Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Сколько наложниц было у князя Владимира?

Владимир Великий прославился как правитель с исключительно богатой личной жизнью. До принятия христианства, как сообщается, у него было 800 наложниц, проживавших в Киеве и Берестове, а также несколько законных жён из разных стран.

Исторические источники упоминают о нескольких жёнах Владимира из разных стран. Самой известной из них была Рогнеда Полоцкая, дочь князя Рогволода, на которой Владимир женился после завоевания её родного города. Этот союз состоялся при драматических обстоятельствах: княгиня отказалась выйти замуж за Владимира, сына служанки, чем вызвала его гнев и военную агрессию против Полоцка.

Князь Владимир и Рогнеда
Князь Владимир и Рогнеда

В «Повести временных лет» описывается, как Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах у её родителей, прежде чем принудить её выйти замуж. Этот драматический эпизод иллюстрирует жестокость династических практик того времени, где браки служили преимущественно политическим целям. В этом браке родилось шестеро детей: четыре сына (Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод) и две дочери, имена которых неизвестны.

У Владимира также были две безымянные чешские жены. Первая родила ему сына Вышеслава, который в молодости правил Новгородом как старший наследник. Вторая чешская жена стала матерью Святослава и Мстислава, последнего из которых некоторые историки отождествляют с будущим Мстиславом Черниговским, князем Тмуторацким.

Его следующей женой стала булгарка, от которой родились Борис и Глеб, будущие мученики. Историки спорят, была ли она из Дунайской или Волжской Булгарии. Этот союз свидетельствует о заинтересованности Владимира в установлении отношений с тюркскими народами и их политическими структурами к югу и востоку от Руси.

До принятия христианства Владимир содержал огромный гарем из 800 наложниц. Наложницы жили не только в Киеве, но и в его загородной резиденции в Берестове. Это число было колоссальным даже по тогдашним меркам и свидетельствовало о богатстве и могуществе правителя. Такая практика была характерна для языческой элиты, где многожёнство и сожительство были признаками социального статуса.

Современный летописец Титмар Мерзебургский описывал Владимира как «исключительного распутника» и подчёркивал его сексуальную активность. Система конкубината служила не только для удовлетворения потребностей правителя, но и для укрепления политических связей с различными родами и племенами. Многие из этих женщин, вероятно, происходили из семей влиятельных бояр и местных вождей.

После смерти брата Ярополка в 978 году Владимир также взял себе в жены его жену — безымянную гречанку, ранее монахиню. Эта женщина, похищенная отцом Владимира, Святославом, во время болгарских войн и выданная замуж за Ярополка, родила Святополка, будущего претендента на киевский престол. Этот случай иллюстрирует, как правители относились к женщинам как к части своего политического наследия.

Картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда»
Картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда»

Поворотным моментом в личной жизни Владимира стала его женитьба на византийской императрице Анне Византийской в 988 году. Анна была сестрой императора Василия II Болгаробойцы и дочерью Романа II — первой императорской дочерью, вышедшей замуж за варварского правителя. Этот брак потребовал от Владимира принятия христианства и отказа от языческой практики многоженства.

Союз с Анной имел огромное политическое значение: Владимир оказал Византии военную помощь в подавлении восстания Варды Фоки и Варды Склира в обмен на руку императрицы. Этот брак возвёл Киевскую Русь в статус равноправного партнёра Византийской империи и открыл путь к интенсивной христианизации государства.

После смерти Анны в 1011 году Владимир снова женился — вероятно, на внучке императора Оттона Великого. Историк Николас Баумгартен определил её как дочь графа Куно фон Эннингена, возможно, через дочь Оттона, Рехлинку. От этого союза родилась Добронега Мария, которая около 1040 года вышла замуж за Казимира Восстановителя, князя польского.

У некоторых детей Владимира не установлено чёткого происхождения от конкретных матерей. К ним относятся сыновья Станислава Смоленского и Судислава Псковского – последний пережил всех своих братьев и умер только в 1063 году. Вероятно, они были сыновьями различных наложниц или менее знатных жён, чьи имена не упоминаются в летописях.

У некоторых детей Владимира не установлено чёткого происхождения от конкретных матерей. К ним относятся сыновья Станислава Смоленского и Судислава Псковского – последний пережил всех своих братьев и умер только в 1063 году. Вероятно, они были сыновьями различных наложниц или менее знатных жён, чьи имена не упоминаются в летописях.

Ни у дочери Пшедславы, похищенной Болеславом Храбрым во время его вторжения в Киев в 1018 году, ни у Пшемыславы, которая, согласно венгерским источникам, была замужем за князем Владиславом Лысым из династии Арпадов, не установлены личности их матерей. Эти пробелы в источниках свидетельствуют о том, насколько избирательно хронисты того времени записывали информацию о женщинах и детях.

Записки о Средневековье