— Грубое животное, да как он только смеет так обращаться со мной! — с отчаянием думала герцогиня Курляндская, глядя на спящего пьяного мужа. Подойдя к зеркалу, она стыдливо поправила кружева на платье, пытаясь скрыть синяки на белых плечах и руках. Первая красавица русского двора, дочь влиятельного князя Юсупова стала жертвой собственного мужа, необузданного Бирона, избивавшего ее. — Сил больше нет терпеть эту муку, как же мне покинуть ненавистную Митаву, — горестно размышляла Евдокия. Оставалось последнее средство, обратиться с мольбой о помощи к Екатерине II. И матушка-императрица откликнулась и действительно помогла герцогине…
Евдокия Борисовна появилась на свет в Москве, предположительно в 1743 году. Ее отцом был один из самых богатых людей империи князь Борис Юсупов, а матерью - дворянка Ирина Зиновьева. В крови этой девочки причудливо перемешалась русская, литовская и татарская кровь ее предков. Сами Юсуповы вели свой род еще из Ногайской Орды. Благодаря преданной службе русским царям и огромному богатству они занимали выдающееся положение при дворе.
Дуняша была старшей дочерью в семье. У нее было три младших сестры и брат. Княжна выросла в атмосфере роскоши, не зная ни в чем отказа. Ее отец был одним из самых образованных вельмож своего времени, поэтому князь всем детям дал отличное образование. Княжон воспитывали лучшие учителя. Уже с юности Евдокия славилась своей красотой, ее считали самой красивой в семье. Пленительные карие глаза, черные кудри и нежная кожа – все было в ней прекрасно!
Красота и богатство - казалось бы, что еще нужно для счастья. Перспективы, открывающиеся перед княжной, были блестящими, а ее будущее казалось безоблачным. Вот только не все в жизни складывается, как нам мечтается. Княжна потеряла отца, когда ей было 16 лет. Тогда под свою опеку Евдокию взяла Екатерина II.
Красавица стала фрейлиной императрицы и одной из ее любимиц. Да это и неудивительно, потому что современники отзывались об Евдокии как о прекрасно образованной, приветливой девушке с кротким нравом. Интересно, что, несмотря на эффектную внешность, с замужеством дочери Юсуповы не торопились. Наверное, на то были какие-то причины, потому что Евдокия поздно пошла под венец.
Судьба знатных девиц тогда была всецело в руках их родителей и благодетелей. Конечно же, овдовевшая княгиня Юсупова мечтала об отличной партии для дочери. Тем более устройством судьбы Дуняши решила заняться сама императрица. Екатерина II обожала организовывать браки своих придворных, правда, не обращая внимания на их истинные желания.
Вот и княжне императрица подыскала знатного жениха. Им стал герцог Петр Бирон, старший сын знаменитого фаворита императрицы Анны Иоанновны Эрнста Бирона. Ни о каких чувствах между парой говорить даже не приходится. Брак их стал политической сделкой. Дело в том, что Екатерина II c помощью данного союза хотела укрепить связи между двумя государствами.
Императрица рассчитывала, что обходительная княжна быстро найдет общий язык с курляндским дворянством. И действительно, умная Евдокия легко справилась с возложенной на нее миссией. Да вот только выбранный женишок обладал весьма дурной репутацией. Рождение Петра сопровождалось сплетнями, что, мол, на самом деле его матерью было вовсе не супруга Бирона Бенигна, а Анна, герцогиня Курляндская.
Когда мальчику было шесть лет, судьба вознесла его отца на вершину власти. Ибо Анна Иоанновна взошла на российский престол, а следом за ней отправился в Россию и ее любимый фаворит. Слухи о происхождении Петра подпитывались тем, что у самой императрицы не было детей, и она сильно благоволила к детям Бирона.
Впоследствии обнаглевший фаворит даже решил женить старшего сына на племяннице императрицы – Анне Леопольдовне. Но Анна Иоанновна не позволила, единственный раз отказав Бирону. Избалованный сверх меры Петруша вырос при российском дворе. После смерти императрицы он вместе с отцом попал в опалу. И более 20 лет провел сначала в Сибири, а потом в Ярославле. Вернул Биронов из ссылки лишь Петр III в 1762 году.
В Курляндии Петруша быстро прославился вздорным и вспыльчивым характером. При этом он умел быть достаточно обаятельным, когда ему это было нужно. Но в гневе герцог становился страшен, за что его называли диким. Плюс все это усугублялось сильной алкогольной зависимостью. В общем, у герцога была репутация деспота. Его первая жена Каролина Вальдек-Пирмонтская выдержала в неудачном браке с ним 7 лет, после чего сбежала. По слухам, герцог избивал жену. И весной 1772 года пару развели.
«Но он так и не смог восстановить испорченные отношения с дворянством, чьи представители постоянно жаловались на герцога и в Варшаву, и в Петербург. К тому же принц отличался буйным нравом и порой во хмелю поколачивал своих жен. Бурная личная жизнь Петра Бирона вызвала неудовольствие императрицы, чего его отец никогда не допускал», - Игорь Курукин «Бирон».
Но кого могли смутить такие факты, когда речь шла о выгодной сделке. Екатерина II относилась к Петруше как к вздорному мальчишке, который никак не выучится учтиво обходиться с людьми. Она наивно надеялась, что спокойная Евдокия сможет повлиять на дурной характер герцога. А честолюбивые Юсуповы решили, что союз будет блестящей партией. Потому что княжна станет правительницей целого герцогства, пусть и захудалого.
Для Бирона же союз стал одним из способов укрепить отношения с Россией. А еще, герцогу нужны были наследники, ведь его первый брак остался бездетным. Да, и в конце концов, кто бы посмел отказать императрице, решившей милостиво устроить судьбу своих подданных?
В 1772 году в Санкт-Петербурге состоялась пышная свадьба. Невесте исполнилось уже 29 лет, а жениху и вовсе 48. После праздничных торжеств молодожены отбыли в Митаву (ныне город Елгава в Латвии). Ох и не сладко пришлось герцогине там. Хотя в первое время Петр старался держать себя в руках, очарованный красотой и манерами жены.
«Брак ее с герцогом Курляндским Бироном был устроен императрицей Екатериной II, которая надеялась, что он послужит к укреплению связей между Россией и Курляндией и к смягчению дикого характера герцога, так как молодая княгиня Юсупова отличалась красотой и высокими душевными качествами», — Русский биографический словарь А. А. Половцова, 1912 год.
Любопытно, что, невзирая на тяжелый нрав, герцог был увлечен искусством и даже покровительствовал просвещению. Он основал в Митаве первую академическую гимназию. А вот его отношения с собственными подданными были сложными, курляндская знать постоянно строчила жалобы на самоуправство Бирона в Петербург.
Увы, очаровательная супруга быстро надоела герцогу, и Петруша снова дал волю дурным наклонностям, вернувшись к веселым попойкам. Герцог стал вести себя со второй женой так же, как и с первой. Он часто был груб с Евдокией, издевался над ней и применял физическую силу. Много слез пролила герцогиня за стенами Митавского дворца.
Отношения супругов осложняло еще то, что у них не было детей. Хотя какие могли быть дети, если герцог в состоянии опьянения избивал жену. А защитить герцогиню было некому. Несмотря на знатное происхождение и богатство, по законам того времени муж был ее единственным властелином и мог делать с женой все, что ему вздумается.
Как могла, герцогиня пыталась скрывать от двора унижения, причиняемые ей супругом. Да и не принято было тогда выносить на публику столь постыдные факты. Евдокия с достоинством исполняла обязанности герцогини, вот только всегда была печальной. Она быстро очаровала курляндский двор, приобретя там много сторонников для Российской империи.
Четыре года продлился этот мучительный брак. А когда терпеть больше не стало сил, герцогиня обратилась за помощью к императрице, описав ей в письмах неподобающее поведение мужа. Екатерина II, сама в молодости испытавшая много унижений в семейной жизни, была возмущена поведением герцога. Возможно, что она почувствовала некую вину, ведь именно она отдала свою любимицу в руки Бирона.
И императрица решила помочь Евдокии. В июле 1776 года она пригласила бывшую фрейлину прибыть на свадьбу своего сына Павла Петровича, которая должна была состояться осенью. А письмо для пущей убедительности поручила доставить в Курляндию генерал-лейтенанту Измайлову, мужу одной из сестер Евдокии.
Евдокия еле сдерживала радость, получив долгожданное послание от императрицы. Немедля ни минуты, она стала собираться в Россию. Покидая Митаву, герцогиня прекрасно понимала, что больше никогда не вернется в курляндский ад. Вернувшись домой несчастная женщина кинулась благодарить императрицу и умоляла разрешить ей покинуть мужа. Екатерину II сильно разозлили поступки Бирона. Поэтому она не только милосердно оставила Евдокию при дворе, но и инициировала развод пары, что было тогда большой редкостью.
В 1777 году императрица удостоила герцогиню ордена Святой Екатерины, который получали особы царской крови и дамы высшего света. Около 1,5 лет ушло на бракоразводный процесс. Наконец, весной 1778 года Священный Синод развел супругов. Евдокии оставили ее титул, на чем настояла Екатерина II. Поэтому на всех парадных церемониях герцогиня теперь гордо шла за членами императорской фамилии.
А Бирон даже и не думал расстраиваться из-за потери жены и не предпринял никаких попыток вернуть ее. Вскоре он вступил в третий брак, хотя две его супруги все еще были живы. Последней женой герцога стала юная графиня Доротея фон Медем. Как ни удивительно, но ей удалось усмирить дикого герцога. Петруша влюбился в нее без памяти. Именно Доротея родила пожилому герцогу 7 детей. Хотя в свете зло шептались, что младшая дочь была рождена ею от любовника. Так как после ее рождения Доротея покинула Бирона в 1793 году и жила отдельно.
А что же наша прекрасная Евдокия? Увы, судьба отвела ей немного времени для спокойной жизни. После развода она поселилась в Петербурге в собственном доме и получала денежную ренту от мужа. Герцогиня принимала у себя весь цвет общества и продолжала блистать на придворных балах. Благоволила к ней по-прежнему и Екатерина II.
Как и многие дамы из рода Юсуповых, герцогини обладала слабым здоровьем. В июле 1780 года Евдокия Борисовна серьезно заболела, а потом скончалась по неизвестным причинам. Было ей всего лишь 37 лет. Императрица повелела сделать вскрытие ее тела, возможно, опасаясь отравления. Но доктора посчитали ее смерть естественной. Похоронили герцогиню Курляндскую с почестями в Александро-Невской лавре.
«Завтра мы поедем навестить Измайлову, сестру герцогини Курляндской, скончавшейся в среду, в 10 часов вечера. Она была рожденная Юсупова, молодая, приветливая; думают, что она умерла с горя. Герцог, год тому назад, развелся с нею, и эта женщина, хорошо поставленная при дворе, имея орден св. Екатерины, 50 тысяч ежегодной пенсии, которую государыня заставила герцога выдавать ей, не была счастлива, страдая от непомерного, неудовлетворенного честолюбия», - из дневника французского дипломата, шевалье Мари-Даниэля де Корберона, XVIII век.
И хотя некоторые придворные посчитали, что Евдокия скончалась, не сумев пережить разочарований от неудавшегося брака, поверить в это сложно. Ведь, избавившись от мужа-тирана, герцогиня скорее должна была радоваться вновь обретенной свободе и привольной жизни, чем грустить о прошлом.
Сам Бирон пережил вторую жену на 20 лет. Он стал последним герцогом Курляндским, так как в 1795 году Курляндское герцогство вошло в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой. Петр был вынужден отречься от престола, а взамен Екатерина II пожаловала ему денежную компенсацию. Свои последние годы Бирон провел в Силезии (сейчас территория Польши). Покинул мир буйный герцог в 1800 году, в 75 лет.
К сожалению, ни высокое положение, ни богатство, ни красота не защитили Евдокию от несчастливой личной жизни. По большому счету, ее судьба - это наглядный пример того времени, когда браки заключались в основном по расчету, а при наличие проблем в семье женщине оставалось лишь молча терпеть. Хотя нашей героине повезло, потому что ей удалось выбраться из оков домашнего насилия благодаря расположению императрицы.
С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍