Перед худенькой некрасивой девочкой в роскошном платье склонялись головы всех придворных в напудренных париках во дворце в 1739 году. Каждый вельможа норовил подойти к ней поближе, чтобы раболепно выразить ей свое восхищение, старательно не замечая ее горб. А ведь она вовсе не была царственной особой, но, будучи дочерью всесильного фаворита российской императрицы, Гедвига Бирон привлекала всеобщее внимание и вызывала невероятную зависть. Вот только триумф разрумянившейся от радости принцессы не продлился долго…
Гедвига Елизавета появилась на свет в июне 1727 года в Митаве (сейчас территория Латвии). Она стала вторым ребенком в семье остзейского дворянина Эрнста Иоганна Бирона и Бенигны Готлиб Тротта фон Трейден. Отец малышки служил при дворе вдовствующей герцогини Курляндской Анны - племянницы Петра I. К моменту рождения Гедвиги Бирон уже был фаворитом герцогини и получил от нее чин камергера.
Когда Гедвиге исполнилось 3 года, ее отец вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург, следуя за герцогиней Курляндской. Там, в 1730 году, Анна Иоанновна стала российской императрицей, после чего щедро осыпала Бирона милостями. Тогда судьба вознесла фаворита на недосягаемую высоту. Эрнст Иоганн получил от влюбленной в него императрицы сначала титул графа Священной Римской империи, а в 1737 году, при ее содействии, был избран герцогом Курляндским. После чего Гедвига стала именоваться принцессой и получила собственный штат придворных, в который вошли несколько фрейлин и пажей.
У Бирона было двое сыновей и дочь. Анна Иоанновна так любила его детей, что сама играла вместе с ними, задаривала подарками и прощала им все дерзкие шалости. При дворе шептались, что дети фаворита были рождены вовсе не его законной супругой, а самой императрицей. Так ли это или это были всего лишь обычные кривотолки, неясно. Но историки предполагают, что Гедвига и ее старший брат точно были рождены Бенигной.
Увы, наша героиня не унаследовала привлекательности своего отца, девочка родилась похожей на мать. Гедвига была маленького роста, плохо сложена, и у нее был небольшой горб на спине, поэтому все считали ее некрасивой. Умная и живая девочка с выразительными глазами обладала волевым характером и получила отличное образование. Ведь об обучении детей Бирона заботилась сама императрица, которая пригласила для них из Европы лучших преподавателей.
Причем самые большие успехи делала именно Гедвига, а не сыновья фаворита. У нее была отличная память, и она относилась к учебе с большим рвением. Но, несмотря на это, Бирон дочь не любил, возможно, его разочаровывала ее внешность, поэтому он постоянно придирался к ней. Вероятно, пренебрежение отца и закалило характер Гедвиги и сформировало в ней желание стать самостоятельной.
«Но, без сомнения, физические недостатки маленькой горбуньи отвратили от нее нежность отца, которому, конечно, желалось, чтобы дочь его блистала красотой, как он сам блистал могуществом... Бирон часто не скрывал своего нерасположения к Гедвиге, преследовал ее насмешками, попреками, как дурнушку. Самолюбивая и умненькая девочка не могла не видеть этой слишком крайней холодности отца, и, сознавая свой ум, свое превосходство перед прочими, заключалась в себе самой, а через это вырастила в себе скрытность, но, вместе с тем, выработала себе волю и самостоятельность», — Д.Л. Мордовцев «Русские женщины Нового времени», 1874 год.
Когда девочке исполнилось всего 12 лет, она стала ежедневно присутствовать при дворе, участвуя во всех торжествах. Первый дебют принцессы состоялся во время свадьбы племянницы императрицы – Анны Леопольдовны. На церемонии Гедвига находилась рядом с императрицей, а вечером распоряжалась танцами на балу. Она вела себя настолько естественно и обходительно, что Анна Иоанновна была в восторге от ее разумности и манер.
Естественно, некрасивая принцесса была окружена пристальным вниманием царской свиты, все стремились угодить дочери фаворита и лебезили перед ней, не обращая внимания на ее физические недостатки. Придворные осыпали девочку комплиментами по поводу ее редкого ума. Конечно же, юная Гедвига была в восторге от такого повышенного внимания к ней, в противовес безразличию отца. За девушкой начали ухаживать молодые вельможи, в надежде на брак с дочерью Бирона.
Да и как могло быть иначе: если сама императрица щедро одаривала Гедвигу подарками? Императрица стала подыскивать достойную партию для своей любимицы, и некоторые немецкие принцы заинтересовались рукой Гедвиги, а вернее, ее огромным приданым. Но все планы по замужеству принцессы сорвались, потому что осенью 1740 года Анна Иоанновна скончалась, хотя ей было всего 47 лет. Со смертью императрицы рухнула и ослепительная карьера Бирона, которого императрица назначила регентом.
Вскоре фаворита ждало сокрушительное падение: его арестовали и поместили вместе с женой и детьми в Шлиссельбургскую крепость, где они провели 7 месяцев. Так, в один момент из роскошного дворца ни в чем неповинная Гедвига оказалась в холодной тюрьме. Можно только догадываться, как пережила девочка-подросток заключение. А после окончания суда Бирона отправили в Сибирь.
Их выслали в городок Пелым, куда семью бывшего фаворита доставили под строгим конвоем. Биронов поселили в небольшом доме, состоящем из 4 комнат, выстроенном для них. Здесь, сразу после прибытия в ноябре 1741 года, Бирон тяжело заболел, очевидно, пораженный своим падением. Его супруга и 14-летняя дочь преданно ухаживали за ним, дежуря у его постели, пока он не поправился.
Тюрьма и последующая ссылка произвели неизгладимую перемену в характере Бирона. Он был так раздавлен, что стал мрачен и раздражителен, а свое отчаяние срывал на близких. А больше всего доставалось от него, конечно же, нелюбимой дочери. В декабре ко всем несчастьям добавился еще пожар. Биронов еле удалось спасти, а дом их полностью сгорел. После чего семью разместили у воеводы.
И все-таки Бирону снова повезло, потому что вскоре на престол взошла Елизавета Петровна, она-то и смягчила его приговор. Императрица позволила ему с семьей поселиться в более комфортном Ярославле, куда Бирона доставили весной 1742 года. Там условия его ссылки стали лучше: он пользовался относительной свободой, мог принимать гостей, охотиться и жил в большом доме на берегу Волги. Но все равно за ним постоянно следили караульные офицеры.
Герцогиня Курляндская вместе с дочерью прекрасно рисовали и были искусны в рукоделии. Здесь, в Ярославле, они много времени посвящали вышивке на шелке. Вот только небогатая провинциальная жизнь после блистательной жизни при дворе, конечно же, не могла удовлетворить семейство герцогов. А особенно была недовольна судьбой юная Гедвига, на которую постоянно обрушивался гнев ее отца.
Много лет девушка мечтала вырваться из плена и вернуться ко двору. Целеустремленная Гедвига решила добиться этого любым способом. Сначала она написала нескольким влиятельным лицам при дворе с просьбой помочь. А позднее осмелилась отправить письмо графу Шувалову, фавориту Елизаветы Петровны, чтобы он заступился за нее. Конечно же, никакого ответа на письма она не получила, и была крайне расстроена.
И тогда Гедвига замыслила сбежать из дома, самостоятельно изменив свою судьбу. Тем более что вскоре ей представился удобный случай. Гедвига узнала, что весной 1749 года Елизавета Петровна прибыла в Москву, чтобы отправиться на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, и находчивая девушка решила действовать.
В апреле того же года, ночью, отчаянная Гедвига явилась к супруге ярославского воеводы Бобрищевой-Пушкиной. Там она разрыдалась и сообщила, что давно мечтает перейти в православие, а злой батюшка категорически запрещает ей менять веру. Семья Биронов была лютеранского вероисповедания, а жена воеводы находилась в крайне плохих отношениях с капризным Бироном.
Гедвига умоляла отвезти ее в Лавру, чтобы она смогла пасть к ногам императрицы и просить ее о помощи. Как ни странно, мольбы несчастной горбуньи подействовали на жену воеводы, а может, она воспользовалась возможностью отомстить Бирону, или между дамами уже был сговор. В итоге та помогла девушке, отправившись вместе с ней на следующий день в Лавру. В Ярославле побег принцессы вызвал большой переполох, особенно поступком дочери был поражен Бирон.
А тем временем в Лавре Бобрищева-Пушкина познакомила Гедвигу с первой статс-дамой императрицы, графиней Шуваловой. Проницательной и обходительной девушке удалось расположить к себе и эту влиятельную даму, да так, что графиня решила ей помочь. Мавра Шувалова тут же рассказала об этом случае императрице, сообщив ей, что родители Гедвиги запрещают несчастной дочери перейти в православие, и девушка выглядит как жертва тирании. Как известно, Елизавета Петровна была крайне религиозна, и на нее произвело впечатление столь страстное желание Гедвиги принять православие.
Императрица заинтересовалась этим делом и решила пообщаться с дочерью бывшего фаворита своей двоюродной сестры. На встрече Гедвига от страха (или, играя роль?) не могла вымолвить и слова, лишь безостановочно рыдала. Такое искреннее отчаяние девушки так тронуло сердце дочери Петра, что она решила лично присутствовать на крестинах Гедвиги. Так что хитроумный план курляндской принцессы полностью удался.
И уже через пару недель 22-летняя принцесса приняла православие и крестилась в Москве в присутствии императрицы. При крещении Гедвига Елизавета получила новое имя и отчество, став Екатериной Ивановной Бирон. Любопытно, что при дворе смелый поступок принцессы вызвал невероятный интерес. Девушка, пострадавшая за веру, быстро завоевала всеобщие симпатии. Что, конечно же, говорит об уме Гедвиги, сумевшей расположить к себе могущественных людей.
Принцесса вела себя очень скромно, действовала тонко и понравилась буквально всем: от духовника императрицы до графини Шуваловой. Очевидно, она была весьма обаятельна. Спустя время императрица назначила несчастную горбунью гофмейстериной, второй надзирательницей за фрейлинами. И вскоре Гедвига стала достаточно влиятельной персоной и ловко организовывала браки фрейлин.
Также у нее появился покровитель, камергер Николай Чоглоков, который был обязан своей карьерой при дворе отцу Екатерины. Чоглоков не забыл об этом и познакомил принцессу с наследником престола – Петром Федоровичем. Великий князь оценил немецкие корни Гедвиги и был к ней сильно расположен, разговаривая с ней только на немецком и делясь различными проектами. Гедвига обладала большим даром – она умела часами слушать собеседников.
Сам Бирон был так напуган бегством дочери, что решил, будто она теперь будет ему мстить, представляя императрице его в невыгодном свете. Поэтому сей “прекрасный“ отец написал письмо канцлеру Бестужеву, пытаясь в нем рассказать, сколько бед принесла ему пропавшая дочь, а заодно очернил коварную Бобрищеву-Пушкину.
Вот только все тревоги бывшего фаворита оказались напрасными. Вскоре до него дошли вести, что его умная дочь теперь в фаворе у императрицы и ничем ему не вредит. Бирон тут же сменил тактику и решил просить дочь о помощи.
«Любезная сердцу моему дочь... Я и думать не хочу, что ты своих огорченных родителей совсем забываешь, тогда как ты теперь благоденствуешь. Ты не будешь до такой степени неблагодарною в отношении к тем, которым ты, после Бога, обязана жизнью… Однако ж еще мало помнить, что ты должна почитать своих родителей: ты обязана доказать на деле, что ты их почитаешь и любишь. Кто больше тебя может иметь случай ходатайствовать за твоих родителей?
Императрица еще никогда никого не оставляла коснеть в несчастии и помимо закона помиловала же стольких людей, а в числе их даже тех, которые провинились против нее. Бросься смело и смиренно к ее ногам, проси и умоляй о помиловании твоих родителей и братьев: она непременно сжалится и возвратит нам свободу... Соберись с духом, любезная дочь, проси за нас и не оставь нас тогда, когда все прочие нас оставляют... Преданный тебе и неизменный отец Э.И. Бирон, Г. ф. К. , 7-го апреля 1750 года», — отрывки из письма Бирона (Шубинский С.Н. «Исторические очерки и рассказы», 1869 год).
Но вряд ли Гедвига, с таким трудом добившаяся расположения императрицы, решила бы ходатайствовать за отца. Поэтому просьбы Бирона остались без ответа. Шли годы, и в конце концов Елизавета Петровна решила устроить судьбу крестницы, по обычаю подыскав ей хорошего жениха. Но судьба Гедвиги решилась далеко не сразу. Первого кандидата, камергера Петра Салтыкова, она отвергла сама, хотя мать Салтыкова жаждала породниться с курляндской принцессой и сама уговорила сына искать ее руки.
Но принцесса не захотела выходить за Петра замуж. Точные причины отказа неизвестны, но, скорее всего, жених не угодил Гедвиге тем, что при дворе его считали дураком с вечно полуоткрытым ртом. В итоге ей удалось и отвадить неудачного жениха, который вскоре женился на другой, и не потерять расположение императрицы, которая, жалея Гедвигу, решила найти ей другую партию.
Теперь Елизавета Петровна предложила девушке князя Хованского, хотя сам Григорий вовсе не жаждал жениться на горбунье и всячески пытался увильнуть. Он даже добился разрешения от императрицы отбыть в армию, чтобы избежать свадьбы.
И только в третий раз Гедвиге повезло. Императрица настойчиво пыталась пристроить свою протеже, и остановила взгляд на бароне Черкасове. Александр Иванович имел репутацию человека умного, поэтому быстро смекнул о перспективах брака с принцессой и тут же согласился. А насчет чувств решил, что стерпится-слюбится.
Видно, сдержанной Гедвиге приглянулся симпатичный и веселый барон, поэтому она согласилась выйти замуж. К тому же Черкасов был прекрасно образован и говорил на 3 иностранных языках. Довольная императрица наконец организовала свадьбу, выделив в приданое Гедвиге 20 тысяч рублей. И 25 ноября 1759 года новобрачные пошли под венец. Жениху на тот момент исполнился 31 год, а невесте - 32.
Как ни удивительно, брак вполне сложился и долгое время считался современниками счастливым. Через два года у супругов родилась дочь, а потом и сын. Гедвига, увлеченная семейными хлопотами, остыла к придворной жизни и после рождения детей перестала появляться при дворе. Вместе супруги прожили около 19 лет.
Но если вы думаете, что Гедвига позабыла об отце и матери, то нет! Она все же дождалась момента, и как только на престол взошел император Петр III, Гедвига обратилась к нему с прошением о помиловании отца. Император, благоволивший к ней, разрешил ее семье вернуться в 1762 году. Когда Бирон прибыл в Санкт-Петербург, император вернул ему все награды. Но только спустя время, уже при Екатерине II, Эрнсту Иоганну отдали герцогство Курляндское, где он и прожил последние годы.
Черкасов сделал прекрасную карьеру при дворе Екатерины II. Он был назначен президентом Медицинской коллегии и занимался преобразованием медицинской системы империи. Александр пользовался большим доверием у императрицы, и ему даже было поручено встречать невесту наследника престола, принцессу Вильгельмину, и сопровождать ее ко двору. А вот его супругу матушка-императрица терпеть не могла, называя ее в переписке «горбатым чудовищем».
Увы, впоследствии барон не нашел общий язык с новым фаворитом императрицы, князем Потемкиным, и ушел в отставку в 1778 году. Сведения о дальнейшей жизни супругов немного разнятся, но большинство историков считает, что после окончания карьеры барон оставил надоевшую ему супругу и поселился в деревне в Смоленской губернии. Там Александр Иванович и скончался в 1788 году в 60 лет.
А сама Гедвига, покинутая мужем, посвящала все время заботам о детях. Впоследствии она была вынуждена обратиться за помощью к императрице, так как дела Черкасовых расстроились из-за больших трат. И несмотря на нелюбовь к баронессе, великодушная Екатерина II, как обычно, помогла: она заставила старшего брата Гедвиги - герцога Курляндского - назначить сестре приличную ренту и выкупила дом Черкасовых, чтобы деньги за него получила баронесса.
После чего Гедвига переехала в Дерпт (сейчас Эстония), где прекрасно жила, принимая у себя лифляндское дворянство. В 1780 году она устроила брак своей дочери Елизаветы с богатым полковником Пальменбахом, от этого союза родились 3 дочери. Впоследствии Елизавета Пальменбах стала начальницей Смольного института. А вот сын баронессы, Петр, сделал военную карьеру и остался холостым.
Умерла Гедвига (или Екатерина Ивановна) в 1797 году в возрасте 69 лет. Она была погребена в семейном склепе герцогов Курляндских в Митаве. Интересная судьба была у этой женщины: она прошла путь от принцессы, перед которой преклонялись все придворные, до ссыльной. И все же ей удалось, в отличие от многих других, не согнуться под ударами судьбы, а смело перевернуть свою жизнь: вернуться ко двору, оставить потомство и помочь своей опальной семье выбраться из ссылки.
С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍