Помню, на закате Советской власти, в 80-е годы (а возможно и раньше) в народе ходила такая шутка: "Отечественные разработки в области микроэлектроники ничуть не уступают зарубежным, а по таким параметрам как масса и габариты значительно превосходят их!"
Понимаю, всё это наверняка сочинили где-то в недрах ЦРУ, чтобы с помощью таких вот прибауток развалить нашу страну. Правда, было в этих словах что-то правдивое, но... Давайте лучше о хорошем. Ибо есть, о чём. Ведь и в былые века, и в прошлые времена, и сегодня у нас есть чем гордится.
В статье ТОКИ БИРКЕЛАНДА я упоминал о многоступенчатой реакции фиксации атмосферного азота с помощью электрической дуги, в результате чего буквально из воздуха можно получить азотную кислоту. Называется он ПРОЦЕССОМ БИРКЕЛАНДА - ЭЙДЕ, в честь авторов.
Разработан процесс был в 1903 году, и сразу же привлёк самое непосредственное внимание всех, кто понимал всю важность этого открытия. В частности, им заинтересовалось Главное инженерное управление военного министерства Российской империи, при котором в 1905 году была создана межведомственная Комиссия по вопросу добывания азотной кислоты окислением азота воздуха. Инициатором изучения зарубежного опыта стал заведующий химической лабораторией Николаевской инженерной академии Александр Иванович Горбов.
Вместе с профессором Петербургского политехнического института Владимиром Фёдоровичем Миткевичем он тщательно изучил схему, созданную Биркеландом, и предложил собственную, усовершенствованную конструкцию.
(Знаю, многие тут же фыркнут, дескать, много ли ума надо - взять чужое, гениальное, слегка улучшить его и выдать за своё, под собственным именем. На самом деле - это тоже очень важное и нужное дело, к тому же, не грех напомнить, сколько потрясающих изобретений было рождено российскими учёными, а потом улучшено и представлено миру как своё собственное. Почему-то это там, у них, считается нормой и правилом хорошего тона, а тут , у нас - плагиатом и воровством чужих идей.)
Так вот, в 1906 году ПЕЧЬ ГОРБОВА - МИТКЕВИЧА была запатентована в ряде стран, в том числе, в Норвегии и Германии. Заслуга наших учёных в том, что им удалось значительно повысить экономичность ПЕЧИ БИРКЕЛАНДА - ЭЙДЕ. Да и в целом, как сообщают источники, опытная печь наших изобретателей по своим показателям превосходила печи зарубежных конструкций.
В частности, выход азотной кислоты в наших печах достигал 70,88 г на 1 кВт-ч, в биркеландовых печах - 67,35 г на 1 кВт-ч, а на Баденской анилиновой и содовой фабрике - 61,63 г на 1 кВт-ч. В пересчёта на массовое производство это были очень внушительные показатели.
Результаты испытаний были настолько впечатляющими, что Комиссия по вопросу добывания азотной кислоты окислением азота воздуха в 1912 году постановила "признать тип печи достаточно разработанным для того, чтобы перейти к заводской работе".
К сожалению, это всё так и не было реализовано. Военное ведомство от постройки на реке Суне завода азотной кислоты по способу Горбова и Миткевича отказалось, считая проект «нецелесообразным».
А потом началась Первая мировая война, и стало не до этого.
А потом грянула Великая Октябрьская революция...
А потом началась Гражданская война...
(Знаю, сейчас критики восторжествуют, мол, чем-же хвалиться, если у нас сделали что-то хорошее, а власти всё зарубили. Увы, это так. И до сих пор часто именно так.)
Александр Иванович Горбов (10/22 мая 1857 - 26 января 1939) - русский учёный-химик, профессор.
Родился в Москве, закончил Орловскую гимназию, затем естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Ещё студентом занимался в лаборатории под руководством выдающегося русского химика Бутлерова.
А вскоре после окончания университета вместе с химиком Александром Кесслером изобрёл аппарат для фракционной перегонки при пониженном давлении.
Работал лаборантом при аналитическом отделении технической химии, был заведующим химической лабораторией в Николаевской инженерной академии в Петербурге.
Во время Первой мировой войны принимал участие в разработке на Петроградском Ижорском заводе огнемёта, принятого на вооружение русской армии.
Горбов был председателем Сапропелевого комитета Комиссии по изучению естественных производительных сил России при академии наук, членом Совета Российского Института прикладной химии, редактором журнала «Прикладная химия».
В 1921 году его арестовали по делу «Петроградской боевой организации» и приговорили к одному году лагеря. Потом по ходатайству Военно-инженерной академии отпустили, чтобы он мог продолжить преподавание, а затем и вовсе отпустили.
Но в 1934 году снова припомнили прошлое и стали шить ему участие в «контрреволюционной национал-фашистской организации «Российская национальная партия». Остаётся непонятным, почему его судили заочно, чем всё закончилось и почему он умер только в 1939 году.
Владимир Фёдорович Миткевич (22 июля/3 августа 1872 - 1 июня 1951) - русский и советский физик, электротехник, академик АН СССР, лауреат Сталинской премии первой степени.
Родился в Минске, в семье священника. Учился в Минской классической гимназии, затем на физико-математическом факультете Петербургского университета.
Работал лаборантом в Электротехническом институте, затем ассистентом кафедры физики и электротехники в Горном институте, потом опять лаборантом на Высших женских курсах. Преподавал в Санкт-Петербургском политехническом институте, защитил диссертацию на тему «О вольтовой дуге», работал консультантом аккумуляторного завода «Рекс», консультантом электротехнических заводов «Сименс и Гальске».
С 1917 года Миткевич был членом Совещания по электротехническим делам при Министерстве торговли и промышленности, затем членом Центрального электротехнического совета ВСНХ, состоял заведующим отдела слабых токов в Государственном научно-техническом институте. А в 1921 году принял участие в организации Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения.
В 1929 году ему предложили стать членом-корреспондентом Германского общества Elektrotechnischer Verein. Он согласился, но в 1937 году отказался. Что совершенно логично, хотя мог бы отказаться и раньше, действуя на опережение.
В 1927 году избран действительным членом Академии наук СССР по специальности «энергетика» по Отделению физико-математических наук. С 1935 по 1939 год был председателем Группы технической физики Отделения математических и естественных наук Академии наук СССР. С 1939 по 1942 год работал директором Института усовершенствования при Всесоюзном научном инженерно-техническом обществе электриков. С 1940 по 1942 год состоял председателем секции электросвязи ОТЕН Академии наук СССР. С 1944 по 1951 год был директором Лаборатории приборостроения Московского отделения Менделеевского химического общества при Академии наук СССР.
Умер сам, без чьей-либо помощи.
P.S. К сожалению, схемы ПЕЧИ ГОРБОВА - МИТКЕВИЧА я так и не нашёл. Поэтому если у вас есть какая-либо информация - поделитесь, буду рад.
Заранее - спасибо!