Найти в Дзене
Нижегородская правда

От «Истории нашего края» до тем на ЕГЭ: как изменится учебный процесс в школах в новом учебном году

Оглавление
   Основные нововведения касаются организации образовательного процесса, подчеркнула Елена Окунькова
Основные нововведения касаются организации образовательного процесса, подчеркнула Елена Окунькова

С нового учебного года в российских школах произойдут важные изменения. Появятся новые предметы, изменятся темы на выпускных экзаменах и количество проверочных работ. Разобраться с изменениями, внесёнными в федеральные основные общеобразовательные программы, нам помогла ректор Нижегородского института развития образования Елена Окунькова.

Вы ещё не с нами в Telegram? Подписывайтесь, всё самое интересное тут!

Нагрузка меньше, эффективность больше

Основные нововведения касаются организации образовательного процесса. Так, с нового учебного года снижено количество контрольных мероприятий, в том числе Всероссийских проверочных работ. Теперь на них отведено не более 20% от общего объëма уроков.

«Теперь каждая такая работа должна длиться не больше двух уроков подряд, причём продолжительность одной проверки – максимум 45 минут. Таким образом, мы стараемся минимизировать нагрузку на детей и повысить эффективность учебного процесса, – отмечает Елена Окунькова. – При этом у общеобразовательных организаций остаётся возможность корректировать свои планы уроков в пределах установленных норм».

С этого учебного года появится новый предмет – «История нашего края».

Исторический момент

Значительные перемены произойдут в изучении исторических дисциплин. С 1 сентября число часов, рекомендованных для изучения истории в 5–7-х классах, составит три часа в неделю. В 5-м классе ребята будут изучать одновременно два направления: всемирную историю и историю родного региона. С 6-го класса направлений уже будет три – добавится предмет «История России».

С 2026 года доля предмета «Истории России» увеличится и для обучающихся 8-9-х классов.

Школьники региона с 1-го по 11-й классы будут изучать курс «История нашего края».

«Новый предмет поможет глубже понять историческое наследие своей малой родины, почувствовать связь поколений, гордость за знаменитых земляков, – говорит Елена Окунькова. – В Нижегородском институте развития образования разработали учебно-методический комплекс по истории Нижегородской области для 5–7-х классов. Рекомендации учебно-методического комплекса «История нашего края» будут размещены на образовательной платформе Нижегородской области «Вектор возможностей».

В помощь педагогам запущен и портал «История.РФ», который содержит огромный массив материалов по истории России и её регионов. На его основе можно разрабатывать современные рабочие программы, включающие актуальные исторические исследования, мультимедийные презентации, тематические задания и викторины.

«Именно эта дисциплина даёт школьникам понимание картины мира и формирует их гражданскую позицию, – считает ректор НИРО. – Важно помнить, что мы изучаем историю не для того, чтобы запомнить набор дат, а чтобы стать мыслящими, ответственными и свободными людьми. Когда кто-то пытается переписать прошлое, наше знание истории – самая надёжная защита».

Ещё новости по теме

В Нижегородской области выросло число 100-балльных результатов ЕГЭ

Лишили шанса: нижегородцы жалуются на сбои при сдаче ОГЭ и ЕГЭ

730 выпускников в Нижнем Новгороде закончили школу с золотой медалью

Экзамен по правилам

В этом году в учебной программе не будет предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», он вернётся только в сентябре 2026 года уже в обновлённом виде и под названием «Духовная и нравственная культура России» (ДНКР). По словам эксперта, в настоящее время готовится новая федеральная рабочая программа.

Также из учебных планов в 6-х и 7-х классах исключается дисциплина «Обществознание». А с сентября 2026 года школьники начнут изучать обществознание только в 9-м классе. Вопрос об ОГЭ по обществознанию будет решаться дополнительно.

Ещё одно существенное изменение связано с чётким указанием перечня тем и заданий для ОГЭ и ЕГЭ. Теперь каждый учебный предмет имеет конкретные элементы содержания, подлежащие проверке.

«Главная цель любого образования – воспитывать гармонично развитых, подготовленных и уверенных молодых людей, готовых успешно сдать экзамены и продолжить своё обучение дальше», – подчёркивает Елена Окунькова.