Т-44-122 и Т-44-85, а также серийный образец Т-34 с 76-мм пушкой. Фотография в свободном доступе.
Слева направо - опытные образцы Т-44-122 и Т-44-85, а также серийный образец Т-34 с 76-мм пушкой. Фотография в свободном доступе.

Испытания первых четырех прототипов были признаны условно успешными — по динамике и эргономике новый танк не уступал советским танкам того времени (включая Т-34 образца 1944 года), но при обстреле его было выяснено, что попаданий из немецких 75 и 88-мм танковых орудий броня не держала на дистанциях от 1,3 км и ближе. Потому прототипы танков было приказано переделать, увеличить толщину бронирования для пущей безопасности машин, а для того, чтобы новый танк “не вывалился” за пределы по массе, конструктору указали, что среднему по массе танку 122-мм пушка не нужна, ибо для нее целей попросту нет (такая была тактика для средних танков, увы). После доведения конструкции до ума (по мнению ГАБТУ), средний танк Т-44 был принят на вооружение РККА. До конца Великой Отечественной войны удалось собрать 190 штук — приоритет в производстве все еще отдавали “тридцатьчетверкам”. По этой причине, участия в боевых действиях они принять не успели, а всего их было произведено чуть более 1800 единиц.

Описание конструкции

В техническом описании 1944 года указывалось, что Т-44 представляет собой «толстобронный скоростной маневренный танк принципиально нового типа с мощным артиллерийским вооружением». Формулировка была оправданной, ибо по своей массе танк относился к средним, а по вооружению и бронированию представлял собой эквивалент тяжелых боевых машин того времени. Фактически, Т-44 можно считать первым полноценным предком ОБТ, которые вступят в строй чуть позже.

Бронированный корпус и башня

Корпус танка Т-44 представлял собой сварную конструкцию из листов катаной брони высокой твёрдости. Лобовая броня корпуса имела клиновидную форму и сваривалась из двух листов брони толщиной в 90 мм, расположенных под рациональными углами наклона (60° для ВЛД и 45° для НЛД). При создании корпуса, Морозов доработал ещё одну важную деталь — представлявший слабое место люк механика-водителя в лобовом листе был удален, а посадка и высадка мехвода осуществлялась через люк на крыше корпуса, прямо над его рабочим местом. Для обзора ему оставили небольшую смотровую щель, неудобную для кругового обзора (это было компенсировано телескопическим прибором наблюдения, установленным в крышке люка). Также с ВЛД удалили шаровую установку для пулемета — его перенесли чуть в иное место, так как выяснилось, что эффективность пулемета никакая из-за плохого обзора.

Средний танк Т-44 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Средний танк Т-44 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Борта корпуса были вертикальными и образовывались плитами стальной брони толщиной в 75 мм, что считалось маловато для противостояния немецким танкам. Однако для средних танков того времени, эта толщина была отличным показателем. Также подросла и броня по корме — она собиралась из трех листов толщиной в 30 мм (верхняя и нижняя кормовая детали, располагались под углами в 60 и 70 градусов к вертикали). Крыша корпуса была представлена несколькими плитами брони толщиной в 20 мм (над боевым отделением и в подбашенном коробке) и 15 мм над моторно-трансмиссионным отделением. Днище Т-44 было представлено единой плитой толщиной в 15 мм, с прорезанным в нем эвакуационным люком для экипажа.

Схема бронирования различных модификаций Т-44. Изображение в свободном доступе.
Схема бронирования различных модификаций Т-44. Изображение в свободном доступе.

Компоновка Т-44 осталась без изменений — отделение управления находилось в передней части, боевое отделение в середине, моторно-трансмиссионное находилось в корме танка. Между МТО и боевым отделением устанавливалась тонкая бронированная перегородка, оснащенная теплоизоляционным и огнеупорным покрытием.

Башня танка не была похожей ни на что, и в то же время похожей на многие башни советских танков. Фотография в свободном доступе.
Башня танка не была похожей ни на что, и в то же время похожей на многие башни советских танков. Фотография в свободном доступе.

Цельнолитая башня танка Т-44 была разработана с нуля, но с оглядкой на предыдущие версии танков. Она имела округлые, обтекаемой формы с развитыми «щёками» и кормовой нишей; серийная версия рассчитана на размещение 85-мм пушки и трех человек экипажа (командир, наводчик, заряжающий в бою). Одна из предсерийных башен была рассчитана на установку 122-мм пушки, но ее “завернули” еще в момент испытаний по ненадобности. По сравнению с Т-34 башня Т-44 была более объёмной и лучше бронированной, имела командирскую башенку, два люка на крыше, вентиляцию и комбинированные (ручной + моторный) приводы поворота. Толщина брони башни достигала 120 мм в лобовой части, борта имели толщину в 90 мм при 20° наклона, а корма была защищена 75 мм брони при наклоне в 12° к вертикали.

Вооружение

Предсерийные образцы Т-44 были вооружены 85-мм пушками Д-5Т и 122-мм пушкой Д-25-44. Однако к серийному производству была рекомендована версия с 85-мм пушкой, причём именно ЗИС-С-53. От использования Д-5Т в средних танках отказывались по причине излишней массы и крупных габаритов. ЗИС-С-53 представляла собой довольно грозную силу даже для “Королевского тигра” (разумеется, при попадании по борту — лоб пробить ей было нереально), особенно в сочетании с подкалиберными снарядами. Она устанавливалась в башню в полностью уравновешенном состоянии и оснащалась по “последнему слову науки и техники” — педальный электрический спуск, электрический привод наводки, к ней даже пытались прикрутить стабилизатор, но не задалось.

Танковая пушка ЗИС-С-53, основное вооружение Т-44. Фотография в свободном доступе.
Танковая пушка ЗИС-С-53, основное вооружение Т-44. Фотография в свободном доступе.

В спаренной с пушкой установке традиционно устанавливался 7,62-мм пулемет Дегтярева, также оснащенный электроспуском. Еще один пулемет установили справа от механика-водителя, по центру боевой машины. Особенностью курсового пулемета была его неуправляемость - он не мог двигаться вправо-влево и предназначался только для ведения беспокоящего огня по курсу движения машины. Боекомплект к вооружению состоял из 58 снарядов унитарного типа к пушке и 1890 патронов (30 дисков) для пулеметов.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки на танке использовался новый дизельный двигатель В-44 мощностью 520 л. с., совмещенный с пятиступенчатой коробкой переключения передач, расположенный поперек МТО (не впервые, кстати, в советской танковой промышленности — первый советский танк Т-18 имел такую же установку) для для уменьшения длины танка. В связи с этим, пришлось заметно переделать моторно-трансмиссионное отделение — перенести топливную и масляную аппаратуру, иначе разместить агрегаты охлаждающей установки, чтобы не потерять их эффективность и тем самым поднять надежность силовой установки.

Вид на открытое моторное отделение танка Т-44. Фотография с сайта "Линия Сталина".
Вид на открытое моторное отделение танка Т-44. Фотография с сайта "Линия Сталина".

Трансмиссия танка — механического типа, по своей конструкции схожая с аналогичным узлом танка Т-34 образца 1944 года. Однако в новой трансмиссии, предназначенной для Т-44, устанавливали еще один редуктор для передачи крутящего момента на приводные колеса, что повышало надежность агрегата.

Ходовая часть Т-44 была построена вокруг индивидуальной торсионной подвески на опорных катках двускатного типа диаметром в 78 сантиметров, с задними ведущими колесами, отлитыми по образу и подобию аналогичной детали среднего танка Т-34, но увеличенного до 650 мм. Отказ от пружинных «свечей» позволил увеличить внутреннее заброневое пространство, уменьшить габариты машины и улучшить условия обитаемости экипажа, улучшить технологичность изготовления и упростить обслуживание. Таким образом именно Т-44 поставил точку в процессе эволюции колёсно-гусеничных танков в СССР, одной из наиболее ярких особенностей которых и была подвеска «Кристи». Гусеничные цепи Т-34 и Т-44 первых серий выпуска были унифицированы. Впоследствии для Т-44 была разработана оригинальная гусеничная цепь, устанавливалась на Т-44М, катки поздних Т-44 имели конструкцию, схожую с катками Т-55.

Служба и боевое применение

Побыть участником серьезных боевых действий Т-44 не удалось — несмотря на то, что он был выпущен в разгар наступательных действий РККА, в Великой Отечественной Войне он не участвовал. Некоторые исследователи утверждают, что Т-44 в количестве пятидесяти или шестидесяти единиц были поставлены на вооружение 100 танковой Ченстоховской бригады в декабре 1944 года, но документах подтверждений я тому не нашел. Так что пока будем продолжать считать, что в ходе ВОВ танки не принимали участия в боях — первое боевое применение Т-44, согласно официальным данным, состоялось осенью 1956 года, в ходе подавления Венгерского восстания (операция “Вихрь”).

Средний танк Т-44 в Венгрии. Фотография в свободном доступе.
Средний танк Т-44 в Венгрии. Фотография в свободном доступе.

Но нужно сказать, что Т-44 удалось побывать на не серьезном фронте — в 70-х, под конец их службы, они сыграли свои роли в кино. К примеру, в лентах “Освобождение” и “Они сражались за Родину”, обшитые листами фанеры Т-44 играли роль танков “Тигр”, а также самих себя в лентах “Отец солдата”, “Офицеры” и многих других. Последняя роль в кино для Т-44 была сыграна в 2003 году, опять в роли танка “Тигр”.

В кадре находится как раз Т-44, в очередной раз обшитый фанерой в попытках замаскироваться под танк "Тигр". Кадр из фильма "Бункер" (2004).
В кадре находится как раз Т-44, в очередной раз обшитый фанерой в попытках замаскироваться под танк "Тигр". Кадр из фильма "Бункер" (2004).

В 1961 году все танки прошли модернизацию с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счёт уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию. В 1965 году часть Т-44 была переоборудована в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской армии. В начале 1960-х годах танк был широко распространён в контингентах советских войск, дислоцированных на территории стран-участниц Организации Варшавского договора, где использовался для учебных целей, — в частности, для обучения танкистов стрельбе из 85-мм танковой пушки, боеприпасы к которой остались в большом количестве на складах, в то время как её планировалось списывать с вооружения.

Заключение

Средний танк Т-44 представлял собой то, чем должна была стать “тридцатьчетверка” по замыслу конструкторов. Он занял в истории советского танковой промышленности роль переходного, но важного звена — не столько как массовый «рабочий» танк, сколько как ступень, от которой отталкивалась эпоха основных боевых танков. Его конструкция сочетала явный прогресс по сравнению с Т-34 — пониженный силуэт, улучшенную компоновку и подвеску, более тщательно продуманную литую башню и усиленное бронирование — то, что требовалось для повышения живучести машины и комфорта экипажа.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.