Найти в Дзене

Куйбышевская магистраль — всё для фронта

Оглавление

Одной из магистралей, которая во время Великой Отечественной связывала тыл с фронтом, была Куйбышевская железная дорога.

По ней за военные годы перевезли 19 млн вагонов с грузами, а на деньги, собранные её сотрудниками, построили 80 санитарных и 10 бронепоездов.

На грани возможного

Железнодорожники трудились изо всех сил. Особенно тяжело было в начале войны: несколько южных и западных магистралей оказались отрезанными, весь грузопоток пошёл по дорогам Поволжья, Урала и Си­бири.

На восток увозили тысячи предприятий и миллионы человек, на фронт отправляли бойцов, оружие, военную технику… Паровозные бригады работали сутками, ремонтные рабочие не отдыхали по несколько смен подряд. Поезда отправлялись с минимальными интервалами, для чего вдоль дороги работала "живая блокировка".

В Средне­м Поволжье увеличили в несколько раз производство оборонной продукции, Волго-Уральский регион наращивал отправку нефти… Пассажирские перевозки увеличились почти в 2,5 раза. И все работы обеспечивались железнодорожниками, которые не ушли на фронт. Они работали без выходных, без качественного питания, без оглядки на усталость.

Тогда на магистраль пришло много женщин и подростков, они осваивали любые специальности и заменяли ушедших на фронт мужчин.

Старшая стрелочница О.П. Бородачева
Старшая стрелочница О.П. Бородачева

На защите Сталинграда

Тяжёлым стал для магистрали и второй год войны, когда враг наступал под Сталинградом. Тогда решили строить "Волжскую рокаду" — дорогу в тысячу километров от Ульяновска через Сызрань и Саратов до Сталинграда. Составы по ней часто шли в одну сторону: после разгрузки поезда сбрасывали под откос. Поднимали их во время затишья, после чего восстанавливали и отправляли обратно.

-3

Всё — фронту

Трудясь в тяжелейших условиях, куйбышевские железнодорожники собирали средства для фронта и сумели внести в фонд обороны 141 миллион рублей.

Часть этих денег ушла на создание санитарных и бронепоездов. Строили их сами железнодорожники. На фронт отправились крепости на колёсах "Полководец Суворов", "Александр Невский", "Уфа", "Салават Юлаев"...

Реплика самого массового бронепоезда Великой Отечественной войны БП-43
Реплика самого массового бронепоезда Великой Отечественной войны БП-43

Улучшить всё

Отказавшись от выходных, сотрудники магистрали для ещё большей интенсивности работы старались рационализировать процессы.

Например, для ускорения грузоперевозок ввели ступенчатую маршрутизацию, а для снижения нагрузки на узловые и сортировочные станции диспетчер Ртищевского отделения Козлов предложил часть маневровой работы перевести на промежуточные станции. Машинисты осваивали вождение тяжеловесных поездов…

Начальник дороги

Борис Павлович Бещев — министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977
Борис Павлович Бещев — министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977

Трудились без устали не только сотрудники, но и руководители дороги. Летом 1942-го начальником КбшЖД стал Борис Бещев, который в самое непростое для страны время сумел руководить дорогой максимально эффективно.

За вклад в работу магистрали он позже получил орден Трудового Красного Знамени. В мирное время Бещев стал министром путей сообщения СССР, в 1959-м ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.